Сценарий универсального логопедического тренинга для старших дошкольников "Волк и лось" (по мотивам эстонской сказки)
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: развитие артикуляционного аппарата, мимики, общей и мелкой моторики, всех компонентов речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей правильные артикуляционные уклады.
2. Развивать подвижность языка.
3. Развивать подвижность лицевой мускулатуры и формировать невербальные навыки выражения чувств.
4. С помощью упражнений для кистей и пальцев рук способствовать развитию координации, амплитуды, силы, динамики, переключаемости, ритмичности движений.
5. Развивать мышление и связную речь детей.
Описание: Уважаемые коллеги позвольте представить вашему вниманию логопедический тренинг для детей старшего дошкольного возраста составленный по мотивам эстонской сказки "Волк и лось". В этот тренинг вошли упражнения для кистей и пальцев рук, артикуляционные, фонематические, ритмические и эмоционально-мимические упражнения, а так же задания для развития связной речи.
Текст этого тренинга может использовать и психолог в качестве психотерапевтической сказки.
Описание артикуляционных упражнений (АУ) можно найти в работах, опубликованных мною ранее:
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/metodicheskie-rekomendaci-dlja-vypolnenija-artikuljacionyh-uprazhnenii.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/kompleks-artikuljacionyh-uprazhnenii-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/artikuljacionaja-gimnastika-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
Описание пальцевых упражнений (ПУ) можно посмотреть тут:
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/kartoteka-uprazhnenii-dlja-kistei-i-palcev-ruk.html
Данный материал будет полезен логопедам, психологам, педагогам дошкольного образования, родителям.
Логотренинг "Волк и лось"
Говорят, в роще белка жила.
Очень доброй та белка была,
(С помощью мимики лица изображаем доброту.)
Из гнезда за порядком следила,
День и ночь наблюденье вела.
(Прикладываем ладонь руки ко лбу, поворачиваем голову в разные стороны, мимикой изображаем сосредоточенность и внимание - "наблюдаем".)
Как-то раз на полянке весной
Волк в засаде сидел под сосной.
(Приседаем, потираем ладони, мимикой изображаем хитрость.)
Беззащитную серую цаплю
(С помощью мимики изображаем жалость.)
Караулил разбойник лесной.
(Изображаем злость.)
Белка цапле решила помочь:
Закричала она во всю мощь.
(Фонематическое упражнение - повторять за педагогом любые слоговые цепочки. Например, ма-мо-му. Если же перед вами стоит цель автоматизации определенного звука, то цепочки будут с этим звуком. Например, для автоматизации звука "с" при стечении согласных слоговая цепочка выглядит так - скла-скло-склу.
Цапля крыльями с шумом взмахнула,
Улетая от хищника прочь.
(Ритмическое упражнение - с ускорением, но без повышения голоса повторять "Хлоп-хлоп-хлоп...")
Волк на белку глазами сверкнул,
Недовольно и грозно вздохнул.
(Выполняем любое дыхательное упражнение.)
Затаилась на дереве белка,
Забралась высоко на сосну.
(АУ "Тише")
Но разбойника не проведешь,
Облизнувшись, сказал он: "Ну, что ж,
(АУ "Вкусно")
Ты в гнезде, словно завтрак мой в чашке,
Скоро в пасть ты ко мне попадешь!"
(АУ "Чашечка")
Под сосной начал волк яму рыть,
Чтоб сосну посильней наклонить.
(АУ "Болтушка")
Закачалось гнездо вместе с белкой.
(АУ "Чашечка" - вариант 2)
Волк, смеясь, начал белку дразнить.
(АУ "Песенка")
Ну а белка, от страха бела,
(АУ "Дрожание")
Словно парус, свой хвост подняла,
(АУ "Парус")
Перепрыгнула ловко на елку
И грибком волку по лбу дала.
(АУ "Грибок")
Волк зафыркал, сердито ворча.
(АУ "Фырканье")
Только зря он сосну раскачал -
Вдруг на волка она повалилась!
Испугался волк и зарычал!
(АУ "Рычание")
А поблизости лось пробегал.
(ПУ "Лось")
"Помогите мне", - волк простонал.
(ПУ "Слезы")
"Ты не съешь меня?" - лось волновался.
(ПУ "Лось")
"Что ты! - волк ему пообещал.
(ПУ "Когти" - спрятать в кулачки.)
_ Обо мне все неправду твердят.
Я не ем ни козлят, ни зайчат,
(ПУ "Коза", "Заяц")
Охраняю ежей и кукушек,
(ПУ "Еж", "Птица")
Защищаю цыплят и гусят!"
(ПУ "Курица", "Гусь")
Лось рогами сосну приподнял.
(ПУ "Лось")
Тут волк выскочил и зарычал:
(АУ "Рычание")
"Глупый лось, здесь сидел я в засаде
(ПУ "Бинокль")
И тебя на обед поджидал!"
(АУ "Вкусно")
Лось сказал: "Есть меня погоди,
(ПУ "Погрозить пальцем")
Ты со мною к медведю пойди.
(ПУ "Идти")
Если он все как было узнает -
Сможет правильно нас рассудить".
Развитие связной речи - пересказ фрагмента сказки медведю.
Выслушав всех без исключенья медведь засомневался:
(С помощью мимики и жестов изображаем сомнение.)
Лось, не мог ты сосну приподнять. Докажи!
(ПУ "Лось")
Волк, как мог ты в засаде лежать? Покажи.
(ПУ "Волк")
Пусть сосна тебя снова придавит,
Мы не станем тебя выручать. Здесь лежи!
(Топнуть ногой, жест "Нет", сердимся)
Через день выполз волк сам не свой,
Весь измученный, еле живой.
(АУ "Дрожание")
И теперь в своем логове темном
(ПУ "Берлога")
Воет хищник голодный и злой.
(АУ "Рычание")
Почему волка никто не стал выручать?
Дать детям порассуждать. После этого педагог подводит итог.
Волк остался один - вот беда!
И с людьми так бывает, когда
Кто-то лжет, всех вокруг обижает
И приносит всем много вреда.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект логотренинга для детей дошкольников 5-7 лет по мотивам русской сказки
Логопедический тренинг для детей дошкольников 5-6 лет. Конспект
Картотека артикуляционных упражнений для детей старшего дошкольного возраста
Логотренинг для детей дошкольного возраста