Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Пальчиковые игры на тему "Осень" в старшей группе. Картотека

Картотека пальчиковых осенних игр для детей старшего дошкольного возраста
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский


Развитие мелкой моторики – очень важное и нужное занятие.
Работа пальчиков ребенка напрямую связана с деятельностью головного мозга, стимулирует ее. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше и быстрее развивается ребенок.

По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.

Для лучшего восприятия стихи рекомендуется читать наизусть. Необходимо, чтобы дети не только видели ваше лицо, но и наблюдали за впечатлением от текста стихотворения и от самой пальчиковой игры. Ничто не должно малышам мешать слушать.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Я надеюсь, что стихи и игровые движения понравятся вам и вашим детям, подарят радость общения и принесут ощутимую пользу.

«Осенняя прогулка»
Если мы идем гулять, («шагают» пальчиками по столу)
Зонт с собою нужно брать. («зонтик»-пальцы правой руки сжать в кулачок, затем выставить вверх указательный палец и опустить на него выпрямленную ладонь левой руки)
Осенью от дождика (стучат пальчиком правой руки по левой ладони)
Спрячемся под зонтиком. («зонтик»)

«Зонтик для мышонка»
По листьям дождик застучал. (стучат пальчиком право руки по левой ладони)
Мышонок быстро гриб сорвал
И спрятался под ним у пня.(на вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой.)
— Хороший зонтик у меня! («зонтик»-пальцы правой руки сжать в кулачок, затем выставить вверх указательный палец и опустить на него выпрямленную ладонь левой руки).

«Осень»
Осень, осень, непогода, (сжимать и разжимать кулачки)
Листья по ветру летят, (круговые движения кистями)
Лужи прямо у порога, (поднять руки ладошками к себе, соединив средние пальцы – «ворота»)
Мокнут ножки у ребят. (стряхнуть «воду» с рук).

«Вышел дождик погулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (удары по столу, начиная с мизинца)
Вышел дождик погулять. (беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук)
Шел неспешно, по привычке,
А куда ему спешить? («шагают» средним и указательным пальцами по столу)
Вдруг читает на табличке:
«По газону не ходить!» (ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)
Дождь вздохнул тихонько:
«Ох!» (один хлопок)
И ушел. (ритмичные хлопки по столу)
Газон засох.
Я по улице гуляла («шагают» пальчиками по столу)
И листочки собирала. (загибают поочередно пальцы)
Все в букетик собрала (двумя руками «держат» букет)
И ребятам принесла. (показывают ладони)

«Подарки осени»
Ходит осень по полям. («шагают» пальчиками по столу)
— Что ты, осень, принесла нам? (разводят руками в стороны)
С нами поделись ты!
— Вот рябины кисти, (загибают по очереди пальцы на руках)
Вот орехи спелые,
Вот грибы вам белые,
Вот вам подосиновики,
Сыроежки синенькие.
А еще – тяжелые бронзовые желуди. (сжимают пальцы в кулак и трясут ими)
Мой букет красив и ярок, (сжимают и разжимают пальцы рук)
Принесла его в подарок.

«Репка»
Расти большая, репка, (приседают и медленно поднимаются)
Вырастай крепкая, (сжимают и разжимают кулачки)
Сладкая да белая, («замок»-ладошки прижать друг к другу, пальцы переплести)
Чтоб детвора поела! (сжимают и разжимают кулачки)

«В нашем огороде»
Огурцы, капуста, перец
В нашем огороде есть (загибают по одному пальцу)
Сварим, суп, в салат порежем, (круговые движения кулачков)
Можем и сырыми съесть! (хлопки в ладоши)

«Огород»
В огороде много гряд: (сжимают и разжимают пальцы в кулак)
Тут и репа, и салат, (по очереди разжимают пальцы из кулака)
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Оставайся на год
Наш зеленый огород. (сжимают и разжимают пальцы).
У Лариски две редиски. (Сжимают пальцы в кулак, по одному пальцу разжимая)
У Сережки-сорванца два зеленых огурца.
А у Вовки две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

«Огород»
Огород у нас большой, (положить руки на стол тыльной стороной ладоней)
Урожай здесь неплохой. (положить руки на стол ладонями вниз)
Овощами называют (соединять все пальцы с большим сначала на правой, затем на левой )
То, что с грядок собирают.

«Сколько грядок в огороде?»
В огороде у Федоры (поочередно загибают пальцы)
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Раз, два, три, четыре, пять –
Поможем урожай собрать.
Повторяй за мной зарядку. (сжимают и разжимают пальцы)
В ней звук Т пришел на грядку.
Тыква – вот, а вот – томат. (по очереди загибают пальцы по одному)
Здесь – капуста, здесь – салат,
Тмин, картошка, артишок
И петрушки корешок.
Все, что вырастили мы,
Будем есть мы до весны.

«Фрукты»
Я у бабушки в деревне (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке)
Фрукты собираю. (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке)
Груши, яблоки и сливы (по очереди соединять пальцы с большим на правой руке)
С дерева срываю. (по очереди соединять пальцы с большим на левой руке)

«Яблоко»
Яблочко из сада (округляют ладони, пальцы касаются друг друга)
Еж в нору принес («ежик»-кулачок правой руки прижать к ладони левой)
Наливное, сладкое (округляют ладони, поворачивая их в стороны)
Ежихе преподнес. («ежик»)

«Фрукты»
Знают взрослые и дети: (сжимают и разжимают пальцы)
Много фруктов есть на свете!
Яблоки и апельсины, (загибают пальцы по одному, начиная с мизинца)
Абрикосы, мандарины,
И бананы, и гранаты
Витаминами богаты.

«Компот»
Будем мы варить компот –
Фруктов нужно много. Вот. (левую ладонь держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному, начиная с большого)
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ. (опять «варят» и «мешают»)
Палец толстый и большой (выполнять действия в соответствии с содержанием)
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик – самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

«Ветер по лесу летал»
Ветер по лесу летал, (плавные движения ладонями)
Ветер листики считал: (загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. (спокойно укладывают ладони на стол)

«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, (загибают по одному пальцу, начиная с большого)
Листья рябины,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (сжимают и разжимают пальцы)

«Осинка»
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру, (раздвинув пальцы на руках, трясут руками)
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару…(сжимают и разжимают пальцы рук)
Дайте осинке
Пальто и ботинки:
Надо согреться
Бедной осинке. (соединяют пальцы рук вместе и дуют на них)
Ветер северный подул:
«С-с-с», все листья
С липы сдул… (пошевелить пальцами, подуть на них)
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (стучат пальцами по столу)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (стучат кулачками по столу)
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук )
Одеялом их накрыл. (ладони крепко прижать к столу)

«Мы пошли в лесок гулять»
Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают кулачки)
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик по дорожке, (загибают пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик по тропинке,
Этот пальчик за грибами,
Этот пальчик за малинкой,
Этот пальчик заблудился,
Очень поздно возвратился.
На березе, на осине (сжимают и разжимают кулачки)
Догорели листья…
Дунул ветер, и рябина (разжимают кулачки и тихонько кладут ладони на стол)
Уронила кисти…
Дождик моет желтый луг (поглаживание кисти правой, затем левой руки)
Ржавый и шершавый
И земля вздыхает:
— Уф!.. Отдохну, пожалуй… (спокойно положить руки на стол)

«По грибы»
В лес пойду я по грибы, (левую руку сжать в кулак, правую ладошку положить сверху)
Соберу боровики. (сжимать и разжимать кулачки)
Принесу я их домой. («домик»-соединить пальцы рук «крышей»)
Мама сварит суп грибной. (поочередно соединять пальцы с большим на обеих руках)

«За грибами»
Мы идем дорожками,
Мы идем тропинками, (сжимают и разжимают кулачки)
Мы идем с лукошками,
Мы идем с корзинками. («шагают» пальчиками по столу)
Прямо за опушкой вдруг
Нашли волнушки мы (загибают по очереди пальцы)
И пенек с опенками под рябинкой тонкою.
Крепкий подберезовик вырос под березою,
Красный подосиновик вырос под осиною.

«Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! (сжимают и разжимают пальцы)
Мы идем грибы искать. (поочередно разгибают из кулачка по одному пальцу, с мизинца)
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.

«Грибы»
Топ-топ – пять шагов, («шагают» пальчиками по столу)
В туесочке пять грибов. (переплести пальцы обеих рук)
Мухомор красный – гриб опасный. (поочередно загибают по одному пальцу)
А второй – лисичка, рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка, розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок, бородатый старичок.
Пятый гриб – белый, ешь его смело!

«Опята»
На пеньке живет семья, (одна рука сжата в кулак, прикрыта ладошкой другой руки)
Мама, папа, братья, я. (ладошку снимают, пальчики поочередно разжимаются)
Дом у нас один, а крыша (две руки вместе ладонями вверх)
Есть у каждого своя. («крыша» из ладошек)

«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, (пальцы обеих рук «здороваются»)
В лес идем мы погулять. («шагают» указательный и средний пальцы по столу)
За черникой, за малиной, (загибают пальцы, начиная с большого)
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

«Малинка»
Что очень любит детвора (сжимают и разжимают кулачки)
Срывать с колючего куста (пальцы обеих рук поочередно касаются большого)
И собирать в корзинку? (из одной руки делают «корзинку», другой «кладут ягодки»)
Конечно же малинку.
С веток ягоды снимаю (пальцы обеих рук поочередно касаются большого)
И в лукошко собираю.
Ягод – полное лукошко! (сжимают и разжимают кулачки)
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть — (руки подносят ко рту – «едят»)
Легче будет к дому путь. («шагают» пальцы по столу)
Я поем еще малинки. («едят»)
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…(загибают пальцы по одному)
Снова буду собирать.

Рекомендуем посмотреть:

Судоку с ответами для детей 6-7 лет на тему: Осень Пальчиковая гимнастика "Паучок" для детей старшей - подготовительной группы детского сада Пальчиковая гимнастика для дошкольников 2-4 лет Педагогические технологии на оздоровление детей дошкольного возраста
Дидактические игры по развитию речи в подготовительной группе. Картотека с целями | Картотека игр по пожарной безопасности с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 266 дней назад (8 августа 2023)
Просмотров: 1956
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!