Конспект НОД область «ФЭМП» в старшей группе детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Тема: «Дикие животные наших лесов»
Автор: Еськова Наталья Валентиновна, воспитатель МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №105», г. Череповец
Программное содержание:
1. Упражнять в сравнении предметов по размеру и ширине на зрительной основе, раскладывать предметы в порядке убывания ширины;
2. Упражнять в поиске недостающего элемента ряда величин;
3. Закреплять навыки порядкового счёта в пределах пяти;
4. Упражнять в сравнении совокупности предметов, выраженных смежными числами;
5. Развивать зрительное восприятие, мышление, конструктивные навыки, воображение;
6. Упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде, падеже; активизировать словарь существительных по лексической теме; прилагательных, обозначающих цвета; упражнять в употреблении прилагательных в сравнительной степени: самая широкая, шире, уже, самая узкая, больше, меньше.
Материал: для воспитателя: 5 картинок с изображением зверей: медведя, волка, лисы, зайца, ежа; полоски разной ширины и цвета; верёвки для выкладывания ручейков;
для детей: по набору полосок разной ширины и цвета, по три одинаковых треугольника.
Ход:
1. Сегодня звери в лесу проснулись рано. Они пришли на полянку.
На доску выставляются картинки с изображением медведя, волка, лисы, зайца и ежа.
Вопрос к детям: - Что вы можете сказать о размере зверя, стоявшего первым слева? (ответы детей: он самый большой - это медведь).
Вопрос к детям:- Что вы можете сказать о размере зверя, который стоит с правой стороны ряда? (он самый маленький – это ёж).
- Звери построились по порядку - от самого большого до самого маленького. Назовите зверей и их размеры по порядку.
- На поляне много луж. Чтобы звери не промочили свои лапы, давайте предложим им взять доски. Они будут служить мостиками для перехода через лужи.
- Посмотрите, у меня 4 мостика. Чем они отличаются? (ответы детей).
- Разложите мостики на столе по мере убывания их ширины (соответственно красная, синяя, жёлтая, зелёная)
- Сколько у вас мостиков? (четыре) – А сколько зверей? (пять)
- Чего больше зверей или мостиков и на сколько больше? (зверей на одного больше).
Похоже, что один мостик, где то потерялся.
Воспитатель раздаёт детям ещё по три полоски голубого, оранжевого и коричневого цвета. Голубая полоска такой ширины, как и синяя, коричневая – как жёлтая, оранжевая имеет промежуточную ширину между синей и жёлтой.
- Сравните мостики с уже имеющимися. Найдите среди них пропущенный мостик и определите его место в ряду.
- Какой по цвету пропущенный мостик? (оранжевый).
- Сосчитай мостики по порядку.
- Какого цвета мостик на втором месте слева? На четвёртом месте слева? На первом месте справа? На каком по счёту месте слева синий мостик? Зелёный мостик?
2. Звери должны выбрать подходящий по ширине мостик.- Подумайте и выберите для зверя мостик, который ему больше подходит. (работа у доски).
Дети должны соотнести размер зверя с шириной мостика, при этом необходимо следить за правильностью употребления слов, обозначающих ширину и размер.
(Например: Красный мостик самый широкий, по нему пойдёт самый большой зверь – медведь. Синий мостик уже, по нему пойдёт зверь меньше – волк. Оранжевый мостик ещё уже, по нему пойдёт зверь ещё меньше – лиса. Жёлтый мостик ещё уже, по нему пойдёт зверь ещё меньше- заяц. Зелёный мостик самый узкий, по нему пойдёт самый маленький зверь – ёж)
3. Физкультминутка.
Игра «Перепрыгни через ручей»
- Через ручей можно перейти по мостику, а можно перепрыгнуть. Посмотрите: здесь текут два ручейка. Что можно сказать об их ширине? (один – узкий, другой – широкий). Сначала перепрыгнем через узкий ручеёк, а потом через широкий.
Дети несколько раз перепрыгивают через «ручейки» (обозначены верёвочками, один около 30 см, другой – 50 см).
Вопрос к детям: - Через какой ручеёк перепрыгнуть легче, через узкий или широкий?
4.- Давайте, теперь отдохнём, поиграем в игру «Сложи фигуру».
Воспитатель предлагает детям взять по три одинаковых треугольника.
- Подумайте, какие предметы можно выложить при помощи трёх треугольников. Выложите их на столе.
Дети могут выложить разные варианты домиков, ёлок, геометрических фигур. Правильные решения фиксируются на доске.
- Расскажи, что ты выложил, из каких фигур.
5. Итог занятия. – Сегодня на занятии мы учились сравнивать предметы по ширине и размеру.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч
Конспект занятия по тестопластике в старшей группе
Конспект занятия в старшей группе на тему: Родина
Конспект НОД "Весенние птицы" по развитию речи (обучение чувашскому языку) для старшей группы
Похожие статьи:
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка
Конспект занятия по хореографии в старшей группе
Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе
Сценарий музыкального тематического занятия с дошкольниками 5-6 лет