Артикуляционные упражнения. Методические рекомендации
Цель: развитие артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей правильные артикуляционные уклады.
2. Развивать подвижность языка.
Описание: Артикуляционная гимнастика является обязательной частью любого логопедического занятия. Так же артикуляционную гимнастику я рекомендую выполнять дома родителям, а в группе - воспитателям.
Для удобства выполнения всех артикуляционных поз мною были разработаны методические рекомендации, которые позволяют родителям и воспитателям ознакомиться с правильным выполнением того или иного упражнения и проследить, чтобы ребенок не допускал ошибок в его выполнении.
Позвольте представить вашему вниманию данную работу. В некоторых упражнениях есть несколько вариантов выполнения. Разучивание упражнения всегда начинается с первого варианта. Как все варианты будут разучены с ребенком, то можно будет использовать любой из вариантов. Некоторые варианты упражнений нацелены на отработку артикуляционного уклада для определенного звука. В этих вариантах я указала звук в скобках.
Следует так же отметить, что упражнения, направленные на формирование артикуляционных навыков на базе того или иного опорного звука, выполняются только при наличии нормативного произношения данного опорного звука. Данный материал будет полезен родителям, а так же педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
Артикуляционные упражнения
Фырканье
Цель: вырабатывать сильную направленную воздушную струю, вызывающую вибрацию губ и кончика языка.
Вариант 1.
Губы неплотно сомкнуть и резко подуть на них так, чтобы вызвать их сильную вибрацию.
Вариант 2.
Уголки губ слегка развести в стороны. Широкий кончик языка положить между губами. Резко подуть на губы так, чтобы вызвать вибрацию верхней губы и кончика языка. Следить за тем, чтобы щеки не раздувались, а язык не напрягался и не зажимался губами. Не выставлять язык далеко вперед.
Вариант 3.
При выполнении второго варианта упражнения под непрерывным сильным напором выдыхаемого воздуха постепенно втягивать язык в полость рта, облизывая при этом постоянно вибрирующим кончиком языка верхнюю губу, затем верхние зубы, и остановить вибрирующий кончик языка на альвеолах. Следить, чтобы при переводе кончика языка с верхней губы на верхние зубы и альвеолы не прекращалась его вибрация.
Хвостик
Цели: укреплять мышцы языка; развивать навыки управления языком.
Рот открыть. Губы растянуть в улыбке. Широким кончиком языка ритмично ритмично водить от одного уголка губ к другому, изображая движения рыбьего хвоста. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, язык не сужался, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
Одновременно с движением языка производить аналогичные движения кистью правой руки.
Чашечка
Цель: вырабатывать умение поднимать боковые края и передний край языка вверх и удерживать язык в таком положении.
Вариант 1.
Слегка улыбнуться и приоткрыть рот. Боковые края и кончик широкого языка поднять вверх, среднюю часть языка опустить вниз. Следить, чтобы губы не помогали языку оставаться неподвижным. Не допускать подъема боковых краев языка за счет сближения уголков рта. Кисть правой руки прогнуть в форме горсти. Удерживать язык и кисть руки в таком положении на счет от 1 до 5-10.
Вариант 2.
Открыть рот, сделать языком чашечку и прислонить ее край (широкий кончик языка) к верхним резцам (к самой их вершине или немного спереди - с наружной стороны). Подуть на край чашечки, чтобы "остудить налитый в нее чай". Выдох должен ощущаться на приставленной ко рту ладони, сложенной в форме горсти. Послышится неясный свистящий звук.
Вариант 3 (ш).
Заносить чашечку в рот, так чтобы не "расплескать чай". Край чашечки при этом должен, не отрываясь, скользить сначала по внутренней стороне верхних резцов, потом по небу до альвеол. Дуть на край чашечки, чтобы "остудить горячий чай". Нечеткий свист постепенно заменится на звук "Ш".
Одновременно кончиками пальцев правой руки (сложенной в форме горсти) вести по развернутой вниз ладони левой руки от ногтей по подушечкам пальцев и до их оснований.
Вариант 4 (р).
Произнести протяжно звук "Ж" при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к основаниям верхних резцов. При достаточно сильном напоре выдыхаемого воздуха, проходящего в очень узкую щель между передним краем языка и альвеолами, получится звук "Р" либо похожий на него звук - "чашечка дребезжит".
Чихание
Цели: учить направлять сильную, резкую воздушную струю на кончик языка; вырабатывать навыки подъема и вибрации кончика языка.
Вариант 1 (рь).
Имитировать резкое, энергичное чихание:
патщи, задерживая при этом кончик языка у оснований верхних резцов (на звуке "Т"). В результате получится
аптри. Повторять не более пяти раз подряд.
Шипение
Цели: вырабатывать умение поднимать боковые края и передний край языка вверх и удерживать язык в таком положении; учить направлять воздушную струю по средней линии языка.
Губы слегка округлить. Широкий кончик языка поднять к альвеолам или передней части твердого неба и образовать с ним щель. Боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам. Среднюю часть спинки языка опустить вниз в форме чашечки.
Следить, чтобы губы не подворачивались и не натягивались на зубы. Не допускать подъема боковых краев языка за счет сближения уголков рта. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.
Кисть правой руки округлить в форме горсти, поднести ее ко рту и с шумом подуть.
Широкий язычок
Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
Вариант 1.
Слегка улыбнуться и приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Следить, чтобы боковые края языка касались уголков рта.
Одновременно выпрямить кисть правой руки и держать ее горизонтально ладонью вверх, широко раздвинув пальцы.
Удерживать язык и кисть руки в неподвижном. расслабленном состоянии на счет от 1 до 5-10.
Вариант 2.
Водить широким передним краем языка по нижней губе вправо-влево. Следить, чтобы язык не слишком сильно высовывался изо рта. Губы не должны напрягаться и растягиваться в широкую улыбку.
Вариант 3.
Двигать широким языком вперед-назад, не изменяя его формы. Не допускать подворачивания или натягивания нижней губы на нижние зубы.
Рекомендуем посмотреть:
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей старшей группы
Комплекс артикуляционной гимнастики для детей 5-7 лет с использованием сказочного сюжета
Артикуляционная гимнастика для детей 6-7 лет в детском саду
Комплекс артикуляционных упражнений для старших дошкольников