Конспект индивидуальной непосредственной образовательной деятельности с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения по теме «Автоматизация звука [р] в слогах, словах, предложениях и связной речи»
Цель: продолжить автоматизацию поставленного звука [р].
Задачи
Коррекционно-образовательные: упражнять в правильном произнесении звука Р в слогах, словах, предложениях, закрепить умение определять наличие и место звука Р в словах, упражнять в согласовании существительных с числительным, учить подбирать слова-антонимы, составлять предложения с опорными словами;
Коррекционно-развивающие: развивать артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, мелкую моторику, пространственную ориентацию, память, мышление;
Коррекционно-воспитательные: воспитание навыка самоконтроля, воспитывать доброжелательность, желание помочь.
Оборудование: массажные мячики-ежики, картинки со звуком [р], игрушки белки, медвежонка, вороны, ежика, игровые пособия «Собери грибы» и «Собери груши в корзинку»; картинка с лягушатами, шишки, авторское пособие «Шкаф» (картинки, конфета).
Ход НОД.
1.Организационный момент.
Логопед. Сегодня нас с тобой приглашает в гости, угадай кто?
Пыхтя, тащил домой грибок
Проворный маленький зверек,
ни головы, ни ножек,
Конечно, это (ежик)
2.Развитие мелкой моторики (массажные мячики-ежики)
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик)
Потом ручку поменяем (меняем)
Ёж в лесочек убежал, нам «спасибо» пропищал.
(сжимать ёжика, чтобы запищал)
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Ты уже догадалась, куда мы отправимся вслед за ежиком? ( В лес) Но прежде давай проведем и тренировку язычка
Упражнения «Заборчик» «Домик открыт» «Лопатка» «Маляр» «Лошадка»
4. Развитие дыхания.
Логопед. Покажи, какой язык - силач, как он крепко стоит на ветру (упр. «Парус», «Дрожит от ветра»)
5. Артикуляция и характеристика звука Р.
Логопед. Давай с собой возьмем и этот сильный звук. Расскажи, что ты о нем знаешь. Какой это звук?
Ребенок. Это согласный, твердый, звонкий звук.
6.Произношение звука в слогах.
Логопед. Давай скажем волшебные слова: «Раз, два, три повернись и в лесу очутись».
Ой, смотри, кто это шагает, шишки, веточки толкает и слоги повторяет:
Пра-про-пры Бро-бра-брэ
Гры-грэ-гро Тра-тру-тры
Кру-кро-кра Фрэ-фра—фро
Дро-дру-дрэ Вры-вро-вра
Мишутка очень грустит: он далеко ушел от своего дома, и ни знает дороги домой. Давай его догоним и поможем. Ты согласен?
7.Произношение звука в словах.
Логопед. Чтобы догнать мишку нужно пройти по длинной дорожке из картинок и правильно назвать слова.
8. Развитие фонематического восприятия.
Логопед. Мишка встретил белку и просит ее помочь найти дорогу до дома.
Белка не плохая, а …(хорошая)
Белка не злая, а …(добрая)
Не сердитая, а …(радостная)
Не ленивая, а … (трудолюбивая).
Поэтому она очень занята: собирает грибы. Давай ей поможем. Нужно выбрать среди грибов только со звуком [Р] и повесить их на веревочке по месту звука в слове.(Рисунок 1)
9.Физкультминутка.
У медведя дом большой
А у зайки маленький.
Наш медведь домой пошел.
Поскакал и заинька.
10.Произношение звука в словосочетаниях, предложениях.
Игра «Собери груши» (Рисунок 2)
Логопед. Мишка дальше шагает, а белка ему дорогу подсказывает. И встретили они на пути ежика. Просят его о помощи, ежик может им помочь, но сейчас он занят уборкой груш. Давай ему тоже поскорей поможем. Посчитай, сколько груш уже поспело: одна груша, и т.д. (ребенок считает и с дерева грушу вниз опускает)
Давай поможем ежику их собирать, и такое будем такое предложение повторять:
Я (ты, он, она, мы, вы, они) груши собираю и в корзинку их бросаю.
10.Произношение звука [Р] в чистоговорках.
Логопед. На лесной опушке лягушата устроили концерт, и пригласили они наших героев. Посади их так: медвежонка - на самый широкий пенек, ежика - на самый высокий пенек, а белку - между ними.
Ребенок рассказывает ранее выученную чистоговорку, сопровождая ее движениями, имитируя игру на инструментах.
Тара – тара – тара – ра - поднимайся детвора.
Поднимайся детвора, в детский сад идти пора! (стучим как на барабане)
Туру – туру – туру - ру - поднимаем детвору (трубим в трубу)
Тыры - тыры – тыры - ры - нету дома детворы (играем на гитаре).
11.Произношение звука в стихотворении.
Логопед. На помощь медвежонку летит ворона. Она согласна ему помочь – указать дорогу. Ворона рассказывает стихотворение, а ты клади на дорожку шишку, если слышишь звук Р. (Рисунок 3)
В небе гром, гроза
Закрывай глаза,
Грома нет, трава блестит,
В небе радуга горит.
Теперь двигаемся по дорожке вперед: слово со звуком [Р] повторяй, а шишку убирай.
Повторим все стихотворение.
12. Развитие пространственной ориентации. Предложения
Логопед. Ой, смотри, мы уже дошли до домика. А медведица-мама приготовила нашим героям и тебе угощение. Она положила угощение в шкаф. Будь внимателен: открой дверцу справа в нижнем углу (и т.д.) Что это? (Орехи, рыба, груша) Кому дашь? Придумай предложение со словами: белка – орехи, мишка-рыба, ежик-груша. Тебе за помощь тоже есть угощение: открой дверцу…(конфета)
13.Итог занятия.
Пора нам домой. Что тебе понравилось? Какой звук нам помогал?
Литература:
Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. М.: Гном и Д, 2001
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе
Конспект НОД в старшей логопедической группе
Конспект НОД в старшей группе на тему: "Звук Ф"
Конспект развивающего занятия для детей 6-7 лет
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»