Логопедическая сказка «Маша и Мишка» для автоматизации звука [ш]
Автор: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский детский сад № 9» г. Бендеры.
Описание материала. Логопедическое занятие проходит интереснее, если оно построено по единому сюжету с использованием игр. К сюжету логосказки-игры подобраны соответствующие сюжетные и предметные картинки. Герои логосказки – плоскостные изображения или мелкие игрушки. Логосказка разбивается на мини-сюжеты, которые можно менять местами, повторять, заменять речевой материал в соответствие с индивидуальными особенностями ребенка. Логопедическую сказку могут использовать учителя-логопеды и воспитатели для работы с дошкольниками с нарушениями речи.
Цель: автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, тексте.
2. Развивать артикуляционную и мелкую моторику.
3. Воспитывать самоконтроль за речью.
Логопедическая сказка «Маша и Мишка»
В лесной избушке жил большущий Мишка. К нему в гости пришла Машенька. Мишка любит на завтрак есть блины.
Игра «Месим тесто»
Машенька замесила тесто.
Широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося «пя-пя-пя...».
Игра «Блинчики»
Машенька испекла блинчики.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
Игра «Остуди горячие блины и кашу»
Блины были горячие, и Машенька подула, чтобы остудить.
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, подуть на язык.
Для Мишки Маша приготовила кашу. Каша была горячей, поэтому Мишка подул на нее.
Игра «Вкусное варенье»
Мишка добавил в кашу малиновое варенье и все съел.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.
Игра «Чашечка»
Потом Маша подала чай в чашечке.
Улыбнуться, высунуть язык, поднять кончик, переднюю и боковые части вверх так, чтобы получился «ковшик».
Игра «Конфета»
Маша очень любит конфеты с чаем.
Приоткрыть рот, показать зубы. Цокнув языком, снова присосать широкий плоский язык к нёбу и удерживать так 5-10 секунд.
Маша и воздушные шары
Мишке очень понравился завтрак и подарил Маше воздушные шары.
Мишка надул шар: ш-ш-ш.
Произносить длительно звук. Кончики пальцев обеих рук соединены в форме шара.
И Маша надула шарик: ш-ш-ш.
Игра «Шагаем по дорожке»
Вышла Маша из избушки и пошла по дорожке.
Указательный и средний пальцы правой руки «ходят» по столу (остальные пальцы придерживает большой палец).
Маша идет и песни поет: ша-ша, шо-шо, шу-шу, ши-ши, ше-ше.
Игра «Зайчик»
Встретила Маша зайчишку Шустрика.
Выпрямить вверх указательный и средний пальцы, а кончики выпрямленных безымянного пальца и мизинца соединить с кончиком большого пальца.
- Здравствуй, Шустрик, - поздоровалась Маша.
- Здравствуй, Маша. Можно, с тобой вместе петь песню, - спросил зайчишка.
Произносить слоги громко и тихо, например: ША-ша-ша, шо-шо-ШО, ШУ-шу-шу, ши-ШИ-ши, ше-ше-ШЕ.
Игра «Шагаем по дорожке»
Маша подарила Шустрику шарик и пошли они по дорожке.
Указательный и средний пальцы левой руки «ходят» по столу (остальные пальцы придерживает большой палец).
Ша-шу, шо-ше, шу-ши, ша-ше, ши-шо.
Игра «Мышка»
Вдруг увидели мышонка Шушу.
Указательный палец и мизинец согнуть и прижать к среднему и безымянному пальцам, а кончики выпрямленных среднего и указательного пальцев соединить с кончиком большого пальца.
- Здравствуй, Шуша, - поздоровались Маша и зайчишка.
- Здравствуйте, Маша и Шустрик. Можно, с вами вместе петь песню, - спросил мышонок.
Произносить слоги с разной интонацией (весело, грустно, удивленно, зло): ша-шо-шу, шо-ше-ша, шу-ши-шо.
Маша подарила мышонку шарик.
Игра «Назови картинки на шарах»
Идут они дальше по дорожке.
Называть картинки, изображенные на шарах: шапка, шайба, шахматы, шаль, шампунь, шары, шарф, шов, шоколадка, шут, шуба, шина, шило, шипы, шиповник.
Ушанка, лошадка, каша, Нюша, мешок, петушок, мышонок, ошейник, мишень, кошелек, машина, камыши, уши.
Шли-шли и пришли к избушке, где Мишка живет. Зайчишка и мышонок поблагодарили Машу за воздушные шары.
Как Маша и Мишка собирали шишки
Однажды Маша и Мишка пошли в лес за шишками.
Игра «Лукошко»
Мишка взял большое лукошко, а Маша взяла лукошко поменьше.
Пальцы обеих рук переплести между собой, большие пальцы соединить в корзинку.
Маша и Мишка идут по дорожке.
Игра «Помоги сосчитать шишки»
Увидела Маша шишки на елке и стала их считать.
На картинке изображены елки с разным количеством шишек. Поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого, и собирать их в кулак.
- Произнеси слог столько раз, сколько висит шишек.
Аш – аш - аш, ош – ош – ош - ош, уш – уш – уш, иш – иш, ыш – ыш - ыш.
Мишка считает шишки.
Поочередно сгибать пальцы левой руки, начиная с большого, и собирать их в кулак. Произносить: иш-ыш-аш, ыш-иш-аш, иш-ыш-аш-уш, ыш-иш-аш-уш.
Игра «Помоги Маше собрать шишки»
Маша срывает шишки с елки и собирает в лукошко.
Соединять линией шишку и корзинку, называя слова: ваш, наш, душ, тушь, карандаш, финиш, тишь, гуляш, камыш, малыш, мышь, поешь, даёшь, пьёшь, поёшь.
Игра «Помоги Мишке собрать шишки»
Мишка собирает шишки в лукошко.
Складывать шишки в лукошко (соединить линией шишки с лукошком) и произносить слова: башня, чашка, лягушка, катушка, дедушка, бабушка, вишня, мишка, кошка, мошка, окошко, лукошко, ладошка, избушка, мышка.
Маша и Мишка собрали полное лукошки шишек и пошли домой.
Как Маша и Мишка наводили порядок
В избушке беспорядок. Поможем навести порядок.
Игра «Что в мешке у Мишки?»
Мишка убирает предметы в мешок. Назови, что в мешке у Мишки?
На картинке с изображением мешка, клюшки, подушки, шишки, камышей, ложки, ландыша, мышки, ромашки, гармошки, пёрышка, кружки, картошки, карандаша, ракушки соединить линией предметные картинки и мешок. Составить предложения по образцу: У Мишки в мешке подушка.
Игра «Назови игрушки»
У Маши и Мишки игрушки, которые надо убрать на место.
Произносить предложения с использованием предметных картинок. У Мишки шина, а у Маши машина. У Мишки Чебурашка, а у Маши неваляшка. У Мишки пушка, а у Маши клюшка. У Мишки гармошка, а у Маши кошка. У Мишки петрушка, а у Маши подушка.
Игра «Что в шкафу у Маши?»
Маша убирает предметы в шкаф, в названии которых есть звук [ш]. Назови, что в шкафу у Маши?
На картинке с изображением шкафа, шапки, шали, сарафана, варежек, рубашки, шляпы, шарфа, шубы, шорт, сапог, соединить линией предметные картинки и шкаф. Составить предложения по образцу: У Маши в шкафу шуба.
Как Маша шла к бабушке и дедушке
Маша проснулась пораньше и пошла к бабушке и дедушке. Пошла Машенька по дорожке.
Игра «Помоги Маше собрать ромашки»
Вышла она на опушку. На опушке ромашки.
На картинке с изображением полянки наложены контурные изображения ромашек.
Помоги Маше собрать ромашки, проговаривая чистоговорки.
Ша – ша – ша - наша Маша хороша.
Шу – шу – шу - шубу новую ношу.
Шу – шу – шу - Мишке помашу.
Шок – шок – шок - Маша штопает мешок
Аш – аш – аш - у Маши новый карандаш.
Ыш – ыш – ыш - у Миши рос камыш.
Ашу – ашу – ашу - Мишка любит кашу.
Ошка – ошка – ошка - Маша у окошка.
Ошки – ошки – ошки - у Маши чистые ладошки.
Ушка – ушка – ушка – у Маши новая подушка.
При правильном произнесении чистоговорки, ребенок берет изображение ромашки.
Пошла Маша дальше.
Игра «Помоги Маше перейти через речушку»
Недалеко речушка. Маша идет по камешкам через речушку.
По картинке с изображением речушки с камешками передвигать фигуру Машеньки и произносить предложения.
У речушки камыши. Камыши шумят тихо. В камышах квакают лягушки. Машенька наблюдала за пташками и слушала кукушку. У Маши в лукошке ландыши. Маша нашла много волнушек. На опушке небольшой домишко. У окошка дедушка и бабушка.
Машина шубка и шапка
Пришла Маша к дедушке и бабушке. Перескажи рассказ.
У бабушки катушка с нитками. Она шьет Маше шубку и штанишки. Маша помогала бабушке шить шубку. Дедушка купил Маше шапку. Бабушка вышила петушка на шапке. Хороши у Маши шубка и шапка! Зимой Маша будет гулять в новых штанишках, шубке и шапке.
Литература:
1. Батяева С. В. Логопедическая сказка. «Приключения зайчонка Кузи». – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 32 с.
2. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Домашняя тетрадь №3 для закрепления произношения шипящих звуков Ш, Ж у детей 5-7 лет. – М.: Гном, 2016. - 32 с.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах
Чистоговорки на звук "Ш" для дошкольников
Конспект индивидуального занятия в подготовительной логопедической группе
Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нар