Универсальный логопедический тренинг для детей старшего дошкольного возраста
"Лев и мартышка" (по мотивам африканской сказки)
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: развитие артикуляционного аппарата, мимики, общей и мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей правильные артикуляционные уклады.
2. Развивать подвижность лицевой мускулатуры и формировать невербальные навыки выражения чувств.
3. С помощью упражнений для кистей и пальцев рук способствовать развитию координации, амплитуды, силы, динамики, переключаемости, ритмичности движений.
4. Развивать связную речь детей и фантазию.
Описание: Уважаемые коллеги позвольте представить вашему вниманию логопедический тренинг для детей старшего дошкольного возраста на основе сказочного сюжета, в который вошли - комплекс артикуляционной гимнастики, упражнения для развития общей и мелкой моторики и эмоционально-мимические упражнения. Так же в данный тренинг я включила упражнения на развитие связной речи. В итоге получилось логопедическое минизанятие. Так же данный тренинг можно использовать, как начало любого коррекционного занятия (постановка и автоматизация звуков, занятия по лексическим темам и т.д.). Данный материал будет полезен логопедам, педагогам дошкольного образования, родителям.
Содержание
Лев, как известно, царь зверей!
В саванне зверя нет мудрей.
(Мимикой лица изображаем величие, важность.)
Но поступил однажды лёва
Неосторожно, бестолково!
(Мимикой лица изображаем досаду.)
Лев за добычею ходил:
За антилопами следил, (Мимикой лица изображаем внимание, сосредоточенность.)
Но вдруг ... он сам свалился прямо
(Мимикой лица изображаем удивление.)
В замаскированную яму! (Мимикой лица изображаем страх.)
От неожиданности лев взревел,
(Делаем глубокий вдох носом и на выдохе громко "ревём" - ы-ы-ы.)
Но тут же присмирев,
Дышать стал сильно, но спокойно,
Чтобы вести себя достойно. (Любое дыхательное упражнение)
Лев головой своей поник
(Мимикой и жестами показываем огорчение, тревогу.)
Сидел он, высунув язык.
(Слегка улыбнуться и приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Следить, чтобы боковые края языка касались уголков рта. Одновременно выпрямить кисть правой руки и держать её горизонтально ладонью вверх, широко раздвинув пальцы. Удерживать язык и кисть руки в неподвижном. расслабленном состоянии на счёт от 1 до 5-10.)
"Сейчас бы хоть водички чашку!"
(Слегка улыбнуться и приоткрыть рот. Боковые края и кончик широкого языка поднять вверх, среднюю часть языка опустить вниз. Следить, чтобы губы не помогали языку оставаться неподвижным. Не допускать подъёма боковых краёв языка за счет сближения уголков рта. Кисть правой руки прогнуть в форме горсти. удерживать язык и кисть руки в таких положениях на счёт от 1 до 5-10.)
Подумал он, вздыхая тяжко.
(Губы слегка округлить. Широкий кончик языка поднять к альвеолам или передней части твёрдого нёба и образовать с ним щель. Боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам. Среднюю часть спинки языка опустить вниз в форме чашечки. Следить. чтобы губы не подворачивались и не натягивались на зубы. Не допускать подъёма боковых краёв языка за счёт сближения уголков рта. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной. Кисть правой руки округлить в форме горсти, поднести её ко рту и с шумом подуть.)
Лев злился,
(Мимикой лица показываем злость.)
Нервно хвост жевал,
Как выбраться наверх, не знал!
(Производить массирующие покусывающие движения, медленно выдвигая язык изо рта и снова втягивая в рот.)
Газель поблизости скакала,
Чуть тоже в яму не упала!
(Рот приоткрыть. Уголки губ развести в стороны. Передний край языка сильно присасывать к альвеолам или чуть выше и отрывать со щелчком. Следить, чтобы нижняя челюсть "не подсаживала" язык вверх.)
Газель, увидев в яме льва,
Была от страха чуть жива!
(Жестами и мимикой лица изображаем сильный страх.)
Голодный лев лишь облизнулся
(слегка улыбнуться и приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Добавить протяжный выдох через рот. Послышится нечёткое шипение. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной и не помогала языку, не подталкивала его наверх. При необходимости можно придерживать нижнюю челюсть пальцами.)
И от газели отвернулся.
У ямы дерево росло
На нём гримасничая зло,
(Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать её. Сначала выполнять движения медленно, затем ускорить темп и добавить голос. В результате получится звук, напоминающий бл-бл-бл. Следить, чтобы в процессе выполнения упражнения язык не сужался и двигался вперёд-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд. Не допускать натягивания верхней губы на зубы. Нижняя челюсть должна оставаться неподвижной.)
Мартышка глупая качалась
И над несчастным львом смеялась:
(губы неплотно сомкнуть и резко подуть на них так, чтобы вызвать их сильную вибрацию.)
"Эй, лев, какой ты царь зверей?
(Поставить на голову ладонь с растопыренными пальцами.)
Ведь ты же всех зверей глупей!
(Покрутить у виска указательным пальцем.)
Трусливый ты, как страусёнок,
(Поставить руку локтем на стол, согнуть кисть руки под прямым углом, соединить кончики пальцев - "голова". Раскрывать и закрывать "клюв".)
К тому ж упрямый как козлёнок!
(Выставить из кулака вверх указательный палец и мизинец - "козьи рога".)
Ты злей всех ядовитых змей
(Соединить кончики пальцев - это "голова". Делать волнообразные движения рукой - "телом змеи".)
И дикобраза ты страшней ...
(Скрестить растопыренные пальцы. Прижать кончики пальцев одной руки к тыльной стороне ладони другой руки, затем наоборот.)
На льва ты вовсе не похож,
Да ты ж козёл,
(выставить из кулака вверх указательный палец и мизинец - "козьи рога") зайчишка,
(выставить из кулака указательный и средний пальцы - "ушки") ёж
(большие пальцы соединить - это "носик ежа"; остальные пальцы растопырить , скрестить и пошевелить ими - это "иголки")
Трусливый кролик,
(выставить из кулака указательный и средний пальцы - "ушки") жук,
(выставить из кулака и развести в стороны указательный палец и мизинец - "усики") цыплёнок
(соединить кончики указательного и большого пальцев; остальные пальцы округлить в виде куриного гребешка)
Нет, ты ж беспомощный мышонок ..."
(Двигать по столу кистью руки, сложенной щепоткой.)
Вдруг ветка дерева сломалась ...
(Поставить руки локтями на стол и пошевелить растопыренными пальцами - "ветками")
Что будет дальше? Догадались?
(Дать детям высказаться.)
Ребята, сделайте скорей
Вы эту сказку веселей!
Конец у сказки грустный слишком:
И льва мне жалко, и мартышку.
(Придумывание окончания сказки.)
На этом сказку можно завершить или продолжить, если вы ее используете как вводную часть занятия. Я, например, использую этот тренинг на занятиях по коррекции звукопроизношения.
Давайте сделаем скорей
Мы эту сказку подобрей!
С помощью шаров воздушных
Поднять зверей из ямы нужно!
Сейчас шары мы соберём
И льва с мартышкою спасём!
Детям даю различные задания на отработку звукопроизношения. За каждое правильное задание рисуем на доске воздушный шарик. Собрали все шарики и спасли зверей.
Лев счастлив! Он опять свободен!
Смотрите, как он благороден:
Мартышку злую отпустил.
Разочек шлёпнул и простил.
Так же можно придумать и любую другую концовку.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения
Конспект НОД в старшей логопедической группе
Конспект занятия в старшей логопедической группе
Конспект индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия. Старшая группа
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»