Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия в старшей группе

Конспект комплексного занятия по формированию целостной картины мира и рисованию
«Русская народная игрушка - веселая матрешка»
Автор: Еськова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ "ДСКВ №105" г.Череповец

Виды детской деятельности:
Продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «коммуникация», «художественное творчество», «физическая культура»
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные (семенковская, загорская, полхов-майданская);
• Учить детей различать разные техники росписи матрешек;
• Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов;
• Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки; глазомер, чувство цвета, формы, ритма;
Воспитательные:
• Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания в народном творчестве;
• Формировать эстетическое отношение к окружающему миру;
• Показать связь между всеми видами народного творчества: народными промыслами, русским фольклором (песнями, потешками, прибаутками), русскими легендами и сказками;
Коррекционные:
• Развивать навыки творческого рассказывания, составление рассказов об игрушке;
• Закреплять навыки связной речи.
Предварительная работа
• Знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства;
• Составление коллекции матрешек;
• Рассматривание, обследование и сравнение матрешек;
• Дидактические игры с пяти-семиместными матрешками;
• Рисование и раскрашивание матрешек.
Материалы:
• Выставка игрушек- дымковских, филимоновских, богородских.
• Выставка матрешек – сергиево-пасадских, загорских, полхов-майданских.
• Силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги.
• Кисти.
• Краски (гуашь или акварель)
• Баночки с водой, салфетки.
• Карандаши.
Ход занятия:
[/b]
I. Организационный момент
Сказительница русских сказок приглашает детей полюбоваться народными игрушками.
Введение в тему
1.Экскурсия по выставке игрушки
II. Сказительница: Здравствуйте, мои дорогие!
Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете, кто я? Я хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество и могу вам рассказать.
Только сегодня я хочу вам сказки не рассказывать, а показывать. Вот они у меня все стоят, на столах и подставочках. Удивлены? Посмотрите сами.
Вот здесь живут сказки из Дымково.
Вы уже с ними знакомы. Кого вы узнали? Здесь и барышня – водоноска, и храбрый солдат, олень – золотые рога, и петушок – золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого своя сказочка есть.
А рядышком поселились филимоновские игрушки – тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть – свиристеть умеют.
Русский народ богат любовью своей – к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумали народные мастера всякие игрушки для забавы.
А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское Московской области. Эти игрушки сделали из липы. Медведей особенно любят сделать Богородские мастера.
Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют. Много радости они людям приносят, и те им большое спасибо мастерам богородским говорят.
2. Рассказ матрешки
А вот еще один стол. Он платком цветастым накрыт .Что на нем? А вот угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, ониа вам о многом расскажет:
Словно речка она крутобока,
А под алым платочком на нас
Смотрит весело, бойко широко
Парой, черных смородинок – глаз.
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть
Может, три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская … (матрешка)
Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки.
А вот еще, какая загадка про матрешек есть, послушайте:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут в друг дружке,
А всего одна подружка
(стихи А.Рождественской)
3. Физминутка:
Мы веселые матрешки –
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пестрых,
Ладушки, ладушки.
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки.
(Руки согнуты в локтях, указательный палец правой руки упирается в правую щеку. При произношении слов «Ладушки, ладушки» дети хлопают в ладоши, показывают «сапожки» на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее кружатся, руки на поясе)
4. Рассказ о матрешке (продолжение)
Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок.
На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Известно, что прообразом матрешки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Первая русская матрешка появилась в Сергиевом Посаде и состояла из 8 фигур. Потом их стали делать во многих областях России. Наиболее известны семеновские, загорские, а также полхов - майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник.
В росписи преобладают красные, синие и зеленые цвета. Есть матрешки, у которых прорисованы глаза и нарумянены щеки.
III. Рисование сарафана для матрешки.
Сказительница: Ну что, понравились вам игрушки?
А теперь садитесь за столы и попробуйте сами нарисовать костюм для матрешки.
(Детям предлагаются силуэты матрешек, вырезанные из бумаги)
Придумайте и нарисуйте узор для сарафана. Подумайте, какой будет основной цвет сарафана. Какой цветочный или геометрический узор будет его украшать.
2. Самостоятельная работа детей
IV. Итог занятия:
Расскажите, пожалуйста, откуда пришли ваши матрешки, в чем отличие их костюма от другого, почему костюм именно такой?
Что вы узнали нового о народной игрушке?
Молодцы!
Наша встреча с матрешкой подходит к концу.
А теперь давайте сделаем « Хоровод матрешек» (выставка работ)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект зимней прогулки в старшей группе Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в старшей группе Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы Конспект НОД в старшей группе по теме Грибы
Конспект НОД область ФЭМП в старшей группе | Конспект занятия в старшей логопедической группе
Опубликовано: 3835 дней назад (4 мая 2014)
Просмотров: 8807
+1
Голосов: 1
Светлана Владимировна Зубенко # 4 мая 2014 в 22:14 0
Хороший конспект, мне понравилось с каким глубоким интересом вы рассказываете о матрёшке, являющейся исконно русской игрушкой, а также символом богородицы т. е. защитницей России.
Нуржамал # 17 декабря 2018 в 15:31 0
Очень полезный и интересный конспект. Подробный рассказ педагога о матрешек думаю у детей пополнился словарный запас по теме и расширился кругозор. Спасибо