Артикуляционные упражнения для детей старшего дошкольного возраста. Описание выполнения
Цель: развитие артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей правильные артикуляционные уклады.
2. Развивать подвижность языка.
Описание: Артикуляционная гимнастика является обязательной частью любого логопедического занятия. Позвольте вам представить подробное описание выполнения некоторых артикуляционных упражнений. Данные упражнения можно использовать как по отдельности, так и включая их в различные логопедические сказки и тренинги. В некоторых упражнениях есть несколько вариантов выполнения. Разучивание упражнения всегда начинается с первого варианта. Как все варианты будут разучены с ребенком, то можно будет использовать на одном занятии любой из вариантов.
Некоторые варианты упражнений нацелены на отработку артикуляционного уклада для определенного звука. В этих вариантах я указала звук в скобках. В артикуляционных сказках и логотренингах я эти варианты чередую или использую определенный вариант для определенного звука. Упражнения, направленные на формирование артикуляционных навыков на базе того или иного опорного звука, выполняются только при наличии нормативного произношения данного опорного звука.
Данный материал будет полезен родителям, а так же педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Содержание.
"Обида"
Цель: укреплять круговую мышцу рта; развивать умение оттягивать вниз нижнюю губу и удерживать ее в таком положении.
Вариант 1.
Слегка приоткрыть рот. Опустить уголки губ вниз, оттопырив нижнюю губу. Сохранять положение до 5 секунд.
Вариант 2.
Выполняя упражнение жалобным тоном произнести протяжный звук
ы.
"Оскал"
Цели: укреплять круговую мышцу рта; развивать умение произвольно управлять мышцами губ.
Вариант 1.
Сомкнуть зубы в положении правильного прикуса. Не слишком сильно улыбнуться - так, чтобы были видны верхние и нижние резцы. Сохранять положение до 5 секунд.
Вариант 2.
Выполняя упражнение, угрожающим тоном произнести протяжный звук
э.
Вариант 3.
Сомкнуть зубы. Поднять верхнюю губу, обнажив только верхние резцы. Сделать паузу, расслабив губы. Затем оттянуть вниз нижнюю губу, показывая только нижние резцы. Сохранять каждое положение до 5 секунд.
"Парус"
Цели: учить направлять сильную воздушную струю на кончик языка; вырабатывать навыки подъема и вибрации кончика языка.
Вариант 1 (др).
Очень звонко и максимально протяжно произносить звук
д, как можно дольше прижимая кончик языка спереди к альвеолам. При этом струя выдыхаемого воздуха должна быть настолько сильной, чтобы язык-парус захлопал, затрепетал и завибрировал "на ветру" так, чтобы "ветер порвал парус" (оторвал кончик языка от альвеол). На подставленной ко рту ладони должен чувствоваться этот порыв вырывающегося наружу ветра. В результате получается звукосочетание
дррр.
Вариант 2 (р).
Отработав первый вариант упражнения, вклинивать между согласными редуцированный гласный звук:
тра - тура, дра - дыра. Постепенно удлиняя первый гласный, переходить к послоговому произношению
ту - ра, ды - ра и наконец просто
ра.
"Песенка"
Цели: вырабатывать умение удерживать кончик языка на нижней губе; учить направлять выдыхаемую воздушную струю с боковых сторон языка.
Вариант 1 (л).
Улыбнуться и приоткрыть рот. Положить язык на нижнюю губу и, покусывая его зубами, произносить
ла-ла-ла. Следить, чтобы кончик языка неподвижно лежал на нижней губе и не прятался в рот.
Вариант 2 (л).
Негромко низким голосом тянуть звук
а. Одновременно стучать узким кончиком языка по верхним резцам. Получится отрывистое
ла, ла, ла с несколько усеченным гласным. В дальнейшем упражнение следует выполнять на фоне произнесения гласных
э, ы, о, у.
Звук
л возникает в момент отрыва кончика языка от того места, к которому он был прижат. Поэтому чем резче и определеннее выражен этот отрыв, тем четче произносится звук.
Вариант 3 (л).
Повторять за взрослым заданный ритмический рисунок, например
ЛА-ла - ла-ла-ЛА, или петь этот слог на мотив знакомой песни.
"Порыв ветра"
Цели: учить направлять сильную воздушную струю на кончик языка; вырабатывать навыки подъема и вибрации кончика языка.
Вариант 1 (r).
Лежащий на столе какой-либо легкий предмет (карандаш) должен находиться на уровне рта ребенка на расстоянии 10-15 см. Взрослый предлагает ребенку открыть рот, как при произношении звука
э. Затем приложить широкий кончик языка к основаниям верхних резцов и подуть так сильно, чтобы предмет подлетел вверх или покатился по столу. Получится протяжный гудящий звук
r.
Вариант 2 (р).
При быстром постукивании тыльной стороной ладони снизу по подбородку в процессе выполнения первого варианта этого упражнения получается дробное
др-р-р.
"Покатаемся"
Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края и передний край языка вверх и удерживать язык в таком положении.
Открыть рот и слегка улыбнуться. Боковые края языка плотно прижать к верхним коренным зубам. При этом спинка языка должна прогнуться вниз, а кончик языка - остаться свободным. Удерживая язык в таком положении, ритмично прередвигать его вперед-назад в полости рта.
Следить за тем, чтобы боковые края языка скользили по верхним коренным зубам, не отрываясь от них.
"Рычание"
Цели: учить направлять сильную воздушную струю на кончик языка; вырабатывать навыки подъема и вибрации кончика языка.
Вариант 1 (р).
Произнести протяжно звук
ж при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка вперед, к основаниям верхних резцов. При достаточно сильном напоре выдыхаемого воздуха, проходящего в очень узкую щель между передним краем языка и альвеолами, получится либо звук
r? либо звук
р.
Вариант 2 (r).
Верхние резцы расположить над нижними так. чтобы между ними образовалась очень небольшая щель. При верхнем положении языка протяжно и максимально звонко произносить звук
з и. продвигая кончик языка вглубь рта, слегка прижать его к альвеолам.
Для усиления четкости фрикативного
r можно немного выдвинуть вперед нижнюю челюсть.
Рекомендуем посмотреть:
Артикуляционная гимнастика для детей логопедических группы ДОУ
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей старшей группы
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей 5-7 лет с использованием сказочного сюжета
Комплекс артикуляционных упражнений для старших дошкольников