Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Логопедический тренинг для дошкольников по мотивам русской сказки "Медведь - липовая нога"

Логотренинг для детей дошкольного возраста "Медведь - липовая нога"
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: развитие артикуляционного аппарата, мимики, общей и мелкой моторики, всех компонентов речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей правильные артикуляционные уклады.
2. Развивать подвижность языка.
3. Развивать подвижность лицевой мускулатуры и формировать невербальные навыки выражения чувств.
4. Развивать мышление и связную речь детей.

Описание: Уважаемые коллеги позвольте представить вашему вниманию универсальный логопедический тренинг для детей старшего дошкольного возраста составленный по мотивам русской сказки "Медведь - липовая нога". В этот тренинг вошли упражнения для кистей и пальцев рук, артикуляционные, фонематические, ритмические, просодические и эмоционально-мимические упражнения, а так же задания для развития связной речи, как основной компонент. Так же здесь есть меняемая часть занятия, которая будет зависеть от ваших конкретных задач на данный момент (коррекция звукопроизношения, развитие лексоко-грамматических категорий языка, развитие связной речи).

Описание артикуляционных упражнений (АУ) можно найти в работах, опубликованных мною ранее:
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/metodicheskie-rekomendaci-dlja-vypolnenija-artikuljacionyh-uprazhnenii.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/kompleks-artikuljacionyh-uprazhnenii-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/artikuljacionaja-gimnastika-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Описание пальцевых упражнений (ПУ) можно посмотреть тут:
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/kartoteka-uprazhnenii-dlja-kistei-i-palcev-ruk.html

Данный материал будет полезен логопедам, психологам, педагогам дошкольного образования, родителям.

Говорят, в лесу медведь когда-то жил.
Очень этот мишка сладости любил. (АУ "Улыбка")
Летом мишенька в малине отдыхал,
Здесь в кустах он сладко ел и спал. (АУ "Сон")
Малины аромат вдохнет ... (Любое дыхательное упражнение)
И по губам слюна течет. (АУ "Вкусно")
Язык, как чашку, изогнет (АУ "Чашечка")
И ягоды жует. (АУ "Шипение")
Жил медведь и никаких забот не знал,
Лишь бездельничал да песни распевал. (АУ "Песенка")
Но однажды полосатая пчела
Его пение жужжаньем прервала. (АУ "Муха")
И тут медведь затрясся весь:
"Как смела ты, пчела, здесь сесть?! (АУ "Дрожание")
Хотела всю малину съесть?!
Ну что ж, тебя ждет месть!" (АУ "Рычание")
Чтобы маленькую пчелку наказать,
Мишка мед ее решил себе забрать. ("Грозим" пальцем, затем потираем руки и с помощью мимики лица изображаем хитрость)
Не раздумывая, улей он открыл (Мимикой изображаем беззаботность, показываем руками как-будто открываем улей)
И с усмешкой лапу в улей запустил. (С помощью мимики изображаем усмешку, потираем руки)
Вдруг вылетел пчелиный рой! (Делаем указательными пальцами круговые движения и жужжим, мимикой изображаем гнев)
Медведь от боли поднял вой! (Держимся за голову и качаем ей, с помощью мимики изображаем боль)
Бежать пустился сам не свой! (Имитируем бег на месте, мимикой показываем страх)
И ... в улей встал ногой. (Топаем ногой, мимикой изображаем досаду)
Долго мишенька пытался улей снять:
Открутить хотел, попробовал сломать.
Зря надеялся стряхнуть, сверлил, щипал (Имитация действий по тексту)
Понапрасну ульем дерево пинал ... (ПУ "Деревья", имитация действий)
Медведь по улью лапой бил, (Повторять ритмические рисунки типа "Тук-тук-ТУК, тук-ТУК-ТУК и т.д.")
Ревел медведь, сердито выл, (Реветь громким низким голосом)
Но вскоре выбился из сил
И тихо заскулил. (Плакать тихим высоким голосом)
Тут друзья вокруг медведя собрались.
Все давать свои советы принялись.
Каждый зверь пытался всех перекричать.
Повтори, что медведь смог разобрать. (Повторение слоговых цепочек типа "Са-со-су, сы-ши-сы, ша-са-са-ша". В зависимости от поставленных задач конкретного занятия слоги могут быть на один определенный звук, который необходимо закрепить, либо на группу звуков, которые требуют дифференциации. Так же с.да можно включить и слова
типа "санки-танки", "уточка-удочка", "бочка-точка-кочка" и т.д.)

В переводе со звериного это означало:
- Сейчас мы улей разобьем!
- Нет, вместе с лапой оторвем
Или расколем топором!
- Нет, лучше уж сожжем?

А что вы можете предложить, ребята? (Дать детям высказать свое предложение и обосновать его)

Ни один совет медведю не помог.
С лапы улей до сих пор он снять не смог.
Для чего же к кузнецу медведь идет?
Съесть его он хочет или помощь ждет? (Ответы детей)

Поможем медведю дойти до кузнеца?

Предлагаем детям пройти дорожку заданий, которая состоит из нескольких остановок (2-5), где ребятам предлагается выполнить определенные задания. Выполнив одно задание идем по дорожке к следующей остановке. Чтобы разнообразить действия детей можно предложить им различные препятствия - пройти по мостику через речку (ходьба по канату), перебраться через болото по кочкам (прыжки), пройти через лужи и не намочить ноги (ходьба с высоким подниманием колен) и т.д. В зависимости от конкретных задач своего занятия подбираем задания для остановок. Это могут быть задания по звукопроизношению, лексико-грамматические упражнения, задания для развития связной речи.

Например, одна из задач занятия - автоматизация звука в речи.
Остановка 1.
Найти спрятанные картинки под фасолью и назвать их (автоматизация звука в словах).
Остановка 2.
Игра с мячом - педагог бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок должен придумать предложение с этим словом и вернуть мяч педагогу (сок - Соня купила сок. У мамы в сумке сок. Ваня выпил сок. и т.д) - автоматизация звука в предложении.
Остановка 3.
Вспомнить и рассказать чистоговорку или стихотворение на определенный звук, которые учили ранее.

Так же можно разработать задания и по определенной лексической теме или для развития связной речи. Т.е. данная часть тренинга будет постоянно меняться.


Вот и добрались мы до кузнеца.
Спасли мы с ним нашего медведя-удальца.
Понял мишка, да и нам понять пора
То, что жадность не доводить до добра.
Бедной пчелке Михаил напрасно мстил.
И в итоге лишь себе он навредил.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логотренинга для детей дошкольников 5-7 лет по мотивам русской сказки Логопедический тренинг для детей дошкольников 5-6 лет. Конспект Картотека артикуляционных упражнений для детей старшего дошкольного возраста Логотренинг для детей дошкольного возраста
Игры на автоматизацию звука "Р" для дошкольников
Опубликовано: 2 дня назад (30 октября 2024)
Просмотров: 238
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!