Комплекс артикуляционной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста с использованием сказочного сюжета "Маленькая фея"
Цель: развитие артикуляционного аппарата и мимики у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей правильные артикуляционные уклады.
2. Развивать подвижность языка.
3. С помощью упражнений для кистей и пальцев рук способствовать развитию координации, амплитуды, силы, динамики, переключаемости, ритмичности движений.
Описание: Уважаемые коллеги позвольте представить вашему вниманию еще один комплекс артикуляционной гимнастики, который дополнен упражнениями для кистей и пальцев рук. Данный материал будет полезен логопедам, педагогам дошкольного образования, родителям.
Содержание
Музыкант однажды на рассвете
(Наложить перпендикулярно одну руку на другую и растопыривать пальцы - "лучики", шевелить "лучами", поднимая медленно руки вверх)
Слушал пенье птиц, играл на флейте.
(Пение - ритмично собирать пальцы в щепотку и раскрывать ладонь. Флейта - перебирать кончиками пальцев возле рта, имитируя игру на флейте.)
Вдруг заметил он внутри цветка
(Соединить две пригоршни и, не разъединяя оснований ладоней, медленно растопыривать пальцы - "лепестки")
Фею ростом меньше мотылька!
(Ритмично соединять скрещенные между собой, поставленные вертикально ладони и разводить их в стороны, не разъединяя запястий, - "бабочка машет крылышками")
Фея в своей крошечной постели
На цветке спала, как в колыбели.
(Улыбнуться и приоткрыть рот. Прижать широкий кончик языка к основаниям или внутренней стороне верхних резцов и протяжно произнести звук "т"получится тссссс...)
И качалась чашечка цветка
На высокой ножке стебелька.
(Слегка улыбнуться и приоткрыть рот. Боковые края и кончик широкого языка поднять вверх, среднюю часть языка опустить вниз. Следить, чтобы губы не помогали языку оставаться неподвижным. Не допускать подъёма боковых краёв языка за счёт сближения уголков рта. Кисть правой руки прогнуть в форме горсти. Удерживать язык и кисть руки в таком положении на счёт от 1 до 5-10.)
Гусеница фею охраняла,
Близко никого не подпускала.
(Губы слегка округлить. Широкий кончик языка поднять к альвеолам или передней части твёрдого нёба и образовать с ним щель. Боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам. Среднюю часть спинки языка опустить вниз в форме чашечки. Следить, чтобы губы не подворачивались и не натягивались на зубы. Не допускать подъёма боковых краёв языка за счёт сближения уголков рта. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Кисть правой руки округлить в форме горсти, поднести её ко рту и с шумом подуть.)
А служанка - добрая пчела -
Тихо напевала: "Ла-ла-ла".
(Улыбнуться и приоткрыть рот. Положить язык на нижнюю губу и, покусывая его зубами, произносить "ла-ла-ла". Следить. чтобы кончик языка неподвижно лежал на нижней губе и не прятался в рот.)
Над грибком стрекозы хлопотали -
Фее свежий завтрак подавали.
(Рот приоткрыть. Уголки губ развести в стороны. Широкий язык всей плоскостью плотно прижать (присосать) к нёбу и удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5-10. Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная уздечка - его ножку. Следить. чтобы боковые края языка не провисали, а губы не натягивались на зубы.)
Жук-олень копытцами стучал,
(Рот приоткрыть. Уголки губ развести в стороны. Передний края языка сильно присасывать к альвеолам или чуть выше и отрывать со щелчком. Следить, чтобы нижняя челюсть "не подсаживала" язык вверх.)
К завтраку варенье доставлял.
(Слегка улыбнуться и приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Добавить протяжный выдох через рот. Послышится нечёткое шипение. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной и не помогала языку, не подталкивала его наверх. При необходимости можно придерживать нижнюю челюсть пальцами.)
Ветерок в урочный час поднялся.
В травке колокольчик закачался.
(Слегка приоткрыть рот. разомкнуть зубы и протяжно произнести дззззынь с верхнеязычным звуком з. При этом быстро водить из стороны в сторону индивидуальным шарикообразным зондом под кончиком языка, вызывая его вибрацию. В результате получится звукосочетание, напоминающее дррррынь.)
Феечка проснулась, поднялась,
Выбирать наряды принялась.
(Рот приоткрыть. Уголки губ развести в стороны. Широкий передний край языка слегка присосать к альвеолам за верхними зубами и отрывать с причмокиванием. Повторять движение многократно в быстром темпе, укоризненно покачивая головой.)
Рекомендуем посмотреть:
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей старшей группы
Артикуляционная гимнастика для детей 6-7 лет в детском саду
Комплекс артикуляционных упражнений для старших дошкольников
Артикуляционные упражнения для детей дошкольников 5-7 лет