Автоматизация звука "Ль" у детей дошкольного возраста. Игровые приемы
Цель: автоматизация звука "Ль".
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение употреблять звук в своей речи.
2. Разнообразить с помощью игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Описание: Уважаемые коллеги разрешите вам представить в этот раз игры из своей копилки на автоматизацию звука "Л". Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, общую и мелкую моторику, способствуют развитию грамматического строя языка, обогащают словарный запас детей. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.
Содержание
Веселый металлофон.
Проиграть песенку-чистоговорку на металлофоне, а затем попросить ребенка сделать то же самое. Или можно взять 2 металлофона - на одном играет педагог, проговаривая чистоговорку, на втором играет ребенок, повторяя показ педагога. Этот вариант игры используется на этапе разучивания чистоговорок.
Так же данную игру можно брать для закрепления. Если ребенок уже выучил все чистоговорки, то педагог просит его проиграть песенку, называя ключевое слово чистоговорки.
Например:
- Тополя.
- Ля-ля-ля - зеленеют тополя.
Так же можно использовать данную игру и на подгрупповом занятии по автоматизации звука "Ль" - раздаем детям металлофоны и устраиваем соревнование "Кто больше вспомнит песенок". Дети по очереди проигрывают и проговариваю любую песенку. За правильное выполнение ребенок получает жетон. Затем проводится подсчет жетонов.
Лю-лю-лю - очень лето я люблю.
Ля-ля-ля - зеленеют тополя.
Ли-ли-ли - расцветают лилии.
Ля-ля-ля - солнцем греется земля.
Ли-ли-ли - мы с тобою короли.
Лю-лю-лю - маму с папой я люблю.
Лю-лю-лю - поливаю лилию.
Лю-лю-лю - подари мне саблю.
Ле-ле-ле - дай конфетку Толе.
Оль-оль-оль - знаю цифру ноль.
Оль-оль-оль - прилетела моль.
Ель-ель-ель - корабль сел на мель.
Ель-ель-ель - начался апрель.
Лять-лять-лять - мы идем гулять.
Лить-лить-лить - надо грядки полить.
Можно придумать и другие чистоговорки.
Мы со слогами играем.
Мы со слогами играем,
Мы словечки получаем.
Е-Е
(показываем поочередно каждой рукой жест "класс")
ЛИ-ЛИ
(показываем поочередно каждой рукой ладошку)
Получилось ЕЛИ
(На первый слог показываем обеими руками сразу жест "класс", а на второй слог обеими руками сразу - ладошки.)
СЛИ-СЛИ-ВЫ-ВЫ
Получилось СЛИВЫ.
ПУ-ПУ-ЛИ-ЛИ
Получилось ПУЛИ.
и т.д.
Показ движений тот же. Меняется только слово.
Движения руками можно взять любые. Я использую для этого разные кинезиологические упражнения.
Так же в данном упражнении можно предложить детям самим придумать слова.
Повтори, не ошибись.
Ли-ле-ли, липы-ленты-бутыли.
Ля-лю-ля, шляпы-лютики-поля.
Ля-ли-ля, пляска-листья-тополя.
и т.д.
Доскажи словечко.
Взрослый предлагает ребенку (детям) досказать слова, добавляя слог ЛИ.
Мы по городу ходи ...
Мы песни громко пе...
Мы вкусно пое...
Мы книжки почита...
Мы ногами топа...
Мы сказки слуша...
Мы босиком бега...
Мы громко стуча...
"Волшебники"
Взрослый предлагает ребенку превратиться в волшебника и превратить одно слово в другое.
Например:
- Преврати слово ЛИЗА в другое. Поменяй звук "З" на звук "П".
- ЛИПА
- А теперь слог ПА на слог ЦО.
- ЛИЦО
- А теперь слог ЦО на слог СА.
- ЛИСА.
ЛЕВ-ЛЕС-ЛЕЙ-ЛЕЙКА
ЛЁД-ЛЁВА-ЛЁША
Следует заметить, что данное упражнение можно выполнять только, если у ребенка сформированы понятия "звук", "слог" и ребенок на слух может менять звуки и слоги. Данное упражнение позволяет не только атоматизировать звук "Ль", но и развивать фонематический слух.
"Все, что знаем, называем"
Животные Севера.
Животных Севера мы вспоминаем,
(ритмично сжимаем пальцы в кулачки)
Четко Ль мы повторяем.
Северный оЛень, морской Лев и тюЛень,
(загибаем пальчики; проговариваем четко звук Ль в каждом слове)
Животных севера вспомнить не лень.
Деревья.
Когда деревья мы вспоминаем,
(ритмично сжимаем пальцы в кулачки)
То четко Ль мы повторяем.
Липа, оЛьха, кЛен и еЛь,
(загибаем пальчики; проговариваем четко звук Ль в каждом слове)
Ты все запомнил?
Скажи сам теперь!
Пальчиковая игра "Мы цветочки находили"
На полянку мы ходили,
(ритмично сжимаем пальцы в кулачки)
Мы цветочки находили.
Василек - для Васеньки,
(загибаем пальчики при назывании цветов)
Колокольчик - Катеньке,
Лютик - для Людмилы,
Левкой - для Валентины,
Листик - Лизавете,
Что лишнее?
Ответь мне!
Пальчиковая игра "Листики мы находили"
Осенью мы в парк ходили,
("ходим" пальчиками по столу)
Листики мы находили.
Листик клена - для Алены,
(загибаем пальчики при назывании листьев)
Лист калины - для Алины,
Листик тополя - для Толи,
Листик елочки - для Коли.
Вы ошибочку заметьте,
Что здесь лишнее? Ответьте!
Рекомендуем посмотреть:
Логопедические игры для дошкольников
Игры для профилактики оптической дисграфии и дислексии у дошкольников
Настольные логопедические игры для детского сада своими руками
Дидактические игры для логопедических занятий с дошкольниками
Похожие статьи:
Логопедические игры для дошкольников и младших школьников
Логопедические игры своими руками для дошкольников
Логопедические игры своими руками
Логопедическая игра для старших дошкольников
Логопедическая игра для детей 5 – 8 лет «Кто быстрее»