Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Осенние логопедические игры для старших дошкольников 5-7 лет

Осенние логопедические игры с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Морозова Наталья Михайловна, учитель-логопед МДОУ д/с № 5 «Звёздочка» г. Фурманов Ивановской области;
Описание: данная методическая разработка описывает набор игр по развитию различных речевых компонентов на осеннюю тематику, которая может использоваться учителями-логопедами, дефектологами и воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: распространение педагогического опыта среди специалистов и воспитателей.

Ни для кого не секрет, что использование различных игр и сюрпризных моментов на логопедических занятиях благотворно влияет на настроение воспитанников, помогая детям раскрывать свою индивидуальность и творческие способности. Кроме того специально подобранные под возможности конкретного ребенка задания благоприятно влияют на все его речевые компоненты. Во время игры воспитанники имеют возможность обогатить и активизировать свой словарь, развить коммуникативные навыки и связную речь.

Положительным фактором является использование во время занятия игр, объединенных одной тематикой. Поэтому здесь мы рассмотрим некоторые из игровых упражнений по лексической теме «Осень».

К таким дидактическим пособиям можно отнести игру «Осеннее дерево», которая помимо главных задач по формированию необходимого артикуляционного уклада поддерживает интерес к занятию и желание выполнять порой сложные для детей задания педагога, направленные на развитие артикуляционной моторики.

Цель – формирование и развитие артикуляционной моторики, необходимой для постановки звуков.

Данное пособие представляет собой распечатанное и заламинированное изображение осеннего дерева, к которому с помощью липучек прикрепляются листья с необходимыми картинками-символами артикуляционных упражнений, направленных на развитие подвижности губ, языка или способности длительно удерживать необходимый для конкретного звука артикуляционный уклад.

Смена листочков обеспечивает универсальность использования пособия при подготовке к постановке различных звуков у детей. Педагог может собрать уникальный для конкретного ребенка набор упражнений, облегчая задания на начальных этапах работы или усложняя их впоследствии.


Для хранения листочков справа от дерева расположена объемная корзинка, которую также можно использовать и во время выполнения артикуляционной гимнастики, предложив собирать в нее листочки с выполненными упражнениями, устроив воображаемый листопад.

Использование данного пособия помогает разнообразить занятия, вызвав живой интерес у детей во время выполнения артикуляционной гимнастики.

Также во время занятий использовались разнообразные осенние игры на дыхание.
Цель – развитие силы выдоха через рот и выработка целенаправленной воздушной струи у детей.
Подобные игры удобнее проводить на индивидуальных занятиях. Перед началом выполнения обязательно проговариваются правила, где ребенку предлагается дуть, вытянув губы трубочкой или положив язык на нижнюю губу по заданию педагога, делая вдох носом и не надувая щек.

Игра «Помоги ежику найти грибы»
Ребенку предлагалось подуть на листочки так, чтобы найти грибы на полянке.

Игра «Где спит медведь»
Воспитаннику нужно было подуть на листочки, чтобы отыскать берлогу медведя. Воспитательным моментом бережного отношения к природе здесь является то, что после выполнения упражнения ребенку предлагается снова укрыть берлогу листьями, чтобы не мешать спать медведю.

Игра «Помоги солнышку»
Педагог предлагает освободить солнышко от туч, подув на них, чтобы можно было насладиться осенним солнечным деньком.

Игра «Листопад»
Ребенку предлагается подуть на листья, устроив листопад. Во время выполнения упражнения следует обратить внимание воспитанника на то, как неспешно падают листья, как они кружатся в воздухе, обогащая словарь ребенка глаголами.

Игры на осеннюю тематику продолжались и при автоматизации поставленных звуков.

Так, например, игра с фонариком «Кто спрятался в осеннем лесу?» помогает закреплять звук [С] в словах и фразах, активизировать словарь по темам «Дикие животные» и «Птицы», тренирует правильное употребление предлогов в речи, а также способствует развитию внимания и зрительного восприятия. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картину осеннего леса, пока педагог ее подсвечивает снизу фонариком, и ответить, кто спрятался в осеннем лесу.

Игра «С какого дерева лист?» направлена на автоматизацию и дифференциацию звуков [Л] - [ЛЬ] или [Р] - [РЬ]. Выполнение будет зависеть от задачи, поставленной педагогом. При автоматизации одного из указанных звуков ребенку нужно назвать картинки на листочках и украсить ими дерево. Во время дифференциации этих звуков воспитаннику нужно узнать, какой звук слышен в названии картинки, и отправить лист на определенное дерево.

Ранняя осень – прекрасное время для сбора урожая. Поэтому детям второго года обучения может быть предложена игра «Отправляем урожай», которая помогает дифференцировать звуки [Л] и [Р] на слух, в словах и предложениях, а также активизирует словарь по темам «Овощи», «Фрукты». Ребенку следует ответить на вопросы педагога: «Что везет Роман на грузовике?», подбирая для него овощи и фрукты со звуком [Р], и «Что везет Павел на лошади?», выбирая для фермера урожай со звуком [Л].
Ответы детей зависят от индивидуальных возможностей. Кто-то сможет назвать лишь изображения овощей и фруктов, а кому-то уже станут доступны полные ответы на вопросы.

Каждый логопед работает не только над коррекцией речи, но и развивает восприятие, внимание, память, мышление ребенка на каждом занятии. Для развития высших психических функций также используется серия игр осенней тематики.

Игра «Разложи по образцу» способствует развитию внимания ребенка. Кроме традиционного задания можно предложить воспитаннику найти ошибки в заранее выложенном ряду.

Игра «Продолжи ряд» развивает не только зрительное восприятие и внимание детей, но и логическое мышление. Ребенку предлагается найти закономерность расположения изображений и продолжить ряд.

Игра «Назови одним словом» способствует развитию внимания и мышления, тренируя навык классификации предметов.


Игра «Что лишнее?» развивает внимание, память, логическое мышление и связную речь. Ребенку необходимо найти лишний объект в каждом ряду и объяснить свой выбор.

Игра «Найди отличия» помогает развивать внимание и связную речь. Ребенку предлагается рассмотреть две картинки и найти на них семь отличий.

Игры на развитие высших психических функций часто используются на логопедических занятиях не всегда по прямому назначению, а для поддержания активности и интереса у детей на занятиях. Поскольку часто во время выполнения подобных заданий ребенок проговаривает чистоговорки или рассказывает короткие стихи для закрепления любого поставленного звука.

Подводя итог, следует отметить, что речевые игры на тему «Осень» успешно выполняют множество коррекционных задач и обеспечивают благожелательную обстановку в ходе занятия.

Рекомендуем посмотреть:

Судоку с ответами для детей 6-7 лет на тему: Осень Дидактические карточки для детского сада на тему: Осень Осенние пальчиковые игры для дошкольников 4-6 лет Пальчиковые игры на тему "Осень" в старшей группе. Картотека
Участник №9 творческого конкурса для педагогов «Интересная Осень» с 1 сентября по 30 ноября 2022 года
Конспект игрового занятия с детьми второй младшей группы на тему "Зима"
Опубликовано: 755 дней назад (28 ноября 2022)
Просмотров: 1107
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!