Конспект логопедического занятия по коррекции звукопроизношения в 1 классе по автоматизации звука [р] в словах, предложениях
Автор: Радулова Светлана Михайловна, учитель-логопед, МОУ «Парканская СОШ №1 им. А. Стоева»
Описание материала: Конспект логопедического занятия разработан для учащихся 1 класса. Материал можно использовать для подгрупповой и индивидуальной работы. Конспект будет полезен учителям-логопедам при автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях,, чистоговорках.
Цель: автоматизация звука [р] в середине слова, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнить артикуляторно-акустическую характеристику звука [р].
2. Закрепить правильное произношение звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
3. Закрепить умения словообразования существительных при помощи суффиксов.
4. Развивать языковой анализ и синтез.
5. Совершенствовать чтение.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать фонематический слух и восприятие.
2. Развивать артикуляционную, мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать умение понимать учебную задачу,
2. Воспитывать устойчивый интерес к логопедическим занятиям.
3. Стимулировать речевую активность.
Оборудование: предметные картинки на звук [р], карточки со слогами, карточки со словами, карточки со словами для составления предложений.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, сегодня у нас в гостях Рычалочка. Хотите отправиться вместе с Рычалочкой на прогулку в парк?
2. Характеристика звука [р].
Логопед: Мы готовы отправиться. С собой берем Рычалочку.
Расскажите, что делают наши губы и язык, когда мы произносим звук [р].
1-й ученик: Кончик языка за верхними зубами на бугорках . Кончик языка дрожит. Горло дрожит, есть голос.
Логопед: Дайте характеристику звука [р].
2-й ученик: Звук [р] – согласный, твердый, звонкий.
Логопед: На чем поедем? (Ответы ребят).
3. Развитие артикуляционной моторики.
Логопед: Нам надо выполнить гимнастику для язычка.
Ученики выполняют артикуляционную гимнастику.
«Парус»
Широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Удержать под счет до 10.
«Лошадка»
Язык за верхними зубами. Цокать языком 10 раз.
«Дятел»
Стучать языком и произносить звук [д] быстро.
4. Развитие речевого дыхания.
Логопед: Заведем мотор на машине.
Ученики произносят длительно звук р.
Логопед: Произнесите на одном выдохе:
РАРА, РАРО
РАРАРА, РАРОРУ
РАРАРАРА, РАРОРУРЭ
5. Развитие фонематического слуха.
Логопед: Мы едем в парк и по дороге поиграем. Когда услышите звук [р], хлопните в ладоши: В, Р, Н, Л, Р.
Логопед: Когда услышите звук [р] в слогах, топните ногой: жа, ро, ву, ры, ар, ил.
Логопед: Когда услышите звук [р] в словах, кивните головой: вата, дыра, палатка, корона, лужа, пирог, пижама.
Ученики выполняют задание.
6. Автоматизация звука [р] в слогах.
Логопед: Мы приехали в парк. На деревьях сидят вороны и каркают. Прочитайте на карточке слоги, четко проговаривая звук [р].
Карточка №1
АРА, АРО, АРУ, АРЫ
АРА-АРО-АРУ
ОРА-ОРО-ОРУ
УРА-УРО-УРУ
Ученики читают слоги на карточках.
7. Автоматизация звука в словах.
Логопед: По дорожке прыгают шустрые воробьи. Они принесли карточки и картинки. На карточках прочитайте слова, вставляя пропущенную букву Р.
Карточка №2
Но...а, го...а, га ...аж, па...овоз, до...ога, мо...оз, ко...она, во... ота, го...ох, во...обей, гита...а, ого...од, миксту. а, ка...андаш, пи...амида, мака...оны, опе...ация.
Логопед раскладывает картинки: воробей, барабан, корова, жираф, пирог, горох.
Л
огопед: Посмотрите на картинки. Скажите, что нарисовано на картинках? Кто нарисован? Ответьте на вопросы:
Кто чирикает?
Кто дает нам молоко?
У кого длинная шея?
Что растет в огороде?
Что испекла мама?
На чем играет Юра?
Логопед: Мы ехали по дороге, а идем по дорожке. Назовите слова, например: корова — коровка.
Ученики образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Коробка (коробочка)
Пирамида (пирамидка)
Подарок (подарочек)
Перо (перышко)
Пирожок (пирожочек)
Дырка (дырочка)
Норка (норочка)
Корка (корочка)
Творог (творожочек)
Сарафан (сарафанчик)
8. Развитие логического мышления.
Логопед: На сосне мы видим сороку. Отгадайте ее загадки и подберите к отгадкам родственные слова.
Куда бежит - сама не знает.
В степи ровна, в лесу петляет.
Споткнется у порога.
Что это? (Дорога).
Он вошел - никто не видел.
Он сказал - никто не слышал.
Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (Мороз).
Слова для справок: дорога - дорожный, внедорожник, придорожный, подорожник, автодорога, задорожный, дороженька, дорожка, дороги, дорожная; мороз - морозец, морозище, морозить, морозный, морозильник, мороженое, заморозит, заморозки, замороженный.
9. Физминутка
Ра-ра-ра - на дубе толстая кора.
(Руками показывают дерево).
Ру-ру-ру - скачет кенгуру.
(Прыжки на месте).
Ру-ру-ру - мама штопает дыру.
(Делают большой круг руками)
Ры-ры-ры - подметаем мы дворы.
(Имитируют подметание).
10. Автоматизация в предложениях.
Логопед: В парке карусель. Прочитайте на карточках предложения, подчеркните букву Р в словах.
Карточка 3.
У Иры розы. Ира учит уроки. Кира ест пирожок. Шура собирает ракушки. Ворона сидит на воротах. Папа Юры работает вечером. Шофёры идут в гараж. В нашем городе широкие дороги.
Ученики читают на карточках предложения.
11. Развитие языкового анализа и синтеза.
Логопед: У фонтана продают шары. На карточках написаны слова. Составьте из слов предложения.
За, баран, забором.
Ворот, стоит, у, корова.
Едет, пароходе, на, Маруся.
Оранжевый, Вера, сарафан, стирает.
Растет, у, кукуруза, Раи.
Собирает, в, Ира, огороде, помидоры.
Ученики составляют предложения из предложенных слов, читают полученные предложения.
12. Итог занятия.
Логопед: Нам пора возвращаться. Рычалочка благодарит вас за то, что вы с ней подружились, не забывали правильно произносить слова и предложения. Где мы сегодня побывали?Что вам понравилось сегодня? Что было трудным?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуального занятия в 1 классе по РС и ФП на тему: звуки Р, С. Текст «Ёлка»
Итоговое логопедическое занятие в 1 классе. Конспект
Технологическая карта логопедического занятия на тему «Электроприборы», 1 класс
Конспект логопедического занятия по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» в 1 классе с