Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия по развитию речи с детьми старшей группы

Конспект занятия по развитию речи с детьми в старшей группе по теме: «Обучение рассказыванию по произведению В.П. Катаева «Грибы»
Автор: Иванченко Галина Александровна, воспитатель МДОУ Детского сада № 6, г. Ржев.
Описание материала: данный конспект занятия предназначен для детей в старшей группе по теме: «Обучение рассказыванию по произведению В.П. Катаева «Грибы». Ребята учатся распознавать съедобные и несъедобные грибы, делить слова на слоги, составлять предложения из 3-4 слов.

Планируемые результаты: проявляет эмоциональную отзывчивость при прочтении рассказа В.П. Катаева «Грибы»; с интересом рассматривает картинки с нарисованными грибами и сюжетной картинки «Летний лес»; по просьбе взрослого рассказывает об изображенном ; отвечает на поставленные вопросы; правильно произносит звуки, составляет предложения из 3-4 слов; может дать правильную оценку ответа товарища, быть сдержанным.

Оборудование: две корзиночки, изображение грибов, сюжетная картинка «Летний лес».

Цели:
1. Учить детей рассказывать не торопясь, находить нужные слова, выражения говорить достаточно громко.
2. Упражнять в правильном произношении всех звуков. 3акрепить умение составлять предложения из трех, четырех слов и делить слова на слоги.
3. Воспитывать скромность, наблюдательность и доброжелательность к ответам и рассказам других детей, воспитывать сдержанность.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Ребята, назовите какое сейчас время года у нас идет? (Весна).
- Скажите, а какое время года будет после весны? (Лето).
- Какие месяца относятся к лету? (Июнь, июль, август).
Лето - это прекрасная пора! Многие из вас поедут отдыхать к бабушке в деревню. Будете ходить на речку – купаться, в лес – собирать цветы, ягоды.
- Что еще можно собирать в лесу? (Грибы).
Особенно хорошо собирать грибы после проливного дождя, в лесу пахнет грибами. В траве у тропинки, обычно прячутся крепкие боровики, сыроежки, краснеют нарядные мухоморы. Между стволами берез густо разросся молодой ельник, а под ним прячутся грузди, подосиновики, волнушки, желтеют золотые лисички.

- Какие из названных грибов относятся к съедобным? (Ответы детей).

- Какие к ядовитым? (Ответы детей).
А сейчас я прочитаю вам рассказ о грибах, который написал писатель Валентин Петрович Катаев, он так и называется «Грибы».
- Вы хотите узнать, о каких грибах написал автор, тогда слушайте внимательно, чтобы после чтения правильно ответить на мои вопросы. (Чтение рассказа).
Грибы.
Валентин Катаев.

К Жене и Павлику приехала из города двоюродная сестра Инночка.

– Ну, дети, – сказала мама, – нечего вам без дела сидеть. Идите в лес за грибами. Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.
– Я лучше всех собираю, – сказал Павлик.
– Нет, я лучше, – сказала Женя.

А Инночка промолчала. Она вообще любила помалкивать.

Побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.

– Я лучше всех собрал! – кричит Павлик издали. – У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!

Посмотрела мама и улыбнулась:
– Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба. Одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.

– Ага! – кричит Женя. – Я же говорила, что я лучше всех собираю. Глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы – красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!

Посмотрела мама и засмеялась:
– Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ими отравиться можно. В общем, ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.

А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.

– А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.
– У меня совсем мало, – говорит Инночка застенчиво.

Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там десять превосходных грибов. Две прехорошенькие сыроежки, похожие на розовые цветочки; две лисички в жёлтых китайских шапочках; два двоюродных братца – подосиновик и подберёзовик; груздь, рыжик, волнушка. Да большой, крепкий, пузатый боровик в бархатном берете. А сверх того ещё целое гнездо опят – удалых ребят.

Вопросы по рассказу:
- Кто приехал к Жене и Павлику?
- Как вы думаете, в какое время года приехала Инночка?
- Что предложила мама детям?
- Что ответили дети?
- Кто из детей был самым сдержанным?
- Что собрал Павлик?
- Что собрала Женя?
- Что делала Инночка, когда дети хвалились?
- Как вы понимаете слово – кузовок?
- Что было в кузовочке у Инночки?
- Кто из ребят лучше, знал какие грибы можно собирать?
- Сравните Инну с Павликом и Женей, какие черты характера присущи им?
ФИ3КУЛЬТМИНУТКА:
У тропинки, y тропы. Дети сидят на корточках
За ночь выросли грибы. Постепенно встают
Подосиновик – с осинку. Качаются
Подберезовик – с березку. Прыгают
А маслята – как ребята.

Повторное чтение рассказа.
Пересказ детей (5-7 детей).

А теперь мы с вами будем составлять предложения со словом гриб, можно использовать название грибов. После составления предложения вы должны назвать: сколько слов в вашем предложении, но сначала разобьем вас на 2 команды: 1– лисички, 2 – волнушки.

У нас есть две корзиночки и за правильный ответ команда будет получать грибок, посмотрим – кто больше соберет в корзиночку грибов. Предлагаю назвать сколько слогов в словах: маслята, опята, боровик, лисички, мухомор, волнушки.

- Сегодня вы много узнали о грибах, и если придется их собирать, то вы сможете отличить ядовитый гриб от съедобного. Хорошо отвечали на вопросы, активно работали, играли, закрепили умение составлять предложение, делить слова на слоги. Внимательно слушали ответы товарищей, помогали в ответах, не выкрикивали, а ждали своей очереди.

Рекомендуем посмотреть:

Как происходит развитие речи ребёнка дошкольного возраста Конспект зимней прогулки в старшей группе Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в старшей группе Конспект занятия в старшей группе

Похожие статьи:

Открытое занятие с детьми 3-5 лет по теме: Знакомство с буквой А

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

Что такое диагноз ЗРР?

Истоки дарования детей на кончиках пальцев

Конспект комплексного занятия с детьми в средней группе по теме: «Птицы весной»
Опубликовано: 3848 дней назад (21 апреля 2014)
Просмотров: 11062
+7
Голосов: 7
Людмила Алексеевна Иманова # 21 апреля 2014 в 23:09 +2
Галина Александровна,ваше занятие учит деток правильно и внятно говорить. Делить слова на слоги и определять количество слогов.Уделяется внимание здоровье сбережению. Всё проходит в игровой форме,что соответствует возрастным особенностям детей. Также занятие носит и практический характер: детки могут теперь отличить съедобные грибы от несъедобных.
Спасибо вас, Галина Александровна.
Галина Александровна Иванченко # 21 апреля 2014 в 23:34 +2
Спасибо, Людмила Алексеевна, за Ваш комментарий.
Наталья Алексеевна Петрова # 22 апреля 2014 в 10:26 +1
У нас в детском саду работаю логопеды и воспитатели не знают чем заниматься когда не логопеда. очень хороший конспект. Обязательно дам свои воспитателем. Спасибо.
Маргарита Александровна Гришина # 22 апреля 2014 в 17:10 +4
Галина Александровна,у вас хороший конспект занятия по развитию речи.Дети и слушают рассказ и учатся различать грибы съедобные от несъедобных,Тренируются в правильном пересказе рассказа по очереди по несколько предложений.Это способствует развитию речи,умению мыслить,и тренировке памяти.Дети учатся отвечать на поставленные вопросы выжидая своей очереди.Также проводится тренировка составления предложения с изученным словом.Спасибо за конспект занятия,который поможет воспитателям и не только организовать занятие с маленькими детьми по развитию речи.+1
Галина Александровна Иванченко # 22 апреля 2014 в 18:44 +2
Благодарю, Маргарита Александровна, Вас за отзыв о моей разработке!
Вера Ивановна Прошина # 22 апреля 2014 в 20:09 +1
Ваш конспект позволяет познакомиться со съедобными и не съедобными грибами,закрепляет знания времен года, а после прочтения рассказа вы даете возможность оценить поведение героев, поразмыслить и дать оценку характеру героев произведения. Проводится работа по составлению предложений и делению слов на слоги, не забыли и поиграть. В общем донесли до детей те знания, которые поставили в своих задачах. Спасибо за разработку. Творческих Вам успехов!
Галина Александровна Иванченко # 22 апреля 2014 в 21:08 0
Вера Ивановна, СПАСИБО Вам, что прочитали мой БЛОГ и оставили такой ПОЗИТИВНЫЙ комментарий!
Наталия Александровна Клюка # 22 апреля 2014 в 20:48 +1
Речь отражает работу мозга. Правильная, грамотная речь свидетельствует об интеллекте человека,
и наоборот, безграмотная, построенная на "междометиях" речь говорит об ограниченности и скудности ума. Занятия по развитию речи дают детям огромный потенциал для общего и интеллектуального развития. Ваше занятие, Галина Александровна, мне понравилось. Хочется отметить хорошую постановку вопросов после прочтения текста (лаконичные, конкретные, понятные детям). Командная игра на составление предложений о грибах и подсчёте слов в предложении прекрасно дополняет первую часть занятия. Единственное, что я изменила бы это задание "Предлагаю назвать сколько слогов в словах: маслята, опята, боровик, лисички, мухомор, волнушки". Ведь во всех словах по три слога! (некоторых детей это может сбить с толку). Лучше предложить другой ряд слов с разным количеством слогов. Спасибо за материал. Голос Вам!
Галина Александровна Иванченко # 22 апреля 2014 в 21:14 0
Спасибо Вам, Наталья Александровна, за добрые слова в адрес моей разработки. Ваши замечания учту, только, наверное (по правилам сайта) внести замечания не смогу. А на занятии добавлю грибы: рыжик, сморчок, подберёзовик.
Татьяна Николаевна Хусаинова # 22 апреля 2014 в 20:48 +1
Галина Александровна конспект очень хороший. Все продумано, вы учите детей думать, отвечать на вопросы, слушать текст, работайте над звуковой стороной речи, умении составлять предложения, работать в команде. Это замечательная подготовка детей к школе. СПАСИБО!!!
Галина Александровна Иванченко # 22 апреля 2014 в 21:15 +1
Татьяна Николаевна, благодарю Вас за оценку моего конспекта.
Елена Скрябина # 22 апреля 2014 в 22:54 +2
Галина Александровна, прочитала Ваш конспект и хочу поделиться своим впечатлением. Сразу хочу сказать, что система занятия мне понравилась: орг. момент, физ.минутка, командная игра и сами вопросы -активизирующие речь- замечательно! Что я изменила бы, если проводила подобное занятие: считаю нелогичным проводить занятие весной, у нас например есть тематическая неделя "Грибы", обычно она осенью, у детей свежи воспоминания, кто-то в лес ходил и что-то еще помнит, соответственно отпадает фраза "а помните было лето". Рассказ достаточно большой, в таких случаях я бы использовала мнемотаблицу (схематичные рисунки)и предложила бы рассказывать по частям (1 ребенок- 1 часть). У вас стоит задача: "упражнять в правильном произношении всех звуков", правильнее будет "формировать звуковую культуру речи" то есть при рассказывании вы будете обращать внимание на "звуковку", т.к. "упражнять" подразумевает проговаривание чистоговорок, а я думаю, что со всей подгруппой вы не будете проговаривать одни и те же чистоговорки, т.к. возможности детей разные. Это не критика, это только мое мнениеsmile информация к размышлению так скажем. Удачи Вам, буду рада видеть новые Ваши разработки и мастер-классы!
Галина Александровна Иванченко # 22 апреля 2014 в 22:58 0
Спасибо Вам за такой подробный анализ, за Ваши рекомендации.
Светлана Павловна Дружкина # 23 апреля 2014 в 17:06 +1
Занятия с детьми по развитию речи на мой взгляд вызывают наибольшее затруднение у педагогов при подготовке и реализации материала. Вы с этой задачей справились, у вас получилось интересное занятие, все методически грамотно...Голосую за Вас!
Галина Александровна Иванченко # 23 апреля 2014 в 20:04 0
Благодарю, Светлана Павловна, за Ваш комментарий и голос!
Наталья Сергеевна Элекина # 6 декабря 2014 в 20:12 0
Хорошее грамотно оформленное занятие, думаю вашим деткам было интересно.
Нуржамал # 16 декабря 2018 в 23:19 0
На занятии использовалось много красочных пособий. Подбор дидактического материала соответствовал теме занятия. Реализовало дидактические принципы воспитания и обучения.