Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Логопедическая сказка для детей старшего дошкольного возраста

Логопедическая сказка для детей 5-7 лет "Катура - хозяин пурги" (по мотивам немецкой сказки)
Автор: Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.
Цель: развитие артикуляционного аппарата, мимики, общей и мелкой моторики, всех компонентов речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей правильные артикуляционные уклады.
2. Развивать подвижность языка.
3. Развивать подвижность лицевой мускулатуры и формировать невербальные навыки выражения чувств.
4. Развивать мышление и связную речь детей.
Описание: Уважаемые коллеги позвольте представить вашему вниманию сказочный сюжет логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста составленный по мотивам немецкой сказки "Катура - хозяин пурги". В него вошли артикуляционные и дыхательные упражнения, самомассаж рук и лица, эмоционально-мимические упражнения, как основной компонент. Так же здесь есть меняемая часть занятия, которая будет зависеть от ваших конкретных задач на данный момент (коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматических категорий языка, развитие фонетико-фонематической стороны речи, развитие связной речи).

Описание артикуляционных упражнений (АУ) можно найти в работах, опубликованных мною ранее:
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/metodicheskie-rekomendaci-dlja-vypolnenija-artikuljacionyh-uprazhnenii.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/kompleks-artikuljacionyh-uprazhnenii-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-aleksevna-durneva/artikuljacionaja-gimnastika-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Данный материал будет полезен логопедам, педагогам дошкольного образования, родителям. Так же данную сказку могут использовать психологи для сказкотерапии.
Содержание
Давно это было, однако. Зима в тот год выдалась лютая.
А пурга много дней и ночей завывала,
На охоту мужчинам идти не давала, (Выполняем любое дыхательное упражнение)
В потаённые норы зверей загоняла - (АУ "Тише")
До весны усыпляла. (АУ "Сон")
Непростое, голодное время настало.
У людей вкусной пищи давно уж не стало (АУ "Вкусно")
Только чашка горячей похлёбки спасала, (АУ "Чашечка")
Да и той было мало. (АУ "Надо же!")
А пурга свирепела, кружила, плясала,
Заунывные песни свои напевала, (АУ "Песенка")
В перемёрзших жилищах огонь задувала, (Любое дыхательное упражнение)
Недовольно ворчала. (АУ "Фырканье")
В старом чуме старуха-шаманка дрожала, (АУ "Дрожание")
До костей перемёрзнув, хворала, чихала, (АУ "Чихание")
Невесёлый мотив на хомусе играла, (АУ "Дзынь")
О судьбе размышляла.
"Только самая лучшая моя дочь сможет уговорить Катару - хозяина пурги унять непогоду", - вздохнула шаманка.
"Я всех лучше", - красивая дочка сказала,
Тут же кольца, браслеты, серёжки достала. (Изображаем как "наряжалась" - "Кольцо" - округлить и соединить кончики большого и указательного пальцев одной руки и надеть получившееся колечко на палец другой руки (можно это упражнение заменить на упражнение с кольцами Суджок - будет массаж); "Браслет" - обхватить кистью одной руки запястье другой руки и помассировать вращательными движениями; "Серьги" - зажать мочки ушей кончиками указательных и больших пальцев, затем поочерёдно выполнять это упражнение остальными пальцами.)
Долго красилась (массажные движения пальцами рук по лбу, щекам и подбородку), пудрилась (постукиваем подушечками пальцев рук в том же направлении. что и поглаживания), брови щипала (легкое пощипывание бровей), щёки льдом растирала (пальцами трем щеки по часовой стрелке и обратно).
Пришла красавица в чум хозяина пурги и надменно заявила:
"Эй, Катура, ты должен унять непогоду!" (С помощью мимики лица изображаем высокомерие и сердито топаем ногой.)
Он в ответ: "Не осилить мне эту работу, (Мимикой лица изображаем печаль.)
Полечи меня. дай мне горячую воду, (Мимикой изображаем просьбу, протягиваем руки вперед)
Ведь не ел я полгода". (Изображаем слабость.)
Гневно фыркнула девушка: "Выдумал тоже! (Мимикой изображаем гнев, топаем ногой.)
Я - красавица! Ручки мне пачкать негоже!" (Изображаем горделивость.)
Но, взглянув в своё зеркальце, вскрикнула: "Боже! На кого я похожа!" (Мимикой изображаем страх, качаем головой.)

Что же с красавицей нашей стало? (Дать детям порассуждать. Развиваем связную речь.)

Катура превратил её в безобразную старуху. А почему? (Дать детям порассуждать. Развиваем связную речь.)

Это основная часть сказки. Она не меняется. Если вам для занятия достаточно АУ, самомассажа, мимических упражнений, то на этом можно и закончить. Эту часть сказки может использовать и воспитатель для проведения артикуляционного тренинга.
Но можно и продолжить. Это будет вторая часть сказки. Она может меняться в зависимости от ваших задач - автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонетико-фонематической стороны речи или лексико-грамматической стороны речи, развитие связной речи.

В это случае мы продолжаем словами:
"Была ты со мной горделива,
Наказал я тебя справедливо.
Теперь у меня в услуженье пробудешь, тогда прежнею будешь."

Поможем красавице снова красивою стать?
Тогда начинаем!
Далее придумываем свои задания, исходя из поставленных вами задач.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедическая сказка для дошкольников 4-5-6 лет Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нар
Лексико-грамматические игры для детей 6-7 лет на тему "Осень"
Опубликовано: 5 дней назад (16 декабря 2024)
Просмотров: 143
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!