Конспект НОД Развитие речи
Автор: Еськова Наталья Валентиновна, МБДОУ "ДСКВ №105" г. Череповец
Тема: «Русская народная игрушка – матрешка» (с использованием авторского рассказа)
Виды детской деятельности:
Коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная. Игровая.
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Физическая культура».
Задачи:
1. Дать представление об истории возникновения русской народной игрушки – матрешке.
2. Уточнить представление о разнообразии русской народной игрушки и материале, используемом для их изготовления.
3. Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, внимание.
4. Продолжать развивать у детей умения слушать произведение, понимать его, обращаться с высказыванием к товарищу, задавать вопросы.
5. Уточнять представление о значении слов «мудрец», «пестрый», «сарафан», «передник».
6. Продолжать развивать умение водить хоровод.
7. Воспитывать интерес к народному творчеству, прививать уважение к труду народных мастеров – умельцев.
Материалы:
Каргопольские, дымковские, городецкие, богородские народные игрушки, матрешки; картинки по сюжету рассказа; уздечка для «коня»; магнитофон, CD c запись. хоровода; картина – аппликация матрешки способом обрывания.
Ход занятия:
1ч. Вводная
Дети сидят полукругом.
«Сегодня на занятии мы с вами поговорим о русских народных игрушках, узнаем, как они появились, из какого материала сделаны. Но сначала послушайте историю, которую мне рассказала одна знакомая девочка. Эта история приключилась у них в детском саду. Слушайте внимательно и запоминайте, мы будем ее обсуждать».
2 ч. Основная
Рассказывание произведения.
«Однажды Оля принесла из дома не совсем обычную куклу. Сделана она была из дерева. Она была очень красиво расписана. На ней был синий, словно летнее небо, сарафан с цветочками и такой же платочек. Ее можно было собирать и разбирать. Когда ее разберешь, то получалось очень много кукол. Эта кукла называлась – матрешка. Ребятам очень понравилась кукла. Все стали рассматривать и восхищаться, до чего же она красивая. Одна Таня стояла немного в стороне и думала: «Подумаешь, матрешка!» Ей не хотелось, чтобы все говорили, какая у Оли замечательная кукла. Когда дети стали собираться на прогулку, Таня немного задержалась в группе. Она взяла самую маленькую матрешку и спрятала ее. Вечером Оля обнаружила пропажу. Она сильно расстроилась, так как это был подарок бабушки. Миша увидел, что Оля расстроилась. Он подошел к ней и предложил поискать матрешку. Вдвоем ребята быстро нашли пропавшую куклу».
Анализ рассказа
- Понравилась вам история?
- Вам кого-нибудь стало жалко в этой истории?
-Почему?
- Кого можно пожалеть и почему?
- Чей поступок можно назвать неправильным и почему?
-Как по - другому можно назвать поступок Тани? (нехороший, плохой, вредный, некрасивый)
- Что нужно сказать Тане, чтобы она поняла, что поступила плохо?
- Кто-нибудь может рассказать, кого следует похвалить и почему?
- Как можно назвать поступок Миши?
- А можно назвать поступок Миши дружеским?
- Он поступил, как поступает кто? (настоящий друг)
- Какие пословицы о дружбе вы знаете?
- Как бы вы помогли Оле?
- Как бы вы поступили, если бы увидели, что ваш друг или подруга чем-то огорчены?
- я надеюсь, что у нас в группе таких ситуаций не будет, когда кто-то специально совершает нехорошие поступки, чтобы досадить своему товарищу.
Физкультминутка
Давайте немножко отдохнем.
Солнце яркое встает, (пальцы растопырены, руки подняты до уровня лица)
В мастерскую собирается народ. (ходьба на месте)
Под руками глина – слой на три аршина (руками «обхватывают большой ком»)
Стали шарики катать – как снежки бывало.(изображают как лепят снежки)
Глину щупать, глину мять. (сжимают и разжимают пальцы)
Кто-то сделал индюка – распушенные бока, (руки на поясе, повороты вправо, влево)
У кого-то глина стала вдруг павлином. (руки за спиной, ладони- «хвост павлина»)
Удивительному чуду мы поклонимся не раз, (наклоны вперед)
А затем пойдем мы в пляс. (кружатся)
Рассказ о матрешке
- А сейчас мы узнаем кто из вас самый внимательный. Вспомните, какую игрушку принесла Оля в группу? (матрешку)
- Почему она была необычная? (Она была красиво расписана. Ее можно было разбирать и собирать)
- Понравилась детям игрушка, которую принесла Оля? Посмотрите есть ли среди этих игрушек матрешки? Где они находятся?
- А вам нравится матрешка?
Всем нравится веселая игрушка расписная матрешка.А вы знаете, что она родилась сто лет назад. Ее придумал художник Сергей Владимирович Малютин. У японских детей он увидел игрушку, которая изображала старика – мудреца. Это была игрушка – неваляшка. Внутрь ее вкладывалась еще одна такая кукла только поменьше.
- Скажите , что значит «мудрец»? (очень умный человек, мудрый)
Так вот художник выдумал для русских детей куклу, похожую на японского старика-мудреца. Кукла эта была необычная, с чудесным сюрпризом : внутри первой сидела кукла поменьше, а в той еще меньше и т. д.
Малютин С. В. Нарядил каждую куклу в расписной сарафанчик, в яркий платочек и пестрый передничек.
- Кто знает, что такое «сарафан»? (женское платье без рукавов, под него одевается рубашка с длинными рукавами) Посмотрите, одеты ли на этих матрешек сарафаны? Кто покажет?
- Что такое «передник»? (фартук) Есть ли передники у этих матрешек? Где они?
- Что значит «пестрый» передник? (разноцветный)
-А какие передники у этих матрешек: пестрые или одного цвета?
-Обратите внимание у матрешек одинаковые наряды или нет?
Вот и у всех матрешек, которые сделал Малютин, не было похожего наряда: у одной сарафан красный, у другой-зеленый с цветами, у третьей-малиновый платочек с белыми горошинами.
-А кто вспомнит, какой наряд был у матрешки, которую принесла девочка Оля в нашей истории? (синий сарафан с цветочками и такой же платочек)
- С чем сравнивается сарафан матрешки в рассказе? (он был синий, словно летнее небо)
-Кто-нибудь знает, почему эту куклу назвали матрешкой? А хотите узнать?
Малютин назвал куклу Матрешей, старинным русским именем.. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника. Так родилась Матрешка.
Физкультминутка (игровой хоровод «Как на тоненький ледок»)
Раньше в русских деревнях очень любили водить хороводы. Давайте и мы станцуем хоровод.
Дети становятся в круг. Выбирается «Ваня», «конь» (находятся за кругом) и «подружки» (в кругу).
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок (дети взявшись за руки идут в право)
Эх, зима, ты зима, (движение - «рубим капусту»)
Белоснежная пришла! (топаем ногами)
Выпал беленький снежок, (идут влево)
Ехал Ванечка дружок.
Эх, зима, ты зима, (движение - «рубим капусту»)
Белоснежная пришла! (топаем ногами)
Ехал, Ваня, поспешал, (изображают движение, как едут на коне)
Со добра коня упал. (топают ногой ,вытянутые в центр круга руки, по,казывают на упавшего Ваню; «конь» встает в круг)
Он упал и лежит, (поднимают плечи)
Никто к Ване не бежит. (разводят руки, поворачивают голову вправо и влево)
Эх, зима, ты зима, (движение - «рубим капусту»)
Белоснежная пришла! (топаем ногами)
Две подружки увидали, (ладонь ко лбу «козырьком»)
Прямо к Ване подбежали. (руки вытянуты вперед, «подружки» поднимают его)
Эх, зима, ты зима, (движение - «рубим капусту»)
Белоснежная пришла! (топаем ногами)
За белы руки брали, ( «подружки» берут «Ваню» за руки и подводят к «коню»)
На добра коня сажали.
Эх, зима, ты зима, (движение - «рубим капусту»)
Белоснежная пришла! (топаем ногами)
Путь - дорогу показали, (показывают в центр круга)
Да наказывали. («грозят»)
Эх, зима, ты зима, (движение - «рубим капусту»)
Белоснежная пришла! (топаем ногами)
Как поедешь ты, Иван, (изображают езду на коне)
Не зевай по сторонам. («грозят»)
Эх, зима, ты зима, (движение - «рубим капусту»)
Белоснежная пришла! (топаем ногами)
Рассматривание народных игрушек
Обратите внимание: здесь представлены предметы, сделанные руками русских мастеров и современные игрушки.
Посмотрите и выберите, какие еще старинные русские игрушки, кроме матрешки, вы здесь видите (петух, барыня, конь и т.п.) Возьмите в руки по народной игрушке, расскажите, как называется ваша игрушка и из чего она сделана. (Например. У меня дымковский конь, он сделан из глины. Он глиняный)
Когда – то давным - давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами.
-Посмотрите, из чего сделаны эти игрушки?
-Как вы думаете, почему именно из этих материалов? (было много леса; глину как и дерево всегда можно найти)
В далекие времена девочки любили играть с деревянными, а мальчикам нравились глиняные свистульки. Одни мастера лепили или вырезали из дерева игрушки, другие их расписывали.
Д/у « Что общего, в чем различие»
-Как назвать эти предметы одной фразой? (это старинные русские игрушки)
-Что можно с ними делать?
-Как можно сними обращаться?
-Подумайте, чем они отличаются?
Рассказывание потешек детьми.
Некоторым из вас было задано домашнее задание. Сейчас расскажите, какие потешки сочинил русский народ по мотивам народной игрушки.
Вот какой талантливый русский народ. Когда вы станете взрослыми, кто-то из вас тоже будет талантливым мастером и сделает какой-нибудь необычный предмет, который прославит Россию.
3 ч. Заключительная
-О чем мы сегодня говорили на занятии?
-Что нового узнали о народной игрушке?
Занятие закончено. Молодцы!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч
Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения
Конспект НОД в старшей логопедической группе
Конспект индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия. Старшая группа
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»