Конспект индивидуального логопедического занятия для ребёнка 5-6 лет на тему «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах»
Автор: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский детский сад № 9» г. Бендеры.
Описание материала: Конспект индивидуального логопедического занятия разработан для ребенка 5-6 лет. На занятии используются приемы нейростимуляции при автоматизации звука [ш] в прямых слогах и начале слова.
Цель: Автоматизация звука [ш] в слогах и словах.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- закрепить правильное произношение звука [ш] в слогах, начале слова;
- закрепить умение образовывать существительные во множественном числе, согласовывать с притяжательными местоимениями.
2. Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать речевое дыхание;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать внимание, память.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль во время произношения звука;
- воспитывать чувство доброты и взаимопомощи.
Оборудование: плоскостное изображение Маши, иппликатор Кузнецова, контурное изображение чашки с тонкими полосками бумаги, картинка змейки с дорожками, предметные картинки, в названии которых звук [ш] в начале слова, картинка с тремя лягушатами, картинка лукошка, контурные изображения шишек.
Ход занятия
1. Организационный момент
На столе плоскостное изображение Маши.
Логопед. Посмотри, кто пришел к нам в гости. Сегодня ты узнаешь о новых приключениях девочки Маши, которая живет у мишки.
2. Мимическая гимнастика
Логопед. Маша очень веселая девочка. Покажи, как она радуется. Маша огорчается, когда мишка недоволен. Покажи, как она огорчается.
Ребенок выполняет мимическую гимнастику.
3. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой
Логопед. Однажды Маша проснулась, а мишки дома нет. Решила она позавтракать и пойти на прогулку. Замесила Маша тесто для блинов.
Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику.
Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя... Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении. Ладони, лежащие на столе, переворачивать.
Логопед. Маша испекла блины.
Рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык. Ладони вниз.
Логопед. Блинчики ела с вкусным вареньем.
Рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна. Ладони выполняют обхватывающие движения.
Логопед. Маша налила чай в чашку.
Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края. Ладони в форме чашечки.
Логопед. Ела круглые баранки.
Рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть вперёд. Упражнение делается без напряжения, одними губами. Нижняя челюсть неподвижна. Пальцы соединить в колечки.
Логопед. Маша ела сладкие конфетки.
Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
Логопед. Чай был горячий. Из чашки идет пар.
Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Сдуть ватку с кончика носа вверх. Соединенные в кольцо указательный и большой пальцы, резко раскрыть.
4. Развитие дыхания
Логопед. Подуй на горячий чай.
Ребенок дует на полоски бумаги, приклеенные к плоскостному изображению чашки.
5. Развитие фонематического слуха
Логопед. Маша позавтракала и вышла на прогулку. Идет Маша по лесу. Комары летят, Маша хлопает в ладоши. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [ш].
Логопед произносит слова, а ребенок хлопает в ладоши если есть звук[ш].
Например: шишка, кубик, шарик, шуба, лопата, волк, шипы, мишка, робот, машина, душ, беседка, кот, кошка, пуфик, лента, мошка.
6. Изолированное произнесение звука [ш]
На картинке изображение змейки и дорожки.
Логопед. Увидела Маша змейку. Произнеси звук [ш] со змейкой.
Руки перед грудью, локти опущены, ладони сближать вместе, произносить звук [ш].
Логопед. Змейка ползет по дорожкам и шипит. Проводи пальчиком по синей дорожке, произнося звук [ш] громко. Проводи пальчиком по красной дорожке, произноси звук [ш] тихо. По зеленой дорожке – громко.
Ребенок проводит пальчиком по дорожке и произносит звук [ш].
7. Уточнение артикуляционной позы (с опорой на артикуляционную схему)
Логопед. Что происходит с губами, когда произносится звук [ш]? Как располагается язык? Какая воздушная струя?
Уточнение положения губ, зубов и языка. Правой рукой изобразить форму языка «чашечкой», а левой - небо.
8. Автоматизация звука [ш] в слогах
Логопед. Змейка поблагодарила Машу: ша – ша – ША.
Ребенок произносит слоги и совершает пальцевые движения в виде прижимов больших пальцев к иппликатору Кузнецова.
шо – шо – ШО
Пальцевые движения на иппликаторе выполняют указательные пальцы обеих рук.
ШУ – шу – шу
Пальцевые движения на иппликаторе выполняют средние пальцы обеих рук.
ШИ – ши – ши
Пальцевые движения на аппликаторе выполняют мизинцы обеих рук.
шэ – ШЭ - шэ
Прижимаются к иппликатору ладони обеих рук.
Логопед. Маша шагает дальше. В траве мыши шуршат грустно: ша-шо-шу.
Прижимаются к иппликатору большие, указательные и средние пальцы.
Весело: шо-ши-ша!
Прижимаются к иппликатору указательные, мизинцы и большие, пальцы.
Удивленно: шу-ша-шо?
Прижимаются к иппликатору средние, большие, указательные пальцы.
9. Автоматизация звука [ш] в словах
Логопед. Маша собирает шишки в лукошко.
Логопед произносит слова. Ребенок повторяет слово. При правильном произнесении контурное изображение шишки кладется в лукошко.
Шаг, шагать, шапито, шатать,
При произнесении каждого слова прижимаются к иппликатору большие пальцы.
Шов, шок, шорох.
Прижимаются к иппликатору указательные пальцы.
Шум, шутка, шутить.
Прижимаются к иппликатору средние пальцы.
Шик, шип, шить, шифон, шипеть, шитый,
Прижимаются к иппликатору мизинцы.
Шеф, шея, шейка.
Прижимаются к иппликатору ладони.
10. Упражнение «Мой, моя, мои»
Логопед. Увидела Маша лягушат. Они спорят, потому что не могут поделить картинки и кричат: Мой! Моя! Мои! Поможем с Машей назвать картинки и отдадим лягушатам.
Ребенок составляет словосочетания: моя шуба, моя шахта, мой шар, мой шарф, мои шахматы и т.д.
11. Упражнение «Эхо»
Логопед. Маша помогла лягушатам разделить картинки и стала с ними играть. Лягушонку Шуше сказала послушать слова, запомнить их и повторить. Помоги Шуше запомнить слова.
Логопед называет любые 3 — 4 картинки. Например: шар, шампунь, шоколад, шут; шарф, шиповник, шут, шампунь.
12. Упражнение «Чего не стало?»
Логопед. С лягушонком Шушу Маша стала играть в прятки. Рассмотри и запомни картинки. Маша спрячет одну картинку, а ты скажешь, чего не стало.
Ребенок называет: нет шайбы, нет шали, нет шубы, нет шины, нет шапки.
13. Упражнение «Один – много»
Логопед. У лягушонка Шуша только 2 картинки. Маша предложила называть много предметов.
Ребенок называет слова во множественном числе и получает картинку. Например: шары, шапки, шубы, шины.
Логопед. Лягушатам понравилось играть с Машей. Маша взяла лукошко с шишками и побежала домой. Там, наверно, ее ждет мишка!
14. Итог занятия
Логопед. Молодец. Ты сегодня старался и правильно произносил звук [ш].
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениям
Конспект индивидуального занятия в средней логопедической группе по теме «Автоматизация звука С»
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. З
Конспект индивидуального логопедическое занятия. Автоматизация звука Л
Похожие статьи:
Конспект занятия в старшей логопедической группе. Звук К
Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР
Конспект НОД для детей старшей логопедической группы
Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»