Конспект индивидуального занятия по РС и ФП по теме: звуки Р, С. Текст «Ёлка»
Автор: Белоусова Ольга Олеговна учитель ГКОУ СО «Нижнетагильская школа - интернат».
Описание работы: данное индивидуальное занятие по развитию слуха и формированию произношения составлено для обучающегося 1 класса, с диагнозом хроническая сенсоневральная тугоухость IV степени и с учетом индивидуальных возможностей. Данный материал будет полезен для логопедов, дефектологов, учителей коррекционных школ.
Цель: Создать условия для закрепления у обучающегося согласных звуков Р, С.
Задачи:
1. Автоматизация звука Р в стечении согласных в слогах, словах, предложениях.
2. Автоматизация звука С в прямой позиции в слогах, словах, предложениях.
3. Восприятие на слух текста «Ёлка».
4. Развитие слуховое восприятие на речевом материале урока.
5. Выработка длительного ротового выдоха.
6. Развитие артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук.
7. Развитие слухового внимания и памяти.
8. Обогащение и уточнение словарного запаса.
9. Выработка самоконтроля за собственным произношением.
10. Воспитание положительного отношения к занятиям по РС и ФП.
11. Воспитание желания в общении устной речью.
12. Воспитание желания пользоваться остаточным слухом.
Оборудование: папка с артикуляционными упражнениями, презентация - работой над голосом и неречевыми звучаниями. Тетрадь и ручка. Предметные картинки, напечатанные фразы для восприятия слух, зашифрованные слова - ребусы, предложения напечатанные на индивидуальных бланках.
Ход урока
I. Фразы обиходно – разговорного характера и с общеобразовательных уроков.
1. Поздоровайся.
2. Как тебя зовут?
3. Как твоя фамилия?
4. В каком классе ты учишься?
5. Сегодня вторник. (Нет, сегодня понедельник.)
6. Мальчик рисует.
7. Встань, возьми мел.
8. Нарисуй ниточку. Будем делать гирлянду для ёлки.
9. Нарисуй на ниточке - круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, большой круг, маленький квадрат.
II. Работа над звуком Р.
• Артикуляционные упражнения.
«Блинчик», «Улыбка», «Чистим зубки», «Качели», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Индюк», «Лошадка», «Грибок».
• Прочти слово по первым звукам названия картинок. (Телефон, игла, груша,рак)
(Т И Г Р)
- Какой последний звук в слове тигр? (Р)
- Как рычит тигр? (РРРР______)
-Тигр нас позвал в зоопарк, познакомить с его друзьями, но сначала нужно выполнить задания.
• Хорошо произнеси слоги со звуком Р.
Вра, гро, рму, рка, дро, рту.
• Упражнение на дыхание
- Посчитай сколько рыбок поймал тигр для друзей.
«Одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб, шесть рыб»
• Другому другу тигр обещал привезти овощи.
- Собери в машину овощи, где есть звук Р.
(Картофель, помидоры, морковь, огурцы, перец, капуста, тыква, чеснок.)
• Прочти слово по первым звукам названий картинок и узнай, что ещё взял тигр для друзей.
Картинки:телефон, очки, рыба, телефон.
(ТОРТ)
• Вот мы и приехали в зоопарк.
- Назови друзей тигра.(Тигр, кролик, зебра, верблюд, крокодил.)
• Презентация - РСВ «Чей голос?»
- Давай послушаем, как они разговаривают.
- Угадай, чей голос сейчас прозвучит.
• Составь предложение по картинке. (Кролик ест морковку.)
• Игра «Подружи слова».
- Тигр перепутал слова в предложениях!
- Помоги ему произнести предложения правильно.
Арбуз, купил, Артём. (Артём купил арбуз.)
Грибы, лесу, растут, в. (Грибы растут в лесу.)
III. Звук С.
• Составь картинку. (Разрезная картинка - самолёт.)
-Какой первый звук в слове самолёт? (с)
• -Хлопни в ладоши, когда услышишь звук С.
А, П, Т,С,С, Н,С,Г,О,С,У,С.
-Услышишь слоги со звуком С топни.
СА, НО, АМ, СУ, АС, АВ, СТО.
• Работа над дыханием.
Упражнение «Сдуй снежинки». Язык широкий лежит на нижней губе, дуем на снежинки.
Упражнение «Мыльные пузыри».
• Упражнение «Холодный ветерок».
Произноси звук: С-С-С. И ты поможешь снежинкам долететь до Снегурочки. При произнесении звука «С» ветерок должен быть холодный, чтобы снежинки не растаяли. (поднеси ладонь ко рту и проверь)
• Прочитай слоги со снеговиком.
СА, СО, СУ, СЕ,СЫ
СА - СО, СО -СУ, СЕ - СЫ
• Повесь на ёлочку игрушки со звуком С.
Большая картинка - ёлка и игрушки - картинки со звуком С (соль, суп, собака, сумка, сахар, сыр, санки, сорока)
• Игра «Четвёртый лишний».
- Помоги Саше убрать лишнюю картинку - соль - сахар - суп - зонт
- Почему ты убрал зонт?
• Закончи предложение.
На завтрак у Сони … (сыр)
Данил пьёт … (сок)
Мама купила … (сумку)
IV. Физминутка - видео.
V. Текст «Ёлка».
- Послушай рассказ, потом расскажешь, что ты услышал и запомнил.
Скоро Новый год. В школу привезли ёлку. Дети украсили ёлку игрушками. Пришли Дед Мороз и Снегурочка. Они принесли подарки. Дети любят Новый год.
- Как называется рассказ?
- Посмотри, что это? (ёлка)
- Повтори: дети украшают ёлку.
- Что это? (игрушки)
- Повесь красный шар на ёлку.
- Повесь синий шар на ёлку.
- Кто это? (Снегурочка)
- А это? (Дед Мороз)
-Дед Мороз принёс подарки. (повтори предложение)
- Послушай, что принёс Дед Мороз.
- Игра «Угадай, что звучит?». (Звук мотора машины, мячик падает, дудочка, барабан, свисток)
- Дед Мороз тоже принёс тебе подарок, посмотри, что это?
VI. Итог занятия.
- Что ты делал на занятии?
- Спроси у меня, как ты занимался?
- Ты – молодец!
- Какое задание тебе было трудно выполнять?
- Чему ты научился?
-До свидания.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по предмету «Живой мир» для детей 7 класса со сложной структурой дефекта
Итоговое логопедическое занятие в 1 классе. Конспект
Технологическая карта логопедического занятия на тему «Электроприборы», 1 класс
Конспект логопедического занятия по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» в 1 классе с