Осенние игры по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста
Описание: Уважаемые коллеги разрешите вам представить игры и упражнения из своей копилки по лексической теме "Осень". Данные игры направлены на развитие лексико-грамматической стороны речи ребенка. Они могут использоваться как элементы логопедического занятия, так и на различных логопедических пятиминутках в промежутках между режимными моментами. Так же данные игры позволяют развивать память, внимание, мышление. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.
Цель: развитие лексико-грамматической стороны речи дошкольников по теме "Осень".
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильные лексико-грамматические категории.
2. Формировать и обогащать словарный запас детей по лексической теме "Осень".
3. Развивать речь, мышление, внимание, память.
4. Разнообразить с помощью игры работу над лексико-грамматическими категориями языка..
Содержание
Игра "Кто? Что?"
Подобрать слова, отвечающие на вопрос: Кто? Что? по теме "Осень".
Приходит (Что?/Кто?) - ....
Плывут - ...
Дует - ...
Желтеют - ...
Улетают - ...
Готовятся к зиме - ...
Вянут - ...
Опадают - ...
Моросит - ...
Мокнет - ...
Игра "Подбери действие"
Подобрать по теме "Осень" слова, отвечающие на вопрос: "Что делает?".
Осень (Что делает?) - ...
Птицы - ...
Ветер - ...
Деревья - ...
Тучи - ...
Дождь - ...
Листья - ...
Животные - ...
Трава - ...
Игра "Подбери признак"
Подобрать по теме "Осень" слова, отвечающие на вопросы: "Какая? Какое? Какие? Какой?"
Солнце какое? - ...
Листья какие? - ...
Облака какие? - ...
День какой? - ...
Небо какое? - ...
Трава какая? - ...
Ветер какой? - ...
Земля какая? - ...
Дождь какой? - ...
С помощью этих игр обогащаем словарный запас детей. В результате проделанной работы можно предложить детям составить описательный рассказ об осени.
Игры на тематику "Деревья осенью"
Игра "Один - много"
Педагог говорит о том, что будет называть одно дерево, а дети должны назвать много деревьев.
Дуб - дубы
Ель - ели
Клен - клены
Осина - осины
Сосна - сосны
Каштан - каштаны
Береза - березы
Рябина - рябины
Далее проводится беседа.
- Среди этих деревьев есть два дерева, которые не похожи на другие. Что это за деревья?
- Сосна и ель.
- Почему?
Дуб, каштан, клен, береза, рябина, осина осенью желтеют и роняют листья - это лиственные деревья. а сосна и ель всегда зеленые - это хвойные деревья.
Игра "Чей лист?"
Насобирать осенних листьев с разных деревьев (листья могут быть с любых доступных вам деревьев).
Сначала проводится беседа: "Где увидим этот лист?"
Дубовый - на дубе, кленовый - на клене и т. д.
Затем проводим игру "Собери листья". Играет музыка, дети танцуют. По окончании музыки педагог подбрасывает листья - листопад. Дети должны собрать листья - взять по одному листочку. Затем педагог просит назвать правильно листья и отдать их ему.
- У меня дубовый лист.
- У меня березовый лист.
- У меня кленовый лист и т. д.
Игра проводится несколько раз.
После этой игры можно поиграть еще в одну игру.
Игра "Посчитай листья"
Нужно сосчитать собранные листья.
Один кленовый лист, два кленовых листа, три кленовых листа, четыре кленовых листа, пять кленовых листьев. И т. д.
Игры на тематику "Птицы осенью"
Игра "Четвертый лишний"
Я буду называть вам птиц, а вы должны назвать мне кто лишний.
- Воробей, ворона,
ласточка, сорока.
- Дятел,
журавль, синица, сова.
И т. д.
Далее проводится беседа:
- Почему эти птицы лишние?
- Потому, что они на зиму улетают в теплые края.
- А когда они улетают в теплые края?
- Осенью.
- А как таких птиц называют?
- Перелетные.
Далее педагог предлагает поиграть в игру "Птицы улетели".
Игра "Птицы улетели"
Педагог называет птицу, дети должны составить словосочетание, употребляя слово в единственном и множественном числе, а затем ответить на вопрос: "Кого нет?"
"Ласточка"
- ласточка улетела;
- ласточки улетели;
- нет ласточек.
"Журавль"
- журавль улетел;
- журавли улетели;
- нет журавлей.
И т. д.
Затем предлагается игра на образование приставочных глаголов "Что делает птичка?"
Игра "Что делает птичка?"
Педагог предлагает детям рассказать что будут делать птицы, которые не улетели.
Глаголы: прилетела, улетела, влетела, залетела, вылетела,облетела, слетела, подлетела, перелетела.
Воробей с веточки (что сделал?) - слетел.
Ворона к дереву (что сделала?) - подлетела.
Сорока с ветки на ветку (что сделала?) - перелетела.
И т. д.
Рекомендуем посмотреть:
Судоку с ответами для детей 6-7 лет на тему: Осень
Квест игра в подготовительной группе на прогулке на тему: Осень
Экологические игры на осеннюю тему с презентацией. Старшая группа
Осенние логопедические игры для старших дошкольников 5-7 лет