Автоматизация звука "Ж" у детей дошкольного возраста с помощью игры
Закрепление звука Ж в речи ребенка с помощью игры
Цель: автоматизация звука "Ж".
Задачи:
1. Формировать у дошкольников правильное звукопроизношение, умение употреблять звук в своей речи.
2. Разнообразить с помощью игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Описание: Уважаемые коллеги разрешите вам представить в этот раз игры из своей копилки на автоматизацию звука "Ж". Данные игры способствуют формированию правильного звукопроизношения в речи ребенка, развивают память, внимание, мышление, мелкую и общую моторику, способствуют развитию грамматического строя языка. Эти игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.
Содержание
Превращалка
Подражаю я жуку,
Как жучок, я прожужжу: ЖЖЖЖЖЖ
Театр
Педагог предлагает ребенку поиграть, как артист в театре. При этом перед началом "Театра" предлагается уточнить с детьми эмоциональное состояние тех людей, кого они будут изображать. Предлагается объяснить, почему у "артистов" такие фамилии.
- Скажи, как "Хвастунов", приподнимая кверху нос: "Жа-жа-жа".
- Скажи, как "Обидкин", надув губы: "Жу-жу-жу".
- Скажи, как "Нехочукин", скрестив на груди руки, выражая нежелание общаться: "Жо-жо-жо".
- Скажи, как "Спокоев", выражая спокойствие на лице: "Жи-жи-жи".
В ладоши хлопай!
Параллельно с постановкой и автоматизацией звука необходимо вести работу по развитию фонематического восприятия. Данное упражнение решает именно эту задачу. Перед тем как выполнять задание на выделение звука, надо сначала прочитать всё задание ребенку полностью, чтобы он воспринял его как рифмованное стихотворение. И только потом, читая второй раз, добиваться выделения им звука.
А теперь в ладоши хлопай,
Если Ж услышать сможешь!
Жаба, желудь, кот, жираф,
Беска, волк, машина, шкаф,
Ежик, ножик и коза,
Стул, желток и стрекоза.
Веселый металлофон
Взрослый предлагает ребенку простучать на металлофоне и пропеть чистоговорки. Ребенок бьет молоточком по металлическим клавишам в такт ударных слогов и поет.
- Жа-жа-жа - дети встретили ежа.
Жу-жу-жу - молока дадут ежу.
Жи-жи-жи - любят молоко ежи.
- Мы со слогами играем,
Мы словечки получаем.
Ё-Ё-жик-жик,
Получился ёжик.
Но-но-жик-жик,
Получился ножик.
Пальчики-помощники
Ну-ка, пальцы,
В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.
Вышли в ряд!
Будем пальцы загибать,
Будут пальцы помогать
Слоги и слова считать!
Жа-жу-жи,
Загибаем пальчики на одной руке.
Жаба, Жучка и ежи,
Загибаем пальчики на другой руке.
Же-жо-жи,
Загибаем пальчики на одной руке.
Женя, Жора и ножи.
Загибаем пальчики на другой руке.
Игра с мячом "Доскажи словечко"
Данная игра направленна на закрепление звукопроизношения, на развитие речи и мышления, на слоговой анализ и синтез. Взрослый катит ребенку мяч, произнося часть предложения, а также часть слова. Ребенок должен откатить мяч, заканчивая предложение и называя слово полностью.
Доскажи ЖА.
От дождя на дороге лу... (жа).
Ваня вымыл руки. У него на руках чистая ко... (жа).
Надо нарезать хлеб. На столе нет но... (жа).
Доскажи ЖИ.
В лесу бегают колючие е... (жи).
По траве ползут е... (жи).
У мамы острые но... (жи).
Доскажи ЖУ.
Я по улице хо... (жу).
Я на дороге жука уви... (жу).
Я тебе ежика пока... (жу).
Доскажи ЖОК.
Мама испекла вкусный пиро... (жок).
Зайчик выскочил на лу... (жок).
Жора - мой давний дру... (жок).
Помоги медвежонку Мише правильно говорить слова.
взрослый сажает медвежонка Мишу и от его имени говорит неправильно. Ребенок должен исправить Мишины ошибки.
Ползет зук
(жук).
Мальчик Зэня
(Женя).
На дороге замерзла луза
(лужа).
В лесу я видел езыка
(ежика).
На болоте зывет заба
(живет жаба).
У Занны новая пизама
(У Жанны новая пижама).
Золтый карандаш
(желтый).
Нельзя безать по дороге
(бежать).
Больного мальчика надо позалеть
(пожалеть).
Скажи, как называется предмет.
Взрослый предлагает ребенку сказать, как будет называться тот или иной предмет.
Шкаф для книг - это книжный шкаф.
А какой будет самолетик из бумаги?
(Бумажный)
А какой будет ком из снега?
(Снежный)
А как называется дом, в котором много этажей?
(Многоэтажный)
А если в нем всего 2 (3-6) этажа?
(Двухэтажный, трехэтажный и т. д.)
А как называется сумка из кожи?
(кожанная)
Отгадай загадки.
Он не муха, не паук,
Он большой, усатый ... (жук).
Знает Жора, знает Жанна -
Мама жарит ... (баклажаны).
Катится по лесу колючий клубок,
Не видно ни головы, ни ног ... (ежик).
Красный жучок в черную горошину ... (божья коровка).
Чтобы нарезать вкусный тортик,
Мы возьмем с тобою ... (ножик).
Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик ... (ножницы).
Вот сколько на звук Ш я сумею назвать!
При назывании слов загибаем пальчики.
А что же на Ж мне назвать?
Подскажи!
И жаба, и желудь, жираф и жара,
И жук, и журавль ...
Помогать мне пора!
Вытягиваем руки вперед.
Живот, и жакет, и жасмин, и жилет ...
Я больше не вспомню,
Выражаем досаду на лице.
Вот мой ответ!
Делаем отрицательный жест головой.
Взрослый побуждает ребенка называть еще слова.
Игра с Петрушкой "Путаница".
Взрослый сажает Петрушку и говорит, что Петрушка пришел развеселить детей. Он сейчас будет говорить очень смешные неправильные предложения, которые надо исправить.
Пижама надела Жанну.
Жилет надел Жору.
Мошка проглотила жабу.
Дерево сидит на жуке.
Ножик режет Жору.
Женя укусил Жучку.
Все, что знаем, называем.
Дружно мы слова называем,
Ритмично сжимаем пальцы в кулачки.
Звук ЖЖЖ четко мы повторяем.
Протяжно произносим звук.
Жук, жираф, журавль и жаба,
Загибаем пальчики.
Всех запомнить четко надо!
Ну-ка, быстро вспоминай,
Кто здесь птица?
Называй!
А кто насекомое?
Вспоминай!
Кто на болоте живет?
Называй!
Кто жарких странах живет?
Вспоминай!
Рекомендуем посмотреть:
Познавательно-развивающее занятие по автоматизации звука Ж для детей 5-7 лет
Игры для автоматизации звука Ш в речи детей дошкольников
Игры на автоматизацию звука Ч
Игры на автоматизацию звука С