Конспект индивидуального занятия по РС и ФП на тему: звуки ч, д; текст: «Находка».
Описание работы: данное индивидуальное занятие по развитию слуха и формированию произношения составлено для обучающейся 3 класса с диагнозом хроническая сенсоневральная тугоухость IV степени и с учетом индивидуальных возможностей. Данный материал будет полезен для логопедов, дефектологов, учителей коррекционных школ.
Цель: закрепление знаний обучающегося о звуках ч, д.
Задачи:
1. Автоматизация звука Ч в обратной позиции в слогах, словах, предложениях.
2. Автоматизация звука Д между гласными в слогах, словах и предложениях.
3. Развитие речевого слуха при различении слов, фраз с использованием слухового аппарата.
4. Развитие внимания, артикуляционной и общей моторики.
5. Восприятие текста «Находка» в целом на слух с индивидуальным слуховым аппаратом.
6. Воспитание у ребёнка самоконтроля при произношении звуков речи.
7. Работа над слитностью в словосочетаниях и предложениях.
Оборудование: карточки со словами, кроссворд – головоломка, таблички с предложениями, разрезной текст, рабочая тетрадь, предметные картинки, мяч, профили звуков, артикуляционные упражнения.
Ход занятия.
1. Фразы обиходно – разговорного характера и относящиеся к общеобразовательным урокам на слух с аппаратом.
• Поздоровайся.
• Какое у тебя настроение?
• Расскажи о себе.
• Сегодня на улице холодно.
• Осенью птицы улетают на юг.
• Вечером ты пойдёшь гулять?
• Какой формы яблоко?
- Сними аппарат, будешь слушать фразы на рабочем расстоянии. (3 фразы)
2. Автоматизация звука Ч.
- Какую букву ты видишь на рисунке? (буква Ч)
- Разгадай ребус. (чайка)
- Какой первый звук в этом слове? (звук Ч)
• Артикуляционная гимнастика.
«Заборчик – трубочка».
«Лопаточка».
«Вкусное варенье».
«Грибок».
«Гармошка».
• Уточнение артикуляционного уклада:
• губы вытянуты вперед и округлены,
• зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
• боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
• кончик языка касается резцов, весь язык несколько продвинут вперед.
• струя воздуха сильная и короткая,
• голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляция в два этапа:
1. средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;
2. смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель.
• Фонетическая ритмика.
- Встань, иди к доске.
Ч Ч Ч Ч Ч
АЧ- АЧ- АЧ, ОЧ- ОЧ- ОЧ, УЧ- УЧ- УЧ
Ночь, мяч.
• Кроссворд – головоломка.
- Найди спрятанные слова и прочитай.
ПРОПРОПЕЧЬЩШН (печь)
МИСТМЯЧЖДБОАЗ (мая)
ФЫВАПКАЛАЧЖЭБ (калач)
КЕУНЩШУКИРПИЧ (кирпич)
• Замени последний звук в слове на звук Ч. (выполняется на слух с индивидуальным аппаратом)
Враг – врач
Кулик - кулич
План – плач
Мел – меч
• Составь предложение из данных слов.
Потерял, на, ключ, улице, Дима. (Дима на улице потерял ключ)
В мяч, ребята, на, играют, поле. (Ребята на поле играют в мяч)
- Скажи предложение на одном выдохе.
3.
Автоматизация звука Д.
• Дай мне правую руку. (пальцем пишу на ладони букву Д,ребёнок не видит)
- Какую букву я написала?
• Упражнения для выработки ударения.
ДАДАДА
ДАДАДАДА
ДАДАДАДАДА
ДАДАДАДАДАДА
• Игра с мячом.
- Назови слова со звуком Д.(ребёнок бросает мяч и называет слова начинающиеся на звук Д)
• Назови картинки где есть звук Д. (помидор, удочка, пирамида, одуванчик, радуга, дедушка)
• Игра «Чего не стало?»
- Сними аппарат, будешь слушать слова. (на слух без аппарата)
• Прочитай слово, начиная с самой большой книги. (подарок)
- Составь предложение со словом – подарок. (Мама подарила мне подарок)
• Игра «Один - много». (восприятие на слух с аппаратом)
Сад - сады
Обед – обеды
Завод – заводы
Пруд – пруды
• Закончи предложения.
Володя моет (картинка - холодильник).
Папа купил сыну (пирамиду).
Денис на завтрак ел салат из (помидор).
(Одеяло) лежит на кровати.
4. Физминутка с использованием музыки.
Вышли мыши как-то раз
Посмотреть, который час.
Раз, два, три, четыре-
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон,
Побежали мыши вон.
5.
Восприятие текста «Находка» по предложениям на слух с индивидуальным слуховым аппаратом.
-Какой рассказ ты слушала на прошлом уроке?
-Будешь слушать и говорить предложения.
Дети пошли в лес.
На поляне они поставили палатку.
Девочки пошли собирать грибы и ягоды.
Из грибов они сварили суп.
Мальчики пошли на рыбалку.
В кустах они увидели дикую утку.
У неё было сломано крыло.
Ребята принесли утку в живой уголок.
Вопросы по тексту:
• Куда пошли дети?
• Кого они увидели в кустах?
• Куда ребята отнесли утку?
• Подумай, что будет дальше.
- Сними аппарат, будешь слушать фразы. (3 словосочетания без аппарата)
6. Итог.
- Что ты делала на уроке? (Я хорошо говорила звук «Ч». Отвечала на вопросы)
- Что тебе больше всего понравилось на уроке?
- С какими звуками мы работали?
- Как ты думаешь, как ты занималась? Выбирает смайлик с оценкой.
- Молодец, слушала внимательно, говорила хорошо звуки Ч, Д.
- Урок окончен.
- До свидания.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект логопедического занятия в группе детей с нарушенным интеллектом
Логопедическое занятие для 3 класса «Различение на письме букв Г и К»
Конспект индивидуального логопедического занятия. Автоматизация звука р
Конспект индивидуального занятия на тему: звуки Ш, П - Б. Текст: «Зимой»
Похожие статьи:
Конспект открытого логопедического занятия, 2-3 класс