Творческий конкурс для педагогов «Прекрасное Лето»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игры на автоматизацию звука "Р" для дошкольников

Игровые приемы автоматизации звука "Рь" для детей дошкольного возраста
Цель: автоматизация звука "Рь".
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение употреблять звук в своей речи.
2. Разнообразить с помощью игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Описание: Уважаемые коллеги разрешите вам представить в этот раз игры из своей копилки на автоматизацию звука "Рь". Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают фонематический слух, связную речь, память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику, способствуют развитию грамматического строя речи, обогащают словарный запас детей. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.

"Превращалка"
В большую собаку я превращаюсь,
Как большая собака, я зарычу: "РРРР". (Сидим выпрямившись, прикладываем из сложенных пальчиков "ушки" к макушке головы.)
А потом я свернусь в клубочек, (Сжимаемся всем телом.)
Зарычу, превращаясь в щеночка: "Рь-рь-рь".

"Веселый металлофон"
(По образцу педагога ребенок отстукивает ритм на металлофоне и проговаривает чистоговорки. Либо (при закреплении) отстукивает и проговаривает ритм самостоятельно. При работе с группой детей (в случае закрепления) я предлагаю детям проговаривать и проигрывать на металлофоне по 1 строчке.)

"Про рисунок"
Ря-ря-ря-ря-ря-ря - нарисую я моря,
Ре-ре-ре-ре-ре-ре - и деревья на горе.
Ри-ри-ри-ри-ри-ри - на рисунок посмотри!
Рю-рю-рю-рю-рю-рю - я рисунок подарю.

"Мы со слогами играем"
Мы со слогами играем,
Мы словечки получаем.
ША-ША-РИК-РИК,
Получился ШАРИК.
Я-Я-КОРЬ-КОРЬ,
Получился ЯКОРЬ.
ДВО-ДВО-РИК-РИК,
Получился ДВОРИК.
СТА-СТА-РИК-РИК,
Получился СТАРИК.
МО-МО-РЕ-РЕ,
Получилось МОРЕ.
РЮК-РЮК-ЗАК-ЗАК,
Получился РЮКЗАК.
И т.д. (В данном упражнении, помимо всего вышеперечисленного, еще можно предложить ребенку придумать самому следующие слова.)

"Пальчики-помощники"
Ну-ка, пальцы,
Вышли в ряд!
(В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.)
Будем пальцы загибать,
Будут пальцы помогать
Слоги и слова считать!
Ри-ре-ря, (Загибаем пальчики на одной руке.)
Римма-речка-и моря, (Загибаем пальчики на другой руке.)
Рю-ря-ри, (Загибаем пальчики на одной руке.)
Рюмка-рябчик-фонари, (Загибаем пальчики на другой руке.)
Ре-ря-ря, (Загибаем пальчики на одной руке.)
Огурец-моряк-ирис. (Загибаем пальчики на другой руке.)

Игра-соревнование "Придумай как можно больше слов"
Устраиваем соревнование педагог-ребенок (если занимаемся индивидуально) или ребенок-ребенок (если занимаемся с подгруппой) - необходимо придумать как можно больше слов на заданный слог (если ребенок знает буквы, то слог можно писать и читать). Заданный слог может находиться в любой части слова.

Например:
РИ- рис, Рита, Римма, рисовать, рисунок, нарисовать, фонари, снигири, Арина, Карина и т.д.
РЕ - репка, речка, резать, редко, резвый, порезать, море, горе, орехи и т.д.

"Волшебники"
Взрослый предлагает менять в слове букву или слог, чтобы получилось другое слово. Если ребенок затрудняется, то можно ему проговаривать новую часть, чтобы он все собрал в одно слово или показывать картинки. Если дети уже читающие, то слаживаем слова из букв или пишем.

Например:
Заря-заряд-зарядка.
Море-моря-моряк.
Репа-репка-речка.

"Все, что знаем, называем"
Овощи вместе мы вспоминаем, (Ритмично сжимаем пальцы в кулачки.)
Четко РРРЬ мы повторяем: (Протяжно произносим звук.)
Репка, редис, огурец, сельдерей, (Загибаем пальчики.)
Дружно запомни слова поскорей!

Речевая игра "Матрешки"
Игра направлена на закрепление произношения звука "Рь", на уточнение представления о величине, на закрепление счетных навыков.
Взрослый достает 5-составную матрешку, просит разобрать всех матрешек и расставить их по росту. При рассказывании ребенок прикасается пальчиком к каждой матрешке.


Ах, матрешки!
Ах, матрешки!
Разноцветные куклешки!
Раз - Марина!
Два - Ирина!
Три - Арина!
Четыре - Нина!
Крошка Рита будет - пять!
Будем всех опять считать!

После нескольких раз проговаривания стихотворения, спросить у ребенка - в имени какой матрешки нет звука "Рь"

Пальчиковая игра "Профессии"
Профессии разные очень нужны! (Сжимаем пальчики в кулачки.)
Профессии разные очень важны!
(Загибаем пальчики при назывании профессий.)
Лекарства в аптеке продаст нам аптекарь,
Поломанный кран починит нам слесарь,
Вкуснейший торт испечет нам пекарь,
Даст книги читателю библиотекарь,
Настоями трав нас полечит лекарь,
Землю распашет нам трактором пахарь,
Мяч на воротах поймает вратарь.
Запомнил профессии?
Тогда называй.
(Повторить все профессии)
Кто не работает? Кто это?
Лодырь!
Профессии разные очень важны! (Сжимаем пальчики в кулачки.)
Профессии разные очень нужны!

Пальчиковая игра "Компот"
Ребята варили компот, (Имитируем помешивание в кастрюле.)
У каждого фрукты. Вот! (Показываем указательный пальчик.)
Грушу крошила Марина, (Имитируем как крошим.)
А яблоки - Маргарита.
Римма бросала в кастрюлю малинку, (Имитируем, как кидаем.)
А абрикосы бросала Иринка.
Вот и сварили компот! (Выставляем большой палец.)

После проводится беседа:
Кто готовил компот?
Из каких фруктов и ягод приготовили дети компот?

Рекомендуем посмотреть:

Игры для автоматизации звука Ш в речи детей дошкольников Игры на автоматизацию звука Ж Игры на автоматизацию звука Ч Игры на автоматизацию звука С
Логопедический тренинг для старших дошкольников 5-7 лет. Сценарий
Опубликовано: 29 дней назад (28 мая 2024)
Просмотров: 280
+2
Голосов: 2
Татьяна Гуляева # 28 мая 2024 в 11:21 +1
Марина Алексеевна, добрый день!
Ознакомилась с Вашим материалом "Игровые приёмы автоматизации звука "Р" для дошкольников". Игры, которые Вы предлагаете, позволяют поддерживать интерес детей в процессе автоматизации звуков, что просто необходимо с современными детьми в условиях ФОП.
Успехов Вам.
Голос.