Логопедическая сказка для детей 5-7 лет "Катура - хозяин пурги" (по мотивам немецкой сказки)
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: развитие артикуляционного аппарата, мимики, общей и мелкой моторики, всех компонентов речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей правильные артикуляционные уклады.
2. Развивать подвижность языка.
3. Развивать подвижность лицевой мускулатуры и формировать невербальные навыки выражения чувств.
4. Развивать мышление и связную речь детей.
Описание: Уважаемые коллеги позвольте представить вашему вниманию сказочный сюжет логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста составленный по мотивам немецкой сказки "Катура - хозяин пурги". В него вошли артикуляционные и дыхательные упражнения, самомассаж рук и лица, эмоционально-мимические упражнения, как основной компонент. Так же здесь есть меняемая часть занятия, которая будет зависеть от ваших конкретных задач на данный момент (коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматических категорий языка, развитие фонетико-фонематической стороны речи, развитие связной речи).
Описание артикуляционных упражнений (АУ) можно найти в работах, опубликованных мною ранее:
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/metodicheskie-rekomendaci-dlja-vypolnenija-artikuljacionyh-uprazhnenii.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/kompleks-artikuljacionyh-uprazhnenii-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/artikuljacionaja-gimnastika-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
Данный материал будет полезен логопедам, педагогам дошкольного образования, родителям. Так же данную сказку могут использовать психологи для сказкотерапии.
Содержание
Давно это было, однако. Зима в тот год выдалась лютая.
А пурга много дней и ночей завывала,
На охоту мужчинам идти не давала,
(Выполняем любое дыхательное упражнение)
В потаённые норы зверей загоняла -
(АУ "Тише")
До весны усыпляла.
(АУ "Сон")
Непростое, голодное время настало.
У людей вкусной пищи давно уж не стало
(АУ "Вкусно")
Только чашка горячей похлёбки спасала,
(АУ "Чашечка")
Да и той было мало.
(АУ "Надо же!")
А пурга свирепела, кружила, плясала,
Заунывные песни свои напевала,
(АУ "Песенка")
В перемёрзших жилищах огонь задувала,
(Любое дыхательное упражнение)
Недовольно ворчала.
(АУ "Фырканье")
В старом чуме старуха-шаманка дрожала,
(АУ "Дрожание")
До костей перемёрзнув, хворала, чихала,
(АУ "Чихание")
Невесёлый мотив на хомусе играла,
(АУ "Дзынь")
О судьбе размышляла.
"Только самая лучшая моя дочь сможет уговорить Катару - хозяина пурги унять непогоду", - вздохнула шаманка.
"Я всех лучше", - красивая дочка сказала,
Тут же кольца, браслеты, серёжки достала.
(Изображаем как "наряжалась" - "Кольцо" - округлить и соединить кончики большого и указательного пальцев одной руки и надеть получившееся колечко на палец другой руки (можно это упражнение заменить на упражнение с кольцами Суджок - будет массаж); "Браслет" - обхватить кистью одной руки запястье другой руки и помассировать вращательными движениями; "Серьги" - зажать мочки ушей кончиками указательных и больших пальцев, затем поочерёдно выполнять это упражнение остальными пальцами.)
Долго красилась
(массажные движения пальцами рук по лбу, щекам и подбородку), пудрилась
(постукиваем подушечками пальцев рук в том же направлении. что и поглаживания), брови щипала
(легкое пощипывание бровей), щёки льдом растирала
(пальцами трем щеки по часовой стрелке и обратно).
Пришла красавица в чум хозяина пурги и надменно заявила:
"Эй, Катура, ты должен унять непогоду!"
(С помощью мимики лица изображаем высокомерие и сердито топаем ногой.)
Он в ответ: "Не осилить мне эту работу,
(Мимикой лица изображаем печаль.)
Полечи меня. дай мне горячую воду,
(Мимикой изображаем просьбу, протягиваем руки вперед)
Ведь не ел я полгода".
(Изображаем слабость.)
Гневно фыркнула девушка: "Выдумал тоже!
(Мимикой изображаем гнев, топаем ногой.)
Я - красавица! Ручки мне пачкать негоже!"
(Изображаем горделивость.)
Но, взглянув в своё зеркальце, вскрикнула: "Боже! На кого я похожа!"
(Мимикой изображаем страх, качаем головой.)
Что же с красавицей нашей стало?
(Дать детям порассуждать. Развиваем связную речь.)
Катура превратил её в безобразную старуху. А почему?
(Дать детям порассуждать. Развиваем связную речь.)
Это основная часть сказки. Она не меняется. Если вам для занятия достаточно АУ, самомассажа, мимических упражнений, то на этом можно и закончить. Эту часть сказки может использовать и воспитатель для проведения артикуляционного тренинга.
Но можно и продолжить. Это будет вторая часть сказки. Она может меняться в зависимости от ваших задач - автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонетико-фонематической стороны речи или лексико-грамматической стороны речи, развитие связной речи.
В это случае мы продолжаем словами:
"Была ты со мной горделива,
Наказал я тебя справедливо.
Теперь у меня в услуженье пробудешь, тогда прежнею будешь."
Поможем красавице снова красивою стать?
Тогда начинаем!
Далее придумываем свои задания, исходя из поставленных вами задач.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедическая сказка для дошкольников 4-5-6 лет
Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нар