Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Комплекс артикуляционных упражнений для старших дошкольников

Комплекс артикуляционных упражнений для детей старшего дошкольного возраста
Способы выполнения различных артикуляционных упражнений
Цель:развитие артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей правильные артикуляционные уклады.
2. Развивать подвижность языка.
Описание: Артикуляционная гимнастика является обязательной частью любого логопедического занятия. Я в своей практике люблю использовать разные артикуляционные сказки и логотрененги, где применяется целый комплекс артикуляционных упражнений. Их я рекомендую использовать воспитателям и родителям детей, с которыми ведется коррекционная работа. Некоторыми логотренингами делюсь и с вами в своем блоге.

Чтобы не объяснять каждый раз как делается то или иное упражнение я решила для удобства создать картотеку артикуляционных упражнений с подробным описанием их выполнения. Данные упражнения можно использовать и по отдельности.

В некоторых упражнениях есть несколько вариантов выполнения. Разучивание упражнения всегда начинается с первого варианта. Как все варианты будут разучены с ребенком, то можно будет использовать на одном занятии любой из вариантов. Некоторые варианты упражнений нацелены на отработку артикуляционного уклада для определенного звука. В этих вариантах я указала звук в скобках. В артикуляционных сказках и логотренингах я эти варианты чередую или использую определенный вариант для определенного звука. Упражнения, направленные на формирование артикуляционных навыков на базе того или иного опорного звука, выполняются только при наличии нормативного произношения данного опорного звука.

Данный материал будет полезен родителям, а так же педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.

Сон
Цель:вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
Вариант 1 (с). Сесть, откинувшись на спинку стула, голову опустить, руки устало свесить вдоль туловища. Полностью расслабиться. Закрыть глаза. Почувствовать, как отяжелевшая нижняя челюсть сама опускается, приоткрывая рот. Расслабленный (сонный) язык безвольно лежит во рту, не в силах шевелиться. Сделать ртом легкий короткий вдох и шумный протяжный выдох. Получится звук, напоминающий сопение. Следить, чтобы дыхание не ускорялось.
Вариант 2 (с). Выполняя упражнение, вдыхать носом, выдыхать ртом. При каждом выдохе будет слышен глухой свистящий звук.
Вариант 3 (r). При верхнем положении языка протяжно и максимально звонко произносить звук "З" и продвигать кончик языка вглубь рта, так чтобы тот прикасался к альвеолам. Верхние резцы при этом должны находиться над нижними, между ними может быть очень небольшая щель. Послышится фрикативный звук "r" - сонный храп.

Сопение
Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широко распластанным.
Вариант 1 (с). Приоткрыть рот и широко улыбнуться. Сделав легкий вдох, всосать в себя немного воздуха и слегка охладить кончик языка. Послышится тихое сопение. С шумом цедить сквозь зубы маленькую порцию воздуха, гоняя его туда-сюда. Следить, чтобы вдох не был глубоким, всхлипывающим. Кисть правой руки выпрямить ладонью вверх и растопырить пальцы.
Вариант 2 (с). Сопеть только на выдохе, сдувая охлажденный воздух с кончика языка на ладонь, а вдох производить бесшумно через нос.
Вариант 3 (с). Сопеть прерывисто, с паузами, сталкивая охлажденный воздух с кончика языка на раскрытую ладонь.

Стук
Цели: укреплять мышцы кончика языка; вырабатывать навык подъема языка вверх и умение делать кончик языка напряженным; учить направлять сильную воздушную струю на кончик языка.
Вариант 1. Рот открыть, уголки губ слегка развести в стороны. Ритмично с силой постукивать узким кончиком языка по основаниям верхних резцов, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий английский звук d. Можно предложить ребенку барабанить воздушной струей по поднесенной ко рту ладони. Выдыхаемая воздушная струя должна ощущаться в виде сильных, резких толчков.
Вариант 2 (ш). Округлить губы и, не закрывая рта, в медленном темпе 4-5 раз с придыханием произнести звук "Т", ударяя кончиком языка по основания верхних резцов. Затем, постепенно удлиняя выдыхаемую струю, уже не ударять по альвеолам, а только поднимать к ним кончик языка. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Получится звук, напоминающий т-шшш - барабан лопнул. Произносить этот звук прерывисто, с паузами, отделяя звук "Ш" от предшествующего "Т".
Вариант 3 (др). Отрывисто произносить звук "Д", постепенно опуская кончик языка с неба к основаниям верхних резцов. Кончик языка не должен подворачиваться. Одновременно делать резкие выдохи, направляя воздушную струю на кончик языка и вызывая тем самым его вибрацию. Получится звукосочетание дррр, напоминающее барабанную дробь.
Вариант 4 (р). Отработав третий вариант упражнения, произносить звукосочетание дррртолчками, прерывая произношение р короткими паузами. Паузы нужно постепенно удлинять, пока зук р не станет звучать практически изолированно друг от друга в заданном ритме или с определенным ритмическим рисунком.

Тише
Цели: отрабатывать движение языка вверх и развивать его подвижность; учить направлять сильную воздушную струю на кончик языка.
Вариант 1 (с). Улыбнуться и приоткрыть рот. Прижать широкий кончик языка к основаниям или внутренней стороне верхних резцов и протяжно произнести звук "Т". Получится тссс. Произносить этот звук прерывисто, с паузами, отделяя звук с от предшествующего т. Затем произносить изолированный звук "С". При этом сильная струя выдыхаемого воздуха должна ударять в поднесенный к губам указательный палец.
Вариант 2 (с). Протяжно произнести звук "Ц", прерывая звучание короткими паузами. Постепенно удлинять паузы, отделяя звук "С" от предшествующего "Т". Затем произносить изолированный звук "С".
Вариант 3 (сь). Улыбаясь, протяжно произнести звук "ть". Вторым звуком будет слышаться "сь". Произносить этот звук толчками с паузами: ть-сь, сь, сь ...
Вариант 4 (ц). По образцу логопеда слитно произнести два звука тс.
Вариант 5 (ш). Округлить губы, обнажив верхние и нижние резцы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам и протяжно произнести сквозь зубы звук "Т". Получится звук, напоминающий т-т-т-шшшшш. Произносить этот звук прерывисто, с паузами, отделяя звук "Ш" от предшествующего "Т".
Вариант 6 (ч). По образцу логопеда слитно произнести два звука: либо тш, либо тьш.

Узкий язычок
Цель: вырабатывать умение делать язык узким, длинным и удерживать его в таком положении.
Вариант 1. Приоткрыть рот, развести в стороны уголки губ. Выставить язык наружу, придав ему заостренную форму, и удерживать его в неподвижном напряженном состоянии на счет от 1 до 5-6. Следить за тем, чтобы кончик языка не загибался. Одновременно выпрямит кисть правой руки и держать ее горизонтально ладонью вверх, плотно сжав пальцы.
Вариант 2. Ритмично двигать суженным языком вперед-назад, выставляя из рта и снова убирая в рот. следить, чтобы язык не изгибался и не двигался вверх-вниз.
Вариант 3 (л). Вытянуть вперед суженный напряженный язык, слегка сжать его зубами и протяжно произнести звук "Ы". Послышится звук, напоминающий "Л".

Улыбка
Цели: укреплять круговую мышцу рта; развивать умение удерживать губы в улыбке.
Вариант 1. Развести в стороны уголки расслабленных губ, слегка обнажив зубы. Сохранять положение до 5 секунд.
Вариант 2. Выполняя упражнение, произносить протяжный звук "И".
Вариант 3 (мягкие согласные). Быстро и слитно, сплошным потоком произносить в интервокальной позиции твердый звук, например "С" - исисиси или "Р" - ириририри.

Рекомендуем посмотреть:

Артикуляционная гимнастика на тему: Лето в младшей группе Комплекс артикуляционной гимнастики для детей старшей группы Комплекс артикуляционной гимнастики для детей 5-7 лет с использованием сказочного сюжета Картотека артикуляционных упражнений для детей старшего дошкольного возраста
Артикуляционная гимнастика для детей 6-7 лет в детском саду | Логотренинг для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 274 дня назад (22 февраля 2024)
Просмотров: 360
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!