Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа коррекционной работы по развитию слуха и формированию произношения для учащихся 2 класса

Программа коррекционной работы по развитию слуха и формированию произношения для учащихся 2 В класса
Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования детей с нарушенным слухом относятся их социальная адаптация и интеграция в мир слышащих людей.
Одной из главных задач школы глухих детей является формирование слухо – зрительного восприятия речи окружающих людей. Для этого необходимо усилить слуховой компонент в слухо – зрительном восприятии речи в специально организованной, целенаправленной деятельности по развитию нарушенной слуховой функции.
Основу формирования речевого слуха составляют умения глухого школьника воспринимать определённый речевой материал на слух и слухо – зрительно, воспроизводить его, действовать адекватно воспринятому.
Цель индивидуальных занятий по развитию нарушенной слуховой функции – формирование первоначальных навыков восприятия речи на слух, которые бы помогали слухо – зрительному восприятию речи обучающихся.
Достижение целей осуществляется через решение следующих задач:
1. Мобилизация слуховых возможностей детей, формирование на этой основе навыков слухо – зрительного восприятия речи окружающих.
2. Речевое развитие обучающихся, усвоение словаря, грамматического строя языка.
3. Выработка слухового и слухо – зрительного самоконтроля.
4. Развитие памяти, словесно – логического мышления, внимания, создание комфортности обучения.
5. Воспитание интереса учащихся к занятиям по развитию речевого слуха.
Индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения входят в число дисциплин, включённых в учебный план ГКОУ СО «Нижнетагильская СКОШИ».
На уроках по развитию слухового восприятия и формированию произношения идёт работа по развитию речевого слуха и формированию произношения. Рабочая программа составлена по развитию слухового восприятия. По формированию произношения составляется план индивидуально на каждого обучающегося, так как необходимо учитывать их произносительные возможности, состояние голоса и уровень развития речевого дыхания. План работы представлен в фонетических дневниках.
Работа по развитию слухового восприятия строится в следующих направлениях:
• Развитие нарушенной слуховой функции.
• Уточнение и накопление словарного запаса.
• Развитие психических процессов.
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» №237-ФЗ (со всеми поправками);
2. Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п «Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений I, II вида. М. Просвещение, 2003 год.
Программа адресована учащимся 2 «в» класса, ориентирована она на слабослышащих детей со сложной структурой дефекта. Кроме основного диагноза у школьников имеются сопутствующие заболевания: РЦОН, ДЦП, органическое поражение ЦНС, микроцефалия СДВГ, нарушение зрения, тяжёлая умственная отсталость.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
• речевой материал обиходно – разговорного характера;
• речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных предметов;
• тексты;
• развивающие упражнения.
К концу учебного года глухие учащиеся 2 В класса умеют: различать и опознавать на слух: простые предложения, предложения с однородными членами; словосочетания - существительные, числительные и слова.
Слабослышащие обучающиеся умеют:
• воспринимать на слух, с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и без них, речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы) обиходно – разговорного характера и относящийся к учебной деятельности учащихся;
• воспринимать на слух указанный речевой материал: а) без аппарата на расстоянии 5 – 7 сантиметров (учащиеся с третьей степенью тугоухости); б) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии 0,5 – 0,7 метров (учащиеся с третьей степенью тугоухости);
• воспринимать на слух с индивидуальными слуховыми аппаратами тексты из 5 простых предложений, содержание которых близко опыту детей, на более близком расстоянии.
Учебная деятельность организуется в форме индивидуальных занятий по три урока в неделю с каждым учеником.
Входной контроль школьников осуществляется в форме обследования.
Итоговый контроль учащихся по развитию слухового восприятия проводится с помощью контрольных фраз в конце первого, второго полугодия и за год и выражается в процентном отношении.
Объём и сроки изучения программы указаны в таблице «Содержание программы».
I. Фразы обиходно – разговорного характера
I четверть
1. Здравствуй, Лиза.
2. Кирилл, встань.
3. Включи аппарат.
4. Как тебя зовут?
5. До свидания, Катя.
6. Какое время года?
7. Будем заниматься.
8. Аппарат работает?
9. Как зовут учителя?
10. Иди в класс.
11. Какой сейчас урок?
12. Слуховая работа.
13. Дай ручку.
14. Время года осень.
15. Какой день недели?
16. Сколько тебе лет?
17. Мне семь лет.
18. Сегодня вторник.
19. Какое сегодня число?
20. Завтра будет четверг.
21. Поздоровайся.
22. Месяц октябрь.
23. Как ты слышишь?
24. Я слышу хорошо.
25. Что мы делали?
26. Яблоко, груша, апельсин.
27. Назови фрукты.
28. Собираем урожай.
29. Покажи морковь, лук.
30. Хлопни пять раз.
31. Закрой дверь.
32. Нарисуй дом.
33. Иди в класс.
34. Трава зелёная.
35. Дай красную ручку.
II четверть
1. На улице тепло.
2. Аппарат работает?
3. Что ты делала?
4. Я читала.
5. Будем заниматься.
6. Доброе утро.
7. Возьми книгу.
8. Какое время года?
9. Как тебя зовут?
10. Меня зовут...
11. Что мы будем делать?
12. Где работает мама?
13. Я слышу хорошо.
14. Как ты слышишь?
15. Кто сегодня дежурный?
16. Дай мне тетрадь.
17. Какой день недели?
18. Сегодня понедельник.
19. Сколько дней в неделе?
20. Назови выходные дни.
21. Полей цветы.
22. Возьми мяч.
23. Урок слуховая работа.
24. Учитель – Ольга Олеговна.
25. Будем говорить хорошо.
26. Какое сегодня число?
27. Сколько тебе лет?
28. Мне семь лет.
29. Сколько человек в классе?
30. В классе 3 человека.
31. Встань у окна.
32. Дай машину.
33. Как зовут папу?
34. У тебя есть сестра?
35. Сестру зовут Юля.
36. Назови части тела.
37. Покажи нос.
38. Сколько у тебя рук?
39. Нарисуй мяч.
40. Кто живёт в лесу?
III четверть
1. Были зимние каникулы.
2. Что ты делал дома?
3. На улице снег.
4. Мы лепим снеговика.
5. Дед Мороз и Снегурочка.
6. Какое время года?
7. Время года – зима.
8. Погода холодная.
9. Сегодня дует ветер.
10. Я катаюсь на лыжах.
11. Какой сегодня день?
12. Сегодня пятница.
13. Что будет завтра?
14. Сколько дней в неделе?
15. Доброе утро.
16. Возьми зелёный карандаш.
17. Как зовут девочек в классе.
18. Как зовут мальчиков?
19. Открой книгу.
20. Аппарат работает?
21. Я люблю свою семью.
22. Маму зовут Света.
23. Надень наушники.
24. Как тебя зовут?
25. Я люблю играть.
26. Как твоя фамилия?
27. Моя фамилия…
28. Как ты слышишь?
29. Я слышу хорошо.
30. Что мы делали?
31. Какое сегодня число?
32. Сегодня … марта.
33. Какой следующий урок?
34. Будет математика.
35. Мы читали, слушали, говорили.
36. Наступила весна.
37. Какое время года наступило?
38. На улице тепло.
39. Назови весенние месяцы.
40. Ешь суп.
41. Мой руки перед едой.
42. Будем играть.
43. Скажи спасибо.
44. Маша дома.
45. Что ты рисуешь?
46. Ты болеешь?
47. У меня болит горло.
48. Ты ходил к врачу?
49. Я пью лекарство.
50. Врач лечит людей.
IV четверть
1. Я учусь в школе.
2. В каком классе ты учишься?
3. Я учусь во 2 классе.
4. На улице дождь.
5. Сядь на стул.
6. Сегодня тепло.
7. Дует тёплый ветер.
8. Какая сегодня погода.
9. Что ты делал вчера?
10. Что ты делал дома?
11. Какой сейчас месяц?
12. Какой следующий месяц?
13. Время года весна.
14. Цветут деревья.
15. Поют птицы.
16. Будем писать.
17. Я смотрел телевизор.
18. Что ты делаешь после обеда?
19. Я гулял с мамой.
20. Ты помогаешь маме?
21. У тебя есть друг?
22. Как зовут друга?
23. Моего друга зовут Егор.
24. Он хорошо рисует.
25. У меня есть кошка.
26. Пей молоко.
27. Назови домашних животных.
28. Собака, кошка, корова, коза.
29. Я люблю животных.
30. Светит солнце.
31. Заправь кровать.
32. Ты моешь посуду?
33. Я мою пол.
34. Вика варит суп.
35. Я живу в Нижнем Тагиле.
II. Фразы с общеобразовательных уроков
I четверть
1. Дай мне ручку.
2. Покажи букву О.
3. Возьми большой круг.
4. Что делает девочка?
5. Реши пример.
6. Как тебя зовут?
7. Напиши букву И.
8. Кто бежит?
9. Какое сегодня число?
10. Убери пенал в сумку.
11. Обведи букву Е.
12. Составь слово.
13. Сейчас урок математики.
14. Повтори слова: дом, кошка.
15. Скажи звук.
16. Составь предложение из слов.
17. Покажи большой мяч.
18. Мальчик читает.
19. Дай мне ручку.
20. Повтори: один, два, три.
21. Ответь на вопрос.
22. Прочитай слово.
23. Скажи, кто стоит?
24. Покажи цифру восемь.
25. Покажи глаза.
26. Какой это цвет?
27. Вставь букву.
28. Какой сейчас урок?
29. Какое сейчас время года?
30. Нарисуй треугольник.
31. Пиши красиво.
32. Положи в шкаф.
33. Подойди к доске.
34. Будем заниматься.
35. Возьми тетрадь.
II четверть
1. Запомни слова.
2. Назови осенние месяцы.
3. Это рассказ.
4. Считай от одного до десяти.
5. Сколько ручек?
6. Встань.
7. Покажи, где вилка?
8. Это предложение.
9. Сложи из букв слово.
10. Напиши число семь.
11. Иди к двери.
12. Принеси хлеб.
13. Как называется рассказ?
14. Что это?
15. Нарисуй три яблока.
16. Дай мне круг.
17. Составь предложения из слов.
18. Найди букву А в слове.
19. Кто это?
20. Вова моет руки.
21. Составь предложение.
22. Покажи зелёный карандаш.
23. Пиши правильно.
24. Какое число больше?
25. У Саши есть собака.
26. Считай от двух до шести.
27. Скажи, где лежит?
28. Сядь правильно.
29. Закрой книгу.
30. Вика пьёт сок.
31. Дай квадрат.
32. Нарисуй яблоко.
33. Читай рассказ.
34. К двум прибавить один, будет?
35. Это слово.
36. Какая сегодня погода?
37. Дай книгу.
38. Сейчас урок рисования.
39. Будем считать.
40. Нарисуй квадрат.
III четверть
1. Наступила зима.
2. Прочитай предложение.
3. Реши пример.
4. Вставь пропущенную букву.
5. Говори правильно.
6. Открой книгу.
7. До свидания.
8. Набери десять рублей.
9. Где живёт лиса?
10. Положи книгу на стол.
11. Десять минус четыре, будет шесть.
12. Назови домашних животных.
13. Ответь на вопросы.
14. Покажи пять рублей.
15. Раздай книги.
16. Девочка спит.
17. Покажи ложку.
18. На улице снег.
19. Положи тетрадь правильно.
20. Дополни словосочетания.
21. Хлопни пять раз.
22. Что лежит на парте?
23. Кошка пьёт молоко.
24. Какой сейчас урок?
25. Назови фрукты.
26. Прыгни шесть раз.
27. Запиши вопрос.
28. Вытри доску.
29. Сколько слогов в слове.
30. Назови картинки.
31. Возьми шесть палочек.
32. Сколько слов в предложении.
33. Открой книгу.
34. Кто живёт в лесу.
35. Встань у стула.
36. Нарисуй квадрат.
37. Назови времена года.
38. Закрой дверь.
39. Подчеркни окончания.
40. Покажи, где два карандаша.
41. Напиши число пять.
42. Здравствуйте.
43. Покажи нос.
44. Где больше?
45. Будем читать.
46. Что ты делал?
47. Как твоя фамилия?
48. Какой буквы нет?
49. На улице весна.
50. Покажи шкаф.
IV четверть
1. Будем писать.
2. Иди в класс.
3. Составь слово из букв.
4. Собери тетради.
5. Я пишу.
6. Назови день недели.
7. Дай ручку.
8. Назови животных.
9. Саша ест яблоко.
10. Как зовут маму?
11. Что ты делал?
12. Запиши пример и реши.
13. Считай до десяти.
14. Назови картинки.
15. Сколько зайцев?
16. Вика моет пол.
17. Пиши красиво.
18. Яблоко, груша – фрукты.
19. Пропусти одну строчку.
20. Дай тетрадь.
21. Слушай и повторяй.
22. Как зовут учителя?
23. Дай две ручки.
24. Какого цвета карандаш?
25. Поставь знак.
26. Какого цвета карандаш?
27. Кошка, собака – животные.
28. Что делает мальчик?
29. Сиди правильно.
30. Напиши цифру девять.
31. Какой день недели?
32. Хорошо говори звук.
33. Первое слово пиши с большой буквы.
34. Полей цветы.
35. Наступили каникулы.
III. Тексты
I четверть
Текст № 1 «Овощи».
Это огород.
На огороде – грядки.
На грядках овощи.
Здесь лук, морковь.
Там огурцы и помидоры.
Текст № 2 «Школа».
Это школа.
В школе учатся дети.
Учитель учит детей.
Вика читает.
Лиза пишет.
Текст № 3 «Класс».
Это класс.
В классе парты, стулья.
На парте пенал и тетрадь.
В шкафу стоят книги.
На стене висит доска.
Текст №4 «На перемене».
Сейчас перемена.
Ребята отдыхают.
Лиза играет с куклой.
Миша играет в мяч.
Аня строит дом.
Текст № 5 «Дежурный».
Кирилл дежурный.
Он вытер доску.
Полил цветы.
Вынес мусор.
Кирилл молодец!
Текст № 6 «Осень».
Наступила осень.
Листья жёлтые, красные.
Дует ветер.
Идёт дождь.
Улетают птицы.
II четверть
Текст № 1 «Обед».
Семья обедает.
Мама наливает суп.
Папа режет хлеб.
Маша наливает чай.
Вкусный обед.
Текст № 2 «Дом».
Это мой дом.
Он маленький.
Со мной живут мама и папа.
Ещё бабушка и дедушка.
У нас есть кошка.
Текст №3 «Урок».
Ребята в классе.
Идёт урок математики.
У Лизы палочки.
Вика у доски.
Она решает задачу.
Текст № 4 «Спальня».
В спальне стоят кровати.
На окне стоят цветы.
В шкафу одежда.
На тумбочке игрушки.
Спальня большая и чистая.
Текст № 5 «Лиса».
Лиса живёт в лесу.
Она рыжая и хитрая.
Лиса ищет зайца.
Заяц под деревом.
Лиса не видит зайца.
Текст № 6 «Кукла».
Лена рисует куклу.
Она нарисовала тело.
Потом голову куклы.
Потом руки и ноги.
Кукла красивая.
Текст № 7 «Зима».
Наступила зима.
Идёт снег.
На улице дети.
Саша катается с горки.
Паша лепит снеговика.
Текст № 8 «Ёлка».
Вот ёлка.
На ёлке игрушки.
Пришёл Дед Мороз и Снегурочка.
Они принесли подарки.
Дети танцуют у ёлки.
III четверть
Текст № 1 «Домашние животные».
Корова, собака, кошка – домашние животные.
Они живут дома.
Корова даёт молоко.
Кошка ловит мышей.
Собака сторожит дом.
Текст № 2 «Обувь».
Это магазин.
В магазине продают обувь.
Папа купил ботинки.
Мама купила туфли.
Оле купили тапочки.
Текст № 3 «В лесу».
В лесу живут белка, лиса, медведь.
Белка живёт в гнезде.
Медведь спит в берлоге.
Лиса живёт в норе.
Текст № 4 «Ёжик».
Дети гуляли в лесу.
Они собирали грибы.
Собака увидела ежа.
Дети взяли его домой.
Ёжик пьёт молоко.
Текст № 5 «На улице».
Это улица.
На улице много домов.
У дома стоит машина.
По улице едет автобус.
Рядом с ним трамвай.
Текст № 6 «Светофор».
На улице светофор.
Красный свет – стой.
Жёлтый свет – жди.
Зелёный свет – иди.
Будь осторожен на дороге.
Текст № 7 «У врача».
У Алёши болит зуб.
Он с мамой пошёл к врачу.
Врач полечил Алеше зубы.
У него больше не болят зубы.
Мальчик сказал врачу: «Спасибо».
Текст № 8 «8 марта».
8 марта – мамин день.
Лена нарисовала рисунок.
Пришла мама.
Лена подарила рисунок маме.
Текст № 9 «Наши игрушки».
Ребята играют.
Саша строит дом.
Юра и Лена играют в мяч.
Вика укладывает куклу спать.
Всем весело.
Текст № 10 «Каникулы».
Наступили каникулы.
Дети отдыхают дома.
Лена пошла в гости к Маше.
Валя с мамой пошла в кино.
Вечером ребята гуляют на улице.
IV четверть
Текст № 1 «Пришла весна».
На улице весна.
Ярко светит солнце.
Тает снег.
Бегут ручьи.
Прилетают птицы.
Текст № 2 «День Саши».
Саша встал в семь часов.
Он сделал зарядку.
Умылся, заправил кровать.
Затем он завтракал.
Потом пошёл гулять.
Текст № 3 «Лодочка».
Наступила весна.
На улице бегут ручьи.
Дети сделали лодочку.
Они пустили лодочку по воде.
Текст № 4 «Весной».
Весной много работы в саду.
Взрослые окапывают деревья.
Потом они обрезают ветки.
Дети собирают мусор.
Копают землю и делают грядки.
Текст № 5 «Пушок и Машка».
У Саши собака Пушок.
У Даши кошка Машка.
Пушок любит кости.
Машка любит молоко.
Текст № 6 «Скоро лето».
Скоро лето.
Будут летние каникулы.
Ребята будут купаться, загорать.
Они будут ходить в лес.
Собирать грибы, ягоды.
IV. Развивающие упражнения
I четверть – развитие внимания.
1.«Какой картинки не стало?».
2.«Вставь букву».
3.«Какой буквы не стало?».
4.«Дополни предложение и прочитай».
5.«Сложи и прочитай слово».
6.«Сложи картинку».
II четверть – развитие памяти.
1.«Считай дальше».
2.«Послушай, заполни и назови».
3.«Посмотри и запомни».
4.«Собери картинку».
5.«Назови диких животных».
6.«Что изменилось?».
7. «Что пропало?».
8. Найди похожий листок.
III четверть – развитие мышления.
1.«Верно – не верно».
2.«Какого числа не хватает?».
3.«Прыгни три раза, хлопни столько же раз».
4.«Посмотри на картинку и нарисуй больше».
5.«Сравни, где больше, а где меньше».
6.«Чей хвост?».
7.Игра «Лабиринт».
8.«Что похоже на шар?».
9.«Назови круглые предметы».
10.Назови подходящее слово.
IV четверть.
1.«Волшебный мешочек».
2.«Отстучи этот же ритм».
3.«Что изменилось?».
4.«Чего я не назвала?».
5.«Какие буквы я написала на ладошке?».
6.«Угадай геометрическую фигуру на ощупь».
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Учебно – методическая литература:
1. Пфафенродт А.Н. Произношение, 1, 2 класс.
2. Назарова Л.П. Методика обучению произношению в школе глухих.
3. Волкова К.А. Методика обучения глухих произношению.
4. Соколова Е.И. Развиваем слух и речь.
5. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению.
6. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика.
7. Гридчина Н. И. Речевые пятиминутки.
8. Власова Т.М. Фонетическая ритмика.
9. Рау Ф.Ф. Букварь.
10. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей.
11. Голоса животных и птиц. Звуки окружающего мира. Шумы природы.
12. Павлова Л.Н. Дидактический материал для коррекции нарушений произношения.
13. Седых Н.А. Воспитание правильной речи у детей.
14. Игра для РСВ «Учись говорить правильно»
15. Соколова Е.И. Развиваем слух и речь.
16. Новотворцева Н.В. Рабочие тетради по развитию речи.
17. Коноваленко В.В. Альбомы шипящих, свистящих звуков. Парные звонкие – глухие.
18. Логопедические пазлы (прогрессивные технологии обучения детей), издательство « Учитель», 2013,
19. Интерактивные речевые игры, издательство «Учитель», 2013,
Дидактический материал:
1. Упражнения на развитие психических процессов.
2. Физминутки.
3. Речевые зарядки.
4. Загадки.
5. Альбомы по автоматизации и дифференциации звуков
6. Альбом для проверки звукопроизношения, альбом проверки слуха речью, правил орфоэпии, интонации.
7. Подборка диалогов.
8. Дидактический материал по РСВ. Разрезные тексты для РСВ.
Наглядные пособия:
1. Наглядность к текстам по РСВ.
2. Фотографии с артикуляционными упражнениями.
3. Профили звуков.
Список литература
1. Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. Москва, 1990.
2. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. М.: Просвещение, 1988.
3. Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребёнка.
М., 1954.
4. Кузьмичёва Е.П., Слезина Н.Ф. Развитие слухового восприятия и обучение произношению детей с недостатками слуха. М.: Просвещение, 1986.
5. Кузьмичёва Е.П. Развитие речевого слуха у глухих. М., 1983.
6. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха. М.:«Владос», 2001.
7. Никитина М.И. Сурдопедагогика М. «Просвещение» 2005.

Рекомендуем посмотреть:

Рабочая программа 2 класс "Перспектива" ФГОС Задержка психического развития у детей младшего школьного возраста Формирование предметно-практических навыков у детей с нарушением слуха

Похожие статьи:

Рабочая программа учебного предмета «Чтение и развитие речи» 2 класс I вид

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 2 класс I вид

Рабочая программа «Подвижные игры» в рамках ФГОС для 2 класса

Конспект индивидуального занятия на тему: звуки Ш, П - Б. Текст: «Зимой» | Конспект индивидуального занятия в 1 классе по РС и ФП на тему: звуки Р, С. Текст «Ёлка»
Опубликовано: 2850 дней назад (15 января 2017)
Просмотров: 1549
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!