Описание различных вариантов выполнения артикуляционных упражнений для детей 5-7 лет
Цель: развитие артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей правильные артикуляционные уклады.
2. Развивать подвижность языка.
Описание: Артикуляционная гимнастика является обязательной частью любого логопедического занятия. Я в своей практике люблю использовать разные артикуляционные сказки и логотрененги, где применяется целый комплекс артикуляционных упражнений. Их я рекомендую использовать воспитателям и родителям детей, с которыми ведется коррекционная работа. Некоторыми логотренингами делюсь и с вами в своем блоге.
Чтобы не объяснять каждый раз как делается то или иное упражнение я решила для удобства создать картотеку артикуляционных упражнений с подробным описанием их выполнения. Данные упражнения можно использовать и по отдельности.
В некоторых упражнениях есть несколько вариантов выполнения. Разучивание упражнения всегда начинается с первого варианта. Как все варианты будут разучены с ребенком, то можно будет использовать на одном занятии любой из вариантов. Некоторые варианты упражнений нацелены на отработку артикуляционного уклада для определенного звука. В этих вариантах я указала звук в скобках. В артикуляционных сказках и логотренингах я эти варианты чередую или использую определенный вариант для определенного звука.
Данный материал будет полезен родителям, а так же педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Содержание
"Болтушка"
Цели: вырабатывать навык подъема языка вверх; развивать подвижность его передней части.
Вариант 1.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала выполнять движение медленно, затем ускорить темп и добавить голос. В результате получится звук, напоминающий
бл-бл-бл.
Следить, чтобы в процессе выполнения упражнения язык не сужался и двигался вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. Не допускать натягивания верхней губы на зубы. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
Вариант 2.
Добавив голос, быстро двигать вперед-назад широким кончиком языка сначала по верхней губе, затем по верхним зубам и наконец по небу.
Кончиками пальце правой руки очень быстро гладить сначала фаланги пальцев левой руки с наружной стороны, затем кончики пальцев левой руки и наконец ладонь левой руки.
Вариант 3 (р).
Улыбнуться, открыть рот и очень быстро движениями вперед-назад гладить кончиком языка альвеолы. Добавить голос. Затем точно так же выполнять движения вправо-влево. Получится нечеткий звук
р. При этом губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы при движении вперед кончик языка не высовывался изо рта.
"Вкусно"
Цель: вырабатывать навыки подъема передней части языка вверх и в положение, близкое к форме чашечки.
Вариант 1 (ш).
Слегка улыбнуться и приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Добавить протяжный выдох через рот. Послышится нечеткое шипение. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной и не помогала языку, не подталкивала его наверх. При необходимости можно придерживать нижнюю челюсть пальцами.
Вариант 2 (р).
Широким передним краем языка "обнять" верхнюю губу и, не отрывая кончика языка, скользящим движением облизать внутреннюю поверхность резцов до их оснований или чуть выше. Следить, чтобы верхняя губа не следовала за языком и не наворачивалась на зубы. При выдувании сильной непрерывной воздушной струи в процессе выполнения упражнения вибрация языка, начинающаяся на губе, не должна прекращаться и при переводе его на альвеолы. Получится глухое раскатистое звукосочетание
пррр, а затем
бррр.
(В русском языке звук р никогда не произносится раскатисто, а напротив, звучит сглаженно и часто одноударно. Поэтому не следует добиваться усиленной вибрации кончика языка. При возникновении чрезмерной вибрации следует выполнять упражнения с этим звуком вяло, лениво.)
"Вьюга"
Цель: учить направлять плавную, длительную, непрерывную воздушную струю по средней линии языка.
Широкий кончик языка слегка просунуть между сближенными зубами и сделать протяжный выдох. Для того чтобы воздушная струя выходила по желобку, по средней линии, желательно сдувать предметы, лежащие на столе на расстоянии 10-15 см. от губ (кусочки ваты, коррекционные картинки и т. п.). Получится нечеткий свистящий звук
с.
Для облегчения фокусировки воздушной струи вначале допускается соприкосновение верхней губы с языком, но в дальнейшем язык должен соприкасаться только с верхними зубами.
"Грибок"
Цели: укреплять мышцы языка; вырабатывать навыки подъема языка вверх; растягивать подъязычную уздечку.
Вариант 1.
Рот приоткрыть. Уголки губ развести в стороны. Широкий язык всей плоскостью плотно прижать (присосать) к небу и удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку. Следить, чтобы боковые края языка не провисали, а губы не натягивались на зубы.
Если ребенку долго не удается выполнить данное упраднение, можно предложить ему сначала присосать язык к верхней губе.
Вариант 2.
Плотно присосать широкий язык к небу, все шире и шире раскрывать рот, не отрывая языка от неба, "помогать грибу расти".
Вариант 3 (рь).
При выполнении упражнения резко сдувать со "шляпки гриба" воображаемый листочек, разрывая упругой струёй выдыхаемого воздуха смычку, образовавшуюся в результате присасывания языка к небу. В результате получится звукосочетание
дззззьрррь или
дррь.
"Дзынь"
Цель: вырабатывать навыки подъема и вибрации кончика языка.
Вариант 1 (р).
Слегка приоткрыть рот, разомкнуть зубы и протяжно произнести
дззззынь с верхнеязычным звуком
з. При этом быстро водить из стороны в сторону индивидуальным шарикообразным зондом (можно использовать и зондозаменители) под кончиком языка, вызывая его вибрацию. В результате получится звукосочетание, напоминающее
дррррынь.
Вариант 2 (р).
Сократить механическую помощь до одного движения под языком, не прекращая возникающей при этом вибрации кончика языка как можно дольше.
Вариант 3 (рь)
При выполнении упражнения вместо
дзззынь произносить
дзззинь. В результате получиться звукосочетание с мягким звуком
рь.
"До свидания (Птичье крыло)"
Цели: укреплять мышцы языка; развивать навыки управления языком; повышать амплитуду и точность движений.
Рот приоткрыть, как при произнесении звука
э. Широкий язык ритмично поднимать к верхней губе и опускать к нижней губе. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды. Следить, чтобы язык не сужался. нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
Одновременно махать кистью правой руки, соотнося ее движения с движением языка.
"Дрожание"
Цели: вырабатывать навыки подъема языка вверх и умение делать кончик языка напряженным; учить направлять сильную воздушную струю на кончик языка.
Вариант 1.
Рот открыть, уголки губ слегка развести в стороны. Ритмично с силой постукивать узким кончиком языка по основаниям верхних резцов, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук
d, "роняя этот звук" в поднесенную ко рту ладонь. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался.
Вариант 2 (ж).
Округлить губы и, не закрывая рта, в медленном темпе 4-5 раз с придыханием произнести звук
д, ударяя кончиком языка по основаниям верхних резцов. Затем, постепенно удлиняя выдыхаемую струю, уже не ударять по альвеолам, а только поднимать к ним кончик языка. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Получится звук, напоминающий
джжжжж. Произносить этот звук прерывисто, с паузами, отделяя звук
ж от предшествующего
д.
Вариант 3 (др).
Отрывисто произносить звук
д, постепенно опуская кончик языка с неба к основаниям верхних резцов. Одновременно делать резкие выдохи, направляя воздушную струю на кончик языка и вызывая тем самым его вибрацию.
В результате получится звукосочетание
дррр. Выдыхаемая воздушная струя должна ощущаться на поднесенной ко рту ладони в виде сильных, резких толчков.
Вариант 4 (др).
Протяжно произносить звук, напоминающий фрикативный
д, постукивая тыльной стороной ладони по подбородку снизу.
"Дудочка"
Цели: укреплять круговую мышцу рта; развивать умение вытягивать вперед округленные губы; учить направлять непрерывную, длительную воздушную струю по средней линии языка.
Вариант 1.
Выдвинуть вперед округленные губы (как при произнесении звука
у) и с силой подуть. Пальцами обеих рук шевелить перед губами, имитируя игру на дудочке. При этом будет отчетливо слышен шум рассекаемого воздуха.
Вариант 2.
Выполняя упражнение, произнести протяжно звук
у.
«Лошадка»
Цели: укреплять мышцы языка; вырабатывать навыки подъема языка вверх.
Вариант 1.
Рот приоткрыть. Уголки губ развести в стороны. Передний край языка сильно присасывать к альвеолам или чуть выше и отрывать со щелчком. Следить, чтобы нижняя челюсть «не подсаживала» язык вверх.
Вариант 2 (тр).
Сопровождать выполнение упражнения резкими выдохами через рот в момент отрыва от оснований верхних резцов переднего края языка и вызывать тем самым его вибрацию: «Трррр, стой, лошадка!»
Вариант 3 (р).
Отработав второй вариант упражнения, менять первый согласный в звукосочетании трррр: тр-пр, тр-фр, тр-шр, тр-хр и т.д.
Вариант 4.
Выполнять первый вариант упражнения и одновременно сводить и разводить в стороны уголки губ.
«Мотор»
Цели: вырабатывать навыки подъема и вибрации кончика языка; учить направлять сильную воздушную струю на кончик языка.
Вариант 1 (тр).
Протяжно произносить фрикативный звук р, многократно прерывая его звуком т. Струя выдыхаемого воздуха должна отчетливо ощущаться между альвеолами и кончиком языка. При достаточно быстром и отрывистом чередовании фрикативного звука р со звуком т возникает легкая вибрация кончика языка: тр-тр-тр.
Вариант 2 (р).
Отработав первый вариант упражнения, произносить звукосочетание тррр толчками, прерывая произношение р короткими паузами, как будто машина буксует: трр-р-р. Паузы нужно постепенно удлинять, пока звук р не будет звучать практически изолированно друг от друга в заданном ритме или с определенным ритмическим рисунком.
Вариант 3 (р).
Протяжно произносить звукосочетание ззззза и, как бы газуя на мотоцикле, делать резкие повороты кистями рук, такими же резкими рывками чиркать кончиком языка вверх по альвеолам, сопровождая движение резкими выдохами на кончик языка. Получается фрикативный звук р в сочетании с гласным а. Затем имитировать рев моторов мотоциклов других марок: ру, ры, рэ или ро.
Вариант 4 (рь).
Заменить слог зззза слогом ззззя. Далее действовать как в варианте 3.
Вариант 5 (р).
Улыбнуться и приоткрыть рот. Постепенно ускоряя темп до максимально возможного, многократно произносить тда-тды-тда-тды, будут получаться звукосочетания трррра-тррры.
Вариант 6 (р).
Поднять передний край языка к основаниям верхних резцов и быстро произносить тззза-тззззы-тззза-тзззы. При этом много раз подряд резко дуть на кончик языка, вызывая его вибрацию. Получатся звукосочетания, напоминающие тррра-тррры.
«Муха»
Цели: вырабатывать навыки подъема и вибрации кончика языка; учить направлять сильную воздушную струю на кончик языка.
Вариант 1 (фрикативный р).
Протяжно произносить верхнеязычный звук з (кончик языка находится у основания верхних резцов). Верхние резцы должны находиться над нижними, между ними может быть очень небольшая щель. Затем, не прерывая голосоподачи, следует перевести кончик языка от оснований альвеол к их передней поверхности или чуть выше. Воздушная струя должна ощущаться на кончике языка. Послышится фрикативный звук р с призвуком, напоминающим жужжание мухи, бьющейся о стекло. Звук должен быть максимально звонким.
Вариант 2 (тр).
Прерывать «жужжание мухи» произношением звука т, как бы то и дело прижимая муху к стеклу. Послышится тртртр. Следить, чтобы между звуками т и р не появлялось никакого гласного звука. По мере ускорения произношения будет все более слышаться звукосочетание РТ. Затем присоединить к нему гласный звук а: тра-тра-тра.
Вариант 3 (р).
Жужжать, как муха, но не протяжно, а напротив, очень коротко, одним касанием кончика языка к альвеолам. Получится одноударный звук р, возможно даже с легкой вибрацией. Для усиления вибрации следует плотнее прижимать язык к альвеолам и произносить этот звук в интервокальной позиции: ара-ара-ара, при этом гласные звуки необходими произносить максимально быстро.
«Надо же!»
Цели: укреплять мышцы языка; вырабатывать навык подъема языка вверх; развивать гибкость и подвижность кончика языка.
Вариант 1.
Рот приоткрыть. Уголки губ развести в стороны. Широкий передний край языка слегка присосать к альвеолам за верхними зубами и отрывать с причмокиванием. Повторять движение многократно в быстром темпе, укоризненно покачивая головой.
Вариант 2.
Выполнять упражнение и одновременно сводить и разводить в стороны уголки губ.
«Накажем язычок»
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
Вариант 1.
Улыбнуться и приоткрыть рот. Положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить пя-пя-пя. Язык должен быть настолько широким, чтобы его края касались уголков рта. Следить, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте на счет от 1 до 5-10.
Вариант 2.
Слегка покусывать язык зубами, произнося при этом звука, напоминающие та-та-та. Покусывать язык надо несколько раз на одном выдохе, не задерживая при этом выдыхаемый воздух.
Вариант 3.
Производить массирующие покусывающие движения, медленно выдвигая язык изо рта и снова втягивая его в рот.
«Нравится»
Цели: укреплять мышцы кончика языка; учить присасывать кончик языка к основаниям верхних резцов.
Слегка приоткрыть рот. Губы развести в улыбке. Сильно присосать кончик языка к внутренней стороне верхних резцов или к альвеолам и с силой оторвать его, издав при этом громкий характерный чмокающий звук. Затем с одобрительной интонацией сказать: «Ах!» Повторить 5-8 раз.
Рекомендуем посмотреть:
Артикуляционная гимнастика на тему: Лето в младшей группе
Конспект логотренинга для детей дошкольников 5-7 лет по мотивам русской сказки
Логопедический тренинг для детей дошкольников 5-6 лет. Конспект
Логотренинг для детей дошкольного возраста