Групповое логопедическое занятие для 3 класса «Различение на письме букв Г и К».
Автор: Агафонова Ирина Анатольевна, учитель-логопед
Место работы: МКС(К)ОУ школа-интернат V вида №13, г. Ижевск
Описание работы: данное логопедическое занятие ориентировано на коррекцию навыков письма и является составной частью предыдущих занятий.
Цель: коррекция устной и письменной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
- закрепить умение выделять и дифференцировать звуки [г-к] и буквы Г, К.
Коррекционно-развивающая:
- развивать артикуляторно–акустические дифференцировки;
- развивать фонематическое восприятие
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать самостоятельность, инициативность;
-развивать функции самоконтроля и самооценки
Материал и оборудование: кукла Буратино; буквы Г и К; таблицы-опоры для артикуляции и характеристики звуков; слоговая таблица; карточки со схемами слов; слова – паронимы; карточки с предложениями; тетради , ручки; смайлики для рефлексии.
I. Орг.момент.
Ребята, сегодня к нам на занятие пришел Буратино.
Ему нужна наша помощь. Ведь чтобы спасти своих друзей от Карабаса-Барабаса надо быть грамотным. Но как вы помните, азбуку свою он продал, и остался безграмотным. Буратино узнал, что в нашей школе все дети очень трудолюбивые и не пропускают ни одного логопедического занятия.
II. Определение темы занятия:
- Давайте вспомним, какие буквы на письме мы учились различать на прошлом занятии?
- Правильно это буквы Д и Т.
- А какие буквы мы будем различать сегодня, вы узнаете, отгадав следующие загадки:
На одной стоит ноге
Любят гуси букву …(Г)
Половинку от жука
Составляет буква…(К)
III. Постановка цели и задач:
-Вы верно отгадали буквы. А для чего нам нужно уметь различать звуки и буквы?
- Да, для того чтобы правильно произносить, писать и читать.
IV. Основная часть
Артикуляция и характеристика звуков
-Назовите артикуляцию и характеристику этих звуков, используя таблицы-опоры.
- В чем сходство этих звуков?
- В чем различие?
Произношение в слогах (развитие артикуляторно – акустических дифференцировок и пространственных ориентировок)
- Давайте прочитаем слоги по таблице, правильно произнося звуки и выделяя голосом ударение. Ученики читают слоговые ряды по инструкции логопеда: прочитай верхнюю строчку; прочитай вторую строчку снизу; прочитай второй столбик слева; прочитай первый столбик справа…
Работа по карточкам (развитие навыков звукобуквенного анализа)
Логопед раздает карточки с заданиями, на которых нужно соединить схемы слов с буквами Г и К с картинками в названии которых присутствуют соответствующие им звуки.
После выполнения задания, ученики обмениваются карточками для взаимопроверки.
Игра со словами-паронимами
- А как вы думаете, ребята, может ли один звук или буква изменить целое слово? Давайте проверим. Ученикам предлагается игра «Закончи предложение», где нужно выбрать из двух предложенных слов одно – подходящее по смыслу
Весь чердак уже в …
Бьются голуби в … (окне, огне)
Раздался детский…
Золотился на солнце каждый… (колосок, голосок)
Футболист забил в ворота…
В землю вбили острый …(кол, гол)
Тащит мышонок в норку огромную хлебную…
Зимой в парке заливают снежную…(горку, корку)
- Скажите, какой вывод можно сделать из этого задания?
Ученики делают вывод, что неправильно произнесенный звук, или неправильно написанная буква могут изменить целое слово.
Физ. минутка
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать
Отдыхать умеем тоже
Руки за спину положим
Голову поднимем выше
И легко, легко подышим
Раз – подняться, потянуться
Два – согнуться, разогнуться
Три – в ладоши три хлопка
Головою три кивка
На четыре руки шире
Пять – руками помахать,
Шесть за стол тихонько сядь.
Словоизменение (преобразование слов в множественное число)
- Согласный звонкий звук [г] в конце слова превращается в глухой [к]. Для проверки слово надо изменить так, чтобы после неясного звука стоял гласный, например:
кру (г/к) – круги.
- Вставьте согласный г или к в конец слова. Запишите полученные пары слов:
носоро (г/к) - …
бере (г/к) - …
хлопо (г/к) - …
вну (г/к) - …
сапо (г/к) -…
поро (г/к)
вра (г/к)
Ученики по очереди читают слова и объясняют написание слов.
Работа над предложением.
-В следующем задании надо расшифровать предложения и расставить слова на свои места. Каждый ученик разбирает вслух по предложению.
- Теперь запишите его в тетрадь и подчеркните буквы Г и К
1)
Под гадюкой затаилась ядовитая коряга. 2)
В попугае звонко пела клетка. 3)
Корзины складывали Гошу в груши. 4)
На гвоздиках зацвели красные клумбы.
Ученики зачитывают расшифрованные предложения.
- Под корягой затаилась ядовитая гадюка.
- Попугай звонко пел в клетке.
- Гоша складывал груши в корзину.
- На клумбах зацвели красные гвоздики.
V. Рефлексия.
- Ребята, о чем мы говорили сегодня на занятии?
- Чему научились?
- Что повторили?
- Что нового узнали?
- Что было самым трудным на занятии?
- Покажите смайлики соответствующие вашему настроению.
- Молодцы, ребята, вы очень помогли Буратино, думаю, что он еще не раз захочет прийти к нам на занятие!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по предмету логопедия во 2 классе коррекционной школы VIII вида
Тренажер для индивидуально-групповой работы с учащимися на дифференциацию согласных, имеющих акусти
Конспект логопедического занятия для старших школьников «Имена существительные собственные и нарица
Конспект логопедического занятия в 5 классе "Работа с диалогом. Построение диалога с целью получения
Похожие статьи:
Конспект открытого логопедического занятия, 2-3 класс