Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему: "В мире животных наших лесов"
Автор: Нина Ивановна Казеева, воспитатель МБДОУ- детский сад компенсирующего вида №15 г. Балаково, Саратовской обл.
Тема: В мире животных наших лесов.
Цель: Формировать целостные представления о жизни диких животных.
Задачи:
Образовательные. Продолжать систематизировать знание детей о диких животных.
Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Активизировать речь притяжательными прилагательными, существительными в нужном числе и падеже. Продолжать учить отвечать на вопросы развернутым предложением.
Развивающие. Развивать логическое мышление, творческое воображение, слуховое внимание, графомоторные навыки.
Воспитывающие. Воспитывать гуманное отношение к диким животным, осознание их значимости и необходимости в природе.
Словарная работа:
Обогащение словаря: травоядные, всеядные, хищные.
Активизация словаря: лосиха - лосята, медведица - медвежата, ежиха - ежата.
Индивидуальная работа: с Семеном, Богданом – звукопроизношение, Владом, Юлией – развитие фонематического слуха.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная.
Оборудование: демонстрационный, мудьтимедийная презентация «Дикие животные наших лесов»; картинки к дидактическим играм: «Чьи уши?».
раздаточный: шапочки-маски зайцев и лис, «орешки», карточки с изображением корма диких животных, раскраски, цветные карандаши, мяч.
Предварительная работа: заучивание загадок о животных, рассматривание иллюстраций, беседа о жизни животных, дидактические игры: «Чей хвост?», «Чьи детки?», «Четвертый лишний», игры РТВ: «Что было бы …», «За секунду до …», просмотр мультимедийной презентации: «Дикие животные наших лесов».
Ход НОД:
Эмоциональный настрой детей
Воспитатель: Гости к нам пришли сегодня
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь!
Воспитатель. Ребята, хотите отправиться на прогулку в зимний лес?
Дети: Да!
Воспитатель: Полюбуемся с вами красотой леса и узнаем, кто там живет.
Звучит волшебная музыка
Воспитатель. - Давайте закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу. Слайд
Воспитатель. - Посмотрите, как красиво. Елки укрылись снегом, как пуховым одеялом. Блестит снежок на солнце. Все деревья стоят притихшие, словно к чему-то прислушиваются.
Раздается стук.
Воспитатель. - Ребята, как вы думаете, кто может стучать в лесу?
Дети. Дятел, дровосек, лесоруб.
Появляется Гномик.
Воспитатель.- Нет, ребята, мы ошиблись. Так кто же это стучал?
Дети. Гномик.
Гном. Здравствуйте, дети!
Дети. Здравствуй, Гномик!
Гном. Что вы здесь делаете?
Воспитатель. - Мы хотим с ребятами посмотреть, кто живет в твоем лесу. Разрешишь нам?
Гном. Конечно. Я даже открою вам свою тайну. Вот здесь, в дупле, есть необычные орешки.
Гном достает орешки, показывает.
Воспитатель.- Что же здесь необычного? Орешки, как орешки.
Гном. Внутри каждого орешка картинка. Нужно открыть орех, посмотреть картинку и загадать загадку по ней.
Гном раздает орешки.
Воспитатель. Дети, у которых есть орешки – загадывают загадки, а остальные – отгадывают. (Показ отгадок)
Через поле напрямик
Скачет белый воротник. (Заяц) Слайд
То рыжая, то серая,
А названьем белая. (Белка) Слайд
Кто по полю рыщет
Ягнят, телят ищет? (Волк) Слайд
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Он рога несет легко,
Хоть раскинул широко. (Лось) Слайд
Гном. Молодцы! Загадки хорошо умеете загадывать и отгадки знаете. Скажите, как всех этих животных одним словом можно назвать?
Дети: Дикие.
Гном. А что вы еще знаете про зверей?
Воспитатель. - Ребята, давайте расскажем Гномику, кто из зверей где живет?
Речевая игра с мячом «Кто из зверей, где живёт»
Я бросаю мяч, а вы возвращаете с ответом.
Воспитатель.- Где живет лиса?
Дети. Лиса живет в норе.
Воспитатель.- А где строит себе домик белочка?
Дети. Белочка строит себе домик в дупле.
Воспитатель.- Как называется дом волка?
Дети. Логово.
Воспитатель. - А где домик у зайца?
Дети. Под любым кустиком.
Воспитатель.- Почему зимой в лесу не видно медведей, ежей?
Дети. Они зимой спят.
Воспитатель. - Где спит медведь?
Дети. В берлоге.
Воспитатель.- А еж?
Дети. В норе.
Гном. Молодцы! Вы мне очень понравились, и я хочу остаться с вами. А ещё я вам подарю конверт.
Воспитатель.- Спасибо тебе, Гномик.
Гном остаётся с детьми.
Воспитатель.- Очень интересно, что же в этом конверте? Садитесь на стульчики, посмотрим.
Дети садятся на стулья, воспитатель открывает конверт.
Воспитатель.- Здесь картинки, очень интересные, но что-то здесь не так, а что, не пойму? Слайд
Дети. Там звери неправильно нарисованы. Они поменялись ушами.
Воспитатель.- Вот теперь я поняла, в чем дело.
Дидактическая игра «Чьи уши?»
Воспитатель. - Чьи уши у лисы? Слайд
Дети. Заячьи.
Воспитатель.- А у медведя? Слайд
Дети. Лисьи.
Воспитатель.- Чьи ушки у зайца? Слайд
Дети. Беличьи.
Воспитатель.- А у белки? Слайд
Дети. Медвежьи.
Воспитатель.- Наверное, звери дали друг другу поносить свои уши. Слайд
Кому дал поносить свои уши медведь?
Дети. Медведь дал поносить свои уши белке.
Воспитатель. - С кем поменялась ушами лиса?
Дети. Лиса поменялась ушами с зайцем.
Воспитатель. - Кому отдала свои уши белка?
Дети. Белка отдала уши медведю.
Воспитатель. - Молодцы ребята, догадались, кто с кем поменялся ушами. Зима тоже любит все менять.
Пальчиковая гимнастика «Зимняя шуба»
Снег пойдет и перестанет, (делают волнообразные движения руками.)
Незаметно он растает.
Шубу белую зима (отводят одну руку вправо, другую влево.)
Примеряет всем сама.
Шубу – зайцу беляку, (поочередно загибают пальцы на обеих
Шубу – лесу и лужку, руках одновременно.)
Шуба – Лене и Николке,
Шуба – дубу в чистом поле,
Шуба – тополю и вязу,
Я уже в сугробе вязну, (высоко поднимают колени.)
Но у всех такая шуба, (похлопывают обеими руками по плечам)
Что носить всю зиму любо!
Игра ТРИЗ «Что было бы, если бы …?»
Воспитатель.- Ребята, представьте себе, что было бы, если бы заяц не поменял свою летнюю шубку зимнюю?
Дети. Его сразу бы заметили лиса и волк. Он бы замерз, зимняя шубка теплее, чем летняя.
Воспитатель. - А что было бы, если бы у ежа не было колючих иголок?
Дети. Ему трудно было бы спасаться от врагов.
Воспитатель. - Что было бы, если бы медведь не засыпал на зиму?
Дети. Остался бы голодный, нет ни ягод, ни меда. Бродил бы злой, нападал на людей.
Воспитатель. -Что было бы, если бы у белки не было такого пушистого хвоста?
Дети. Она не смогла бы так ловко прыгать с ветки на ветку. Хвост у нее как руль.
Воспитатель. - На все мои вопросы вы дали очень интересные ответы. Молодцы!
Я предлагаю вам еще одну игру. Будьте внимательны.
Игра «Да- да, это так?»
Воспитатель. Родились у зайчихи лисята.
Дети. Нет-нет, всё не так.
Воспитатель. А как?
Дети. У зайчихи – зайчата, а лисята у лисицы.
Воспитатель. У медведицы детки лосята?
Дети. Нет – нет, всё не так.
Воспитатель. А как?
Дети. У медведицы – медвежата, а лосята у лосихи.
Воспитатель. У белки – волчата.
Дети. Нет – нет, всё не так.
Воспитатель. А как?
Дети. У белки – бельчата, а волчата у волчихи.
Воспитатель. У ежихи – ежата?
Дети. Да-да, это так.
Воспитатель. Молодцы! Все были очень внимательны. Давайте поиграем еще в одну игру. Здесь тоже надо быть внимательными, но еще и ловкими.
Подвижная игра «Лисы и зайцы».
Детей назначаю на роли зайцев и лис. Напоминаю правила игры.
Воспитатель. Если то, что я вам скажу, бывает на самом деле, то лисы ловят зайцев. А зайцы приседают и прячутся. А если такое в жизни не бывает, то наоборот, зайцы будут скакать и ловить лис, а лисы приседают. Когда музыка закончится, игра прекращается. Те, кого поймали, садятся на стульчики. Будьте внимательны.
1 – У лисы длинный пушистый хвост.
( лисы ловят зайцев)
2 – Волк любит скакать по веткам.
(зайцы ловят лис)
3 – Медведь все лето спит в берлоге.
(зайцы ловят лис)
4 – Заяц – длинноухий.
(лисы ловят зайцев)
Воспитатель. Ребята, давайте сядем на стулья отдохнем, а заодно и поразмышляем, пофантазируем.
Игра РТВ «За секунду до …».
Воспитатель. Ребята, представьте себе, что во время прогулки по лесу мы увидели, как лиса подкрадывается к зайчику и вот-вот его схватит. Хотите спасти зайчишку?
Дети. Да.
Воспитатель. Как вы это сделаете?
Дети. Закричим, лиса испугается и убежит. Захлопаем в ладоши. Забросаем снежками.
Воспитатель. Молодцы, зайчика вам удалось спасти. А теперь подумайте, что вы будете делать, если встретите в лесу волка?
Дети. Убежим.
Воспитатель. Волк уже несколько дней не мог найти себе корм, голодный, злой и стал гнаться за вами. Как быть?
Дети. Залезем на дерево.
Воспитатель. У деревьев стволы гладкие, ветки высоко от земли. Очень сложно залезать. Что будете делать?
Дети. Надо разжечь костер, волки боятся огня.
Воспитатель. Можно, но у вас кончились спички. Как быть?
Дети. Привязать красную тряпку на палку и размахивать ею. Волк подумает, что это огонь и не подойдет.
Воспитатель. Я уверена, что вы найдете выход из любой ситуации, поэтому с вами смело можно отправляться в любое путешествие. Молодцы!
(Предлагаю детям пройти к столам и сесть )
Воспитатель. Мы знаем, что все звери не похожи друг на друга: одни большие, другие маленькие, у одних есть рога, у других их нет, у одних длинные уши, у других короткие.
Они отличаются еще тем, что одни кормятся листвой, травой, ягодами, а другие охотятся на животных и этим кормятся.
Подойдите к столам, здесь карточки, возьмите по одной и внимательно посмотрите внимательно. На каждой карточке нарисован корм какого-то животного. Вы должны подумать, чей это корм. Я буду называть животное, а вы поднимать нужную карточку.
Чем питается волк?
Что по вкусу белке?
Что любит лиса?
Что понравилось бы зайцу?
Чему был бы рад медведь?
Чем кормится лось?
Что ест еж?
Молодцы! Скажите, как называют животных, которые питаются только растительной пищей?
Дети. Травоядные.
Воспитатель. Назовите их.
Дети. Лось, заяц.
Воспитатель. Как называют животных, которые охотятся на других животных?
Дети. Хищные.
Воспитатель. Как называют животных, которые питаются растительной пищей и охотятся на других животных?
Дети. Всеядные.
Воспитатель. Назовите их.
Дети. Медведь, белка, еж, кабан.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, нужны ли вообще дикие животные?
Дети. Да, нужны.
Воспитатель. А для чего?
Дети. Они дают людям мех, мясо. Из рогов оленей делают лекарства. Они в лесу поддерживают порядок. Хищники уничтожают слабых и больных животных.
Воспитатель. Совершенно верно. Прежде человек на всех хищников смотрел как на злейших врагов. Но оказалось, что они для природы не только полезны, а просто необходимы. Хищники никогда не нападут первыми на людей, если это и случается, то очень редко.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинку за столом.
Воспитатель. Посмотрите на эту картинку. Я вам загадаю загадку, вам надо заштриховать отгадку.
Дети раскрашивают лису.
Воспитатель. Молодцы, отгадали загадку правильно.
Рефлексия
Воспитатель. Наша прогулка по лесу закончена, понравилась она вам? Что было интересно в нашей прогулке в лес? Я была удивлена, что вы такие внимательные, любознательные, активные. Всем спасибо за приятную увлекательную прогулку. На память я хочу подарить вам фигурки зверей. (Фигурки сделаны оригами)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч
Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения
Конспект занятия в старшей логопедической группе
Конспект индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия. Старшая группа
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»