Конспект индивидуального занятия на тему: звуки Ш, П - Б. Текст: «Зимой»
Конспект индивидуального занятия по РС и ФП на тему: звуки Ш, П - Б. Текст: «Зимой».
Автор: Белоусова Ольга Олеговна учитель ГКОУ СО «Нижнетагильская школа - интернат» Описание работы: данное индивидуальное занятие по развитию слуха и формированию произношения составлено для обучающейся 3 вспомогательного класса с диагнозом хроническая сенсоневральная тугоухость IV степени и с учетом индивидуальных возможностей. Данный материал будет полезен для логопедов, дефектологов, учителей коррекционных школ. Цель: Создать условия для закрепления у учащейся согласных звуков Ш, П-Б. Задачи:
1. Постановка звука Ш.
2. Дифференциация звуков П – Б в прямой позиции в слогах, словах и предложениях.
3. Работа над голосом и дыханием.
4. Развитие внимания, мышления; артикуляционной и общей моторики.
5. Развитие речевого слуха при различении слов, фраз с использованием ЗУА.
6. Восприятие слухозрительно по предложениям текста «Зимой» и выполнение заданий по тексту.
7. Развитие слухового восприятия (неречевые звучания).
8. Воспитание у ребёнка самоконтроля при произношении звуков речи.
Оборудование: презентация с артикуляционными упражнениями, массажем, работой над голосом и неречевыми звучаниями. Тетрадь и ручка.Предметные картинки, разрезной текст и фразы для восприятия слухозрительно, зашифрованные слова, ребусы и предложения напечатанные на индивидуальных бланках.
Ход урока:
I. Фразы обиходно – разговорного характера и с общеобразовательных уроков.
1. Аппарат работает?
2. На улице идёт снег.
3. В каком классе ты учишься?
4. Напиши: 10, 5, 7.
5. Вытри стол.
6. Назови зимние месяцы.
7. Какое время года?
- Слушай фразы (на слух с ЗУА предъявляю 3 фразы) • Работа над голосом.
Голосовая распевка:
А__ У__ О__ Э__ И__
А О У И Э
А О У И Э II. Постановка звука Ш.
1. Упражнение: «Найди и обведи все буквы Ш»
Ш У А П Ш И П Ш Э И Ш П У П Э Ш И П А Ш Э А Ш 2. Массаж лица. (Самомассаж лица и шеи готовит мышцы к артикуляционной гимнастике, вызывает прилив крови к ним, помогает ребенку лучше улавливать ощущения от этих мышц и управлять ими, делает мимику выразительнее).
• Ручки растираем и разогреваем.
• И лицо теплом своим мы умываем.
• Ушки растираем вверх и вниз.
• Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки.
• Щечки разминаем, чтобы надувались.
• Губки разминаем, чтобы улыбались. 3. Артикуляционные упражнения.
• «Блинчик».
• «Чашечка».
• «Индюк».
• «Грибочек».
• «Маляр».
• «Чистим зубки». 4. Работа над дыханием.
• Упражнение "Фокус", "Снежинка". 3 раза. 5. Профиль артикуляции звука Ш:
• Рот приоткрыт, губы округлены и выдвинуты вперёд.
• Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку.
• Воздушная струя теплая;
• Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса). 6. Постановка звука Ш.
• Попросить ребёнка произнести слог [СА], а зондом-вилкой (или пальцем) придерживать передний край языка у верхних альвеол.
• Как змея шипит: Ш___ Ш__ Ш__
• Произнеси слоги: Ш_А, Ш_О, Ш_У. III. Дифференциация звуков П –Б.
Пишу пальцем на спине у обучающегося буквы П, Б.
- Какие буквы я написала на спине? (П, Б)
- Будем хорошо говорить звуки П – Б. • Прочитай слоги:
ПА-ПА-ПА БО-БО-БО ПУ-БУ-ПУ ПА-БО-ПУ-БА • Составь слова с помощью цифр и прочитай (если затрудняется, предлагаю тетрадь и ручку).
3 2 5 4 1
Н А Н А Б
БАНАН
3 2 5 4 1
Н Е Л А П
ПЕНАЛ
3 2 5 4 1
Л Е А К Б
БЕЛКА
3 2 5 4 1
Л О А К П
Найдите слова по схеме.
б — — — — — — а
б — — — — — а
п — — — — а
б — — — а
п — — а
б — а
•Слушай слова и покажи картинку (на слух с ЗУА, если не воспринимает - слухозрительно):
Белка, бра,пила, пенал, пижама, балерина,бабочка. • Составь предложение со словом - БЕЛКА.
(Белка ест гриб). • Составь предложение из слов.
купила, бабушка, магазин, в, банан.
(Бабушка купила в магазине бананы.)
- Покажи нужную картинку.
- Прочитай предложение на одном выдохе. IV. Физминутка (включаю на компьютере звук ветра)
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз - наклон
И два - наклон,
Зашумел листвою клён. V. Восприятие слухозрительно по предложениям текста «Зимой».
- Какой рассказ мы слушали на прошлом уроке? (Зимой)
- Слушай предложение и покажи соответствующую картинку.
Наступила зима.
Выпал снег.
Ребята надели тёплую одежду.
Дети много гуляют.
Катаются на лыжах, санках, коньках. (- Покажи, где дети катаются на коньках.)
Это полезно для здоровья.
- Слушай предложения (на слух предъявляю 3 предложения, если затрудняется - слухозрительно) • Игра «Угадай, что звучит».
- Послушай звуки (мультимедийная презентация - неречевые звучания на слух с ЗУА): снег скрипит, ветер дует, дети смеются, воробей чирикает. VI. - Что мы сегодня делали на уроке?
(Учились слушать, отвечать на вопросы. Учились хорошо говорить звуки: Ш, П - Б.)
- Как ты занималась на уроке?
- Какую отметку ты себе поставишь?
Скачать Конспект индивидуального занятия на тему: звуки Ш, П - Б