Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи

Логопедическая сказка как средство коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи
Автор: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Бендерский детский сад № 9» г. Бендеры.
Описание материала. Методическая разработка содержит теоретический и практический материал по использованию логопедических сказок. Материал из опыта работы будет полезен учителям-логопедам, воспитателям, работающим с дошкольниками, имеющие нарушения речи. Разработка предназначена для индивидуальной и подгрупповой работы на логопедических занятиях с детьми 4-7 лет. Использовать могут воспитатели в совместной деятельности для автоматизации поставленных звуков у дошкольников.
Цель: коррекция звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи с использованием логопедических сказок.
Задачи:
- автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, предложениях;
- развивать фонематический слух;
- развивать грамматический строй речи, связную речь;
- развивать психические процессы (память, мышление, воображение).

Актуальность
Правильное произношение всех звуков родного языка у детей дошкольного возраста является одним из необходимых качеств полноценной устной речи. Важнейшей задачей логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи, является формирование всех компонентов речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматических средств языка, связной речи. Дети, имеющие общее недоразвитие речи, часто имеют нарушения развития общей и мелкой моторики, высших психических функций, эмоционально-волевой сферы, плохо ориентируются в пространстве. В коррекционной работе важно заинтересовать детей, чтобы добиться хороших результатов. Необходимо использовать интересные упражнения и задания для автоматизации звуков в речи.

Е.Н. Винарская отмечала, что эмоциональный дискомфорт отрицательно влияет на развитие всех сторон речи. Поэтому учителю-логопеду во время совместной деятельности нужно вызвать положительный настрой и создать интерес к выполняемым упражнениям.
Исследователи: А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, О. С. Ушакова, Л. Н. Павлова, В. В. Гербова считают, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, в связи с тем, что в этом периоде интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане.

На современном этапе метод работы с использованием сказки активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, В.А. Гнездилов, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, М.А. Поваляева и др.). Воздействие сказки на детей, имеющих отклонения в развитии, изучали А.В. Гнездилов, Т.М. Грабенко, Н. Погосова, М.А. Поваляева, Т. Сергеева, Г.Г. Чебанян, Д.Ю. Соколов, С.А. Черняева, О.В. Защиринская и многие другие.

В настоящее время специалисты эффективным средством коррекции различных отклонений у детей считают использование механизма воздействия сказки, оказывающее положительное, комплексное воздействие на дошкольника. Дети могут слушать сказки несколько раз, при этом не теряют интерес к происходящему, переживают героям. Ребята могут также участвовать в приключениях героев, изменять сюжет.
Целесообразность использования сказочных произведений в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение речи отмечали многие авторы: Н. В. Нищева, М. А. Поваляева, Г. Г. Чеботанян, А. А. Гуськова, Л. Н. Шаманская, Л. Ю. Козина, Н. А. Погосова, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и др.

Многочисленные исследования этих авторов доказали, что методические приемы с использованием сказки занимают одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, в виду того, что никакие другие виды деятельности не могут обеспечить такого же комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

Логопедическая работа, проводимая с применением игровых и сказочных средств является универсальным, комплексным и эффективным методом воздействия в коррекционной работе.
Логопедическая сказка является эффективным коррекционным средством для развития всех сторон речи в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Логопедические сказки – это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Логопедические сказки могут использовать учителя-логопеды и воспитатели в работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Коррекционная работа с использованием логосказки проводится как целое занятие, дидактическая игра или театрализованное представление. Логопедическая сказка предполагает активное включение ребенка в ход повествования.
Логопедические сказки простые по содержанию, имеют небольшой объем, для того чтобы дошкольник понял их содержание и пересказал.

При использовании логопедических сказок учитель-логопед решает коррекционные задачи:
– создает благоприятную среду для речевой активности детей с целью повышения эффективности игровой мотивации развития речи;
- развивает все стороны речи в доступной и интересной для ребенка форме;
– развивает психологическую базу речи,
- осуществляет взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
– осуществляет сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создает атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.

Выделены такие виды логопедических сказок, как:
- артикуляционные логосказки (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику детей);
- пальчиковые логосказки (развивают мелкую моторику, графические навыки);
- лексико-грамматические логосказки обогащают словарный запас, закрепляют обобщающие понятия, расширяют словарь синонимов и антонимов, совершенствуют навыки согласования существительных с прилагательными, притяжательными местоимениями, числительных с существительными, образования приставочных глаголов, притяжательных и относительных прилагательных, формируют навыки суффиксального словообразования (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т. А. Шуйской);
- логосказки по развитию связной речи;
- логосказки для обучения грамоте (знакомят детей со звуками и буквами);
- фонетические логосказки (уточняют артикуляцию нового звука, автоматизируют и дифференцируют поставленные звуки).
При использовании логопедических сказок осуществляется интеграция различных видов детской деятельности таких как: развитие речи, игровая, коммуникативная, театрализованная, музыкальная, физкультурно-оздоровительная.

Использование логопедических сказок в коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи
В работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, очень трудно удерживать их внимание, заинтересовать к содержанию занятия, процессу обучения в целом. На этапе автоматизации звуков необходимо многократно проговаривать один и тот же речевой материал, а это утомительно для ребенка. Чтобы интерес детей сохранился в течение индивидуального занятия, надо менять виды наглядной деятельности. Детям нравится, когда на занятия приходят любимые герои сказок или мультфильмов.  Играя, преодолевая препятствия, помогая героям, ребенок с удовольствием будет учиться произносить трудный звук.
Поэтому для коррекции звукопроизношения у детей 4 -7 лет с общим недоразвитием речи были разработаны и оформлены дидактические логосказки - игры: «Ната и Нона» (автоматизация звука [н]), «Веселый Ваня» (автоматизация звуков [в], [вь]), «Колобок» (автоматизация звука [к]), «В гостях у гуся Гоги» (автоматизация звука [г]), «Том и Тима» (автоматизация звуков [т], [ть]), «Саня и Соня» (автоматизация звука [с]), «Маша и Мишка» (автоматизация звука [ш]), «Приключения куклы Ланы» (автоматизация звука [л]), «Лиса и олененок» (автоматизация звука [ль]), «Рома и его друзья» (автоматизация звука [р]).

Логосказки-игры оформлены в папке с файлами в виде книги. На первой странице размещен текст сказки для взрослых с уточняющими инструкциями. Содержание сказки, лексика речевых упражнений максимально насыщена автоматизируемым звуком. Для того, чтобы сказка в работе с детьми была наглядной, одушевленной, к сюжету логосказки-игры разработаны, подобраны соответствующие сюжетные и предметные картинки, раскраски, изготовлены различные настольно-печатные пособия. Пособия с кармашками, раздаточными картинками можно извлечь из файла. Герои логосказки оживляются с помощью настольных картонных кукол, мелких игрушек.

Логопедические сказки содержат речевые игры, которые объединены единой сюжетной линией. Вместе с тем, каждый игровой сюжет самостоятелен и содержит традиционные логопедические дидактические речевые упражнения, которые выстроены по принципу: «от простого к сложному». Последовательность сказочного сюжета соответствует методике автоматизации звука.

Логопедические сказки содержат игры, которые способствуют решению коррекционных задач:
- развивать фонематический слух (например, дидактические игры на определение наличия поставленного звука изолированно, в словах: «Машины шары» - звук [ш], «Соня моет миски» - звук [с], «Собери ромашки» - звук [р], «Собери листья" – звук [ль]);

- развивать моторику органов артикуляционного аппарата (игровые упражнения артикуляционной гимнастики: «Заборчик», «Месим тесто», «Конфетки», «Остуди горячий чай», «Собираем грибы»);
- автоматизировать звуки изолированно (дидактические игры: «Саня спускается с горки на санках» - звук [с], «Маша надувает шар» - звук [ш], «Самолет гудит» - звук [л], «Ветер воет» - звук [в], «Гусь гогочет" – звук [г], «Колокольчики звенят» - звук [ль];

- в слогах (дидактические игры: «Посчитай шишки на елке» - звук [ш], «Белка прыгает по елкам», «Санки спускаются с горки» - звук [л]»);

- в словах (дидактические игры: «Помоги Кате собрать в корзинку кабачки» - звук [к], «Помоги Соне собрать бусы» - звук [с], «Ромины подарки», «На рыбалке» - звук [р], «Собери малину» - звук [ль]);

- в предложениях (дидактические игры: «Что у Сони на столе?»,

«Что делала Лана?», «Машина шапка», «Сонина сумка», «Рома собирает урожай», «Что купил Рома, а что Рая?»);

- в чистоговорках, стихах, потешках, текстах (проговаривание рифмовок, чистоговорок, пересказ текстов, составление рассказа по картинкам);
- развивать мелкую моторику (пальчиковые игры, выкладывание из счетных палочек предметов на автоматизируемый звук, складывание разрезной картинки, раскрашивание и штриховка картинок, конструирование, лепка);
- развивать зрительное внимание и память, логическое мышление (дидактические игры: «Исправь ошибку», «Летает – не летает», «Что изменилось?», «Найди отличия», «Что лишнее?», «Нелепицы»);
- развивать лексико- грамматическую сторону речи (дидактические игры: «Что лежит на блюде?», «Что за листиком?», «Башня – башенка», «Скажи наоборот», «Один-много», «Какой? Какая?»).
- подготовка к грамоте (дидактические игры: «Помоги Соне прочитать слово», «Помоги Лане назвать первый звук в слове», «Увлекательное чтение», «Буквы потерялись», «Заколдованные слова»).

Во время работы с логосказками-играми соблюдаются правила:
- в структуру индивидуального или подгруппового логопедического занятия включается один или несколько мини-сюжетов из сказки в соответствии с целями и задачами этапа автоматизации звука;
- распределяется материал на несколько частей и работа ведется над ним постепенно и последовательно;
- игры можно повторять несколько раз, возвращаться к пройденному материалу, менять порядок;
- если дети не владеют произношением звуков, например: р, рь, речевой материал с этими звуками не предлагается.
Многофункциональное дидактическое пособие используется как для подгрупповой (2 – 4 человека), так и для индивидуальной работы с детьми по автоматизации звуков в речи.

Используя логопедические сказки в коррекционной работе, эффективно решается комплекс дидактических задач, вносится разнообразие видов деятельности детей на логопедических занятиях, повышается естественная для ребёнка игровая активность, эмоциональный тонус ребенка, формируется у детей интерес к занятиям.
В результате применения логопедических сказок с детьми с общим недоразвитием речи фонематическое восприятие детей достигло высокого уровня, значительно улучшилось звукопроизношение, состояние слухового внимания, навыки общей, мелкой и артикуляционной моторики. Таким образом, логопедические сказки являются эффективными средством для коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.
Логопедическая сказка «Приключения куклы Ланы»
Цель: автоматизация звука [л].
Задачи:
- автоматизировать звук изолированно, в слогах, в начале, середине, конце слова, в словах со стечением согласных, предложениях, рассказах;
- развивать фонематический слух;
- развивать грамматический строй речи, связную речь;
- развивать психические процессы (память, мышление, воображение);
- развивать зрительный гнозис и пространственный праксис;
- развивать тонкую моторику;
- воспитывать нравственные качества.

Как кукла Лана познакомилась с клоуном Лоло
Жила-была девочка Мила. На день рождение мама и папа подарили ей куклу. У куклы были голубые глаза, светлые волосы и алые губы. На ней было надето голубое платье с воланами. Мила назвала куклу Лана и посадила на полку рядом с клоуном Лоло. Клоун был веселым, а кукла могла только плакать «мама». Лоло спросил:
- Научить тебя красиво говорить?
- Да, - Лана кивнула головой.
- Каждый день мы с тобой будем выходить на прогулку и играть. Если ты будешь стараться и правильно выполнять задания в играх, то очень скоро ты научишься правильно говорить.
На другой день клоун Лоло и кукла Лана стали собираться на прогулку. Слезли они с полки и почувствовали, как на кухне пахло чем-то вкусным. Лоло и Лана стали вдыхать вкусный аромат.

Игра «Ах, как вкусно пахнет!»
Сделать вдох через нос. На выдохе сказать: «Ах, как вкусно пахнет!»
Это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Мила помогала месить тесто и скалкой его раскатывала. Клоун и кукла стали повторять, что делали мама с Милой.

Игра «Месим тесто»
Улыбнуться. Показать зубы. Приоткрыть рот. Положить язык на нижнюю губу. Произносить на выдохе «пя-пя-пя...», ладони рук ударяют по столу. Повторить 3 раза.
Стали мама с дочкой блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Лоло и Лана тоже аккуратно губы облизывали.

Игра «Вкусное варенье»
Приоткрыть рот и широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы. Выпрямленные сомкнутые пальцы вместе сгибать к ладони. Повторить 3—5 раз.
Блинчики запивали горячим чаем.

Игра «Подуть на широкий кончик языка»
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и подуть на широкий кончик языка – фффф, щёк не раздувать.
После завтрака Лоло и Лана побежали во двор. Во дворе они увидели качели. Захотелось им покачаться: вверх-вниз!

Игра «Качели»
Широко открыть рот, высунуть язык и двигать им вверх-вниз. Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык. Одновременно движения ладонью вверх, вниз. Повторить движения 5— 6 раз.
Слезли с качелей и вдруг увидели грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался.

Игра «Индюк»
Приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося «бл-бл-бл...». Пальцы собраны в кулак. Когда язык высовывается, пальцы распрямляются, напряжены, ладонь параллельна столу.
Испугались Лоло и Лана, далеко убежали. Вдруг видят: лошадка скачет, цок-цок, цок-цок. Понравилась Лане лошадка, стала хлопать в ладоши и цокать язычком.

Игра «Лошадка»
Приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Широкий кончик языка сначала присасывается к небу, а потом свободно шлепается вниз. Стараться не двигать нижней челюстью. Ладони хлопают по коленкам.
Клоун заметил, что Лана стала грустной и предложил поиграть в догонялки.

Игра «Поймай мышку»
Приоткрыть рот, улыбнуться, произнести «а...» и прикусить широкий кончик языка. Кулаки обеих рук сжимаются и разжимаются в такт движениям челюстей.

Игра «Пароход гудит»
  Пошли дальше. В бассейне плыл и гудел пароход.
- Давай и мы погудим как пароход, - сказал клоун.
На картинке с изображением парохода проводить пальчиком по дорожке и гудеть: л-л-л.

Лана научилась произносить звук [л].
- Молодец! – похвалил клоун Лану. – А теперь нужно научиться говорить этот звук во всех словах, где он есть. Поэтому мы будем продолжать играть.

Как Лана и Лоло плыли на лодочке
На волнах качалась лодочка.
На картинке с изображением лодочки на волнах проводить пальчиком, проговаривая слоги:
ла-ла-ла,
ло-ло-ло,
лу-лу-лу.


Волны были большие и маленькие.
Произносить слоги со сменой ударения: Ла-ла-ла, ло-Ло-ло, лу-лу-Лу.

Лоло и Лана сели в лодочку и поплыли.
Произносить слоги весело, грустно, удивленно: ла-ло-лу-лы, лу-лы-ла-лу, ло-лу-лы-ла, лы-ла-ло-лу.
Покатались кукла и клоун на лодочке, и пошли в сад.

Лана и Лоло в саду у Милы
В саду Лана и Лоло увидели Милу. Она копала клумбу лопатой, поливала цветы на клумбе.
Кукла Лана и клоун Лоло почувствовали аромат цветов и стали их нюхать.
Сделать вдох, а на выдохе сказать: «Ах, какой приятный запах!»

Игра «Пчела»
Пчела кружила то у одного цветка, то у другого.
Указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг.

Пчела тихо опускалась на цветы, забиралась в серединку и пила нектар.
Произносить слова в прямых слогах с ударением и без ударения на нем: лак Лада, лапа, Лана, лапы, лама, ламы лапоть, ладонь, ладони, лавка, ландыш, лакомка.
Лыжи, лыжник, лыжница, лыжный, лысина, лысый.
Лоб, лом, лов, локон, ловко, лодка, ложка, лошадь, локти, локоны.
Лук, Лужа, Лука, лупа, лупы, луна, луга. Луша, луковица, лунный, лунка, лужайка, лукошко, лучше, лучший.

- Лана, прохлопай, слова: лы-жи, - попросил Лоло. И кукла стал прохлопывать слова.
- Молодец! А теперь попробуем отстукивать слова: ло-па-ты, ла-до-ни и т. д.
Отведав вдоволь сладкого сока, пчела покружилась над цветами и улетела.
Мила закончила работать на клумбе, и пошла в огород.

Игра «Помоги полоть лук»
Мила полола лук.
Закрывать фишками (обводить маркером) лук и произносить предложения. Например: У Ланы лак. Лана лакомка. Лада ловит мяч. Лана моет лоб и локти. У лыжника лыжи. Лада видит луну.
Кукла и клоун поиграли и пошли домой.

Как Лана и Лоло весело играли
Однажды на улице шел дождь, и клоун с куклой остались играть дома.

Игра «Лесенка»
Лоло и Лана ходили по лесенке вверх и вниз.
Произносить слоги:
ала, ало, алу, алы; ола, оло, олу; ула, уло, улу
ала-ола-ула


Игра «Мой, моя!»
Около стола лежали картинки. Лана и Лоло стали играть с картинками. Кукла Лана называла: «Моя», а Лоло говорил: «Мой».
Повторять слова, называя «мой» или «моя». Слова: пила, юла, булавка, палатка. акула, молоток, колобок, поломка, болонка, солонка, пилотка, половник, голубка, колун, голубь.

Игра «Перепрыгни лужи»
Клоун и кукла не заметили, как закончился дождь и вышли на улицу.
На дорожках были лужи. Лана и Лоло перепрыгивали через лужи.
Произносить предложения: Лана мыла ладони. Мила надела халат. На халате булавка. Мама купила лук. Мама готовила салат. Мила ела салат. Мила пила молоко. Лада сидела на лавке.

Игра «Солнышко»
После дождя на небе выглянуло солнышко.
Выкладывать счетными палочками лучи для солнца и произносить чистоговорки:
Ла-ла-ла – у Ланы есть пила.
Лу-лу-лу – кубик на полу.
Ала-ала-ала - я маме помогала.
Ыла-Ыла-Ыла – Лана локти мыла.
Ила-ила-ила – Лана в лес ходила.


Как Лана и Лоло летали на самолете
Высоко в небе Лана и Лоло услышали гул самолета: «л-л-л»

Игра «Самолет гудит»
- Лана, давай, погудим вместе как самолет, - предложил Лоло.
По картинке с изображением облаков передвигать игрушку самолета между облаками.

Самолет приближается: «л-л-л-Л-Л-Л» (сначала тихо гудеть, потом громче).
Самолет удаляется: «Л-Л-Л-л-л-л» (сначала громко гудеть, потом тихо).

- Я тоже хочу полетать на самолете, - сказала Лана.
Села кукла на самолет и перелетала от одного облака к другому.
На картинке передвигать игрушку самолетик от одного облака к другому и произносить слоги: ал-ал-ал, ол-ол-ол, ул-ул-ул.

Весело было Лане. После этого Лоло сел на самолет и полетел.
Произносить цепочку слогов: ал-ол-ул-ыл, ол-ул-ыл-ал, ал-ыл-ол-ул, ил-ял-ел-ёл.
Веселый полет получился на самолете.

Как Лана и Лоло встретили волка и белку
Лоло и Лана во время прогулки увидели глубокий канал. Обойти его – далеко, а перепрыгнуть – широко. Что делать? Около канала клоун и кукла увидели волка, который стучал молотком и забивал гвозди в доски.
- Что ты делаешь? – спросил клоун.
- Я строю мостик, чтобы можно перейти через канал.

Игра «Помоги построить мост»
Волк строил мост из бревен.
На картинке с изображением канала выкладывать счетные палочки для мостика на каждое правильно произнесенное слово: бал, вал, дал, зал, мал, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, выдал, выпал, капал, падал, сыпал, топал.
Балка, галка, палка, мочалка, гадалка, скалка, фиалка, халва, балкон.


Волк закончил строить мостик.
- Ура! – обрадовалась Лана, - Какой ты молодец, волк! Теперь мы можем пойти домой.
Первый перешел через канал по мостику волк.
Передвигать фигурку волка на каждую счетную палочку и произносить слова:
Был, ныл, выл, мыл, забыл, завыл, выл, жил, забыл, завыл мыл, ныл, рыл, стыл, шил.
Мылся, бутылка, посылка.
Бил, вил, водил, возил, косил, мил, Нил, носил, тащил.
Пилка, вилка, опилки, вился, копилка, носилки, поилка, силки.


За волком шла Лана.
Передвигать куколку на каждую счетную палочку и произносить слова:
Вол, волк, гол, зол, кол, мол, пол, стол, холл, футбол.
Колба, полк, полный, холка, холм, колкий, молния.


За Ланой шел Лоло.
Передвигать фигурку клоуна и произносить слова: гул, дул, стул, аул, подул, зевнул, тянул, уснул, качнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул.
Булка, гулко, чулки, обулся.
Перешли друзья через канал и пошли дальше.


Игра «Белка прыгает по елкам»
Вдруг прискакала белка:
- Здравствуйте! Куда вы идете?
- Мы идем домой, - ответила Лана.
- Если вы хотите быстрее добраться домой, то прыгайте как я, - сказала белка и залезла высоко на елку.
- Смотрите, как надо прыгать с елки на елку, - предложила белка и стала прыгать по елочкам.
Передвигать фигурку белочки с елки на елку и произносить слова: вёл, шёл, мёл, новосёл, осёл, козёл, котёл.
Ёлка, шёлк, метёлка, пчёлка, тёлка, чёлка, щёлкать.
Ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, узел, видел, обидел, дятел, белка, мелко.


Игра «Перепрыгни через камни»
- Я не умею прыгать так высоко, - ответила кукла, - Я могу перепрыгивать камни.
На картинке с изображением камней передвигать фигурку куколки и произносить предложения: Волк увидел белку. Белка на ёлке. Михаил вымыл бокал. Михаил чинил стол. Павел сел на стул. Павел мёл пол метёлкой. Кирилл коня напоил. Папа уехал на футбол. Михаил ел халву. Павел поставил бутылку на стол. Павел надел галстук. Михаил увидел галку.

- И я могу перепрыгивать камни, - сказал клоун и стал прыгать.
Передвигать фигурку клоуна и произносить чистоговорки:
Ал-ал-ал – мой пенал упал.
Ол-ол-ол – Петя сел за стол.
Ул-ул-ул – Петя сел на стул.
Ыл-ыл-ыл – Павел локти мыл.

Весело было клоуну и кукле и не заметили, как подошли к дому. Новые друзья попрощались.

Как Лана и Лоло помогали слоненку и ежику собирать яблоки
На следующий день клоун Лоло и кукла Лана снова пошли на прогулку. У Лоло было очень хорошее настроение, и весело запел любимую песенку: бла-бло-блу-блы.
Указательный и средний пальцы правой руки «ходят» по столу, остальные пальцы придерживает большой палец.

Лане понравилась песенка и стала ее петь вместе с Лоло.
- Какие еще песни ты умеешь петь? – спросила кукла. Клоун пел разные песни, а Лана повторяла.
Указательный и средний пальцы обеих рук «ходят» по столу.

Клоун и кукла пели грустную песню: вла-вло-влу-влы.
Следующую песню пели с удивлением: гла-гло-глу-глы.
Последнюю пропели испуганно: кла-кло-клу-клы.
Друзья шагали, пели песни, и подошли к саду. Они увидели около яблонь слоненка и ежика. Лана и Лоло подошли ближе и поздоровались.

Игра «Спелые яблоки»
Лана подняла голову и увидела на одном дереве яблоки.
На картинке с изображением яблони показывать яблоки и повторять правильно слова: Клава, класс, кладовка, класть, клад, клавиши, клок, клуб, клумба, клубок, клубника, клоун, клык, клуша.
Слоненок и ежик собирали яблоки. Ежик накалывал яблоки на свои колючки. Слоненок срывал плоды с яблони и клал их в лукошко.
- Надо помочь слоненку и ежику, - сказал Лоло.
- Но как? – удивилась Лана.

Игра «Помоги собрать яблоки»
Яблоки можно накалывать на иголки, если правильно произносить слова со звуком [л].
Соединять яблоки с колючками и повторять слова: гладить, глазки, главный, гладкий, глобус, глоток, глыба, глупость, глупый, глухой.

- Я помогу слоненку собирать яблоки в лукошко, - сказал Лоло.
Соединять яблоки с лукошком и произносить слова: платье, платок, плакат, пластик, плавать, пловец, плавник, плов, плохо, пломба, плуг, плыть.
- Спасибо! – поблагодарил слоненок куклу и клоуна.

Лана собирала яблоки, чтобы приготовить яблочный сок.
Контурные изображения яблок складывать за правильно произнесенные предложения: Плотник чинил плот. Слава плавал на плоту. Клава ела яблоки. Белые облака плывут в небе. Клава надела голубое платье. У Клавы теплый платок.
Кукла Лана очень старалась и научилась красиво говорить.

Логопедическая сказка «Маша и Мишка»
Цель: автоматизация звука [ш].
По ссылке: https://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-mihailovna-radulova/logopedicheskaja-skazka-masha-i-mishka.html
Картинки для игр. Скачать


Литература:
1. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки – СПб.: КАРО, 2001.
3. Громова О.Е. Инновации – в логопедическую практику – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Домашняя тетрадь №5 для закрепления произношения звука Л у детей 5-7 лет. – М.: Гном, 2016.
5. Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения Логопедические сказки по обучению дошкольников 5-7 лет образованию притяжательных прилагательных Логопедическая сказка для дошкольников 4-5-6 лет
Участник №3 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 января по 20 апреля 2024 года
Логопедическая сказка для дошкольников 4-5-6 лет | Логопедическое занятие, 1 класс Конспект. Тема: Автоматизация звука [р]
Опубликовано: 281 день назад (16 марта 2024)
Просмотров: 337
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 5
Мария Александровна Дискантова # 18 марта 2024 в 19:48 +1
Светлана Михайловна, добрый вечер. Спасибо за приглашение. С огромным удовольствием познакомилась с вашей работой
"Логопедическая сказка как средство коррекции звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи"
Работа проделана очень большая, столько разнообразных и интересных игр!!!
Очень понравилась Логопедическая сказка «Приключения куклы Ланы». Поставленных целей вы достигли!
Светлана Михайловна Радулова # 18 марта 2024 в 19:51 0
Мария Александровна, спасибо за оценку моей работы!
Наталья Косарева # 20 марта 2024 в 13:23 +1
Очень полезная информация!
Наталья Косарева # 20 марта 2024 в 13:23 +1
Голосую!
Светлана Михайловна Радулова # 21 марта 2024 в 18:32 0
Спасибо!
Юлия Ринатовна Даутова # 21 марта 2024 в 18:59 +1
Светлана Михайловна, спасибо большое за Ваш труд! Очень полезный материал. Успехов в труде!
Светлана Михайловна Радулова # 24 марта 2024 в 18:41 0
Спасибо!