Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет с элементами эмоционально-мимического тренинга и упражнениями для развития мелкой моторики "Лекарство для дракона"
Цель: развитие артикуляционного аппарата и мимики у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Формировать у детей правильные артикуляционные уклады.
2. Развивать подвижность языка.
3. Развивать подвижность лицевой мускулатуры и формировать невербальные навыки выражения чувств.
4. С помощью упражнений для кистей и пальцев рук способствовать развитию координации, амплитуды, силы, динамики, переключаемости, ритмичности движений.
Описание: Уважаемые коллеги позвольте представить вашему вниманию еще один комплекс артикуляционной гимнастики, который дополнен упражнениями для кистей и пальцев рук и эмоционально-мимическими упражнениями. Данный материал будет полезен логопедам, педагогам дошкольного образования, родителям.
Содержание
Не буйный ветер в день ненастный
На море волны поднимал.
Так царь морской - дракон ужасный
Вздыхал и охал ежечасно,
И много раз подряд чихал.
(Имитировать резкое, энергичное чихание: аптщи, задерживая при этом кончик языка у оснований верхних резцов (на звуке т). В результате получится аптри. Повторять не более 5 раз подряд.)
Лежал дракон с температурой,
Бессильно высунув язык.
(Слегка улыбнуться и приоткрыть рот. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Следить, чтобы боковые края языка касались уголков рта. Одновременно выпрямить кисть правой руки и держать ее горизонтально ладонью вверх, широко раздвинув пальцы. Удерживать язык и кисть руки в неподвижном, расслабленном состоянии на счет от 1 до 5-10.)
Дракон терпел все процедуры
И пил по ковшику микстуры,
(Слегка улыбнуться и приоткрыть рот. Боковые края и кончик широкого языка поднять вверх, среднюю часть языка опустить вниз. Следить, чтобы губы не помогали языку оставаться неподвижным. не допускать подъема боковых краев языка за счет сближения уголков рта. Кисть правой руки прогнуть в форме горсти. Удерживать язык и кисть руки в таких положениях на счет от 1 до 5-10.)
Но угасал он каждый миг.
(Рот приоткрыть. Уголки губ развести в стороны. Широкий передний край языка слегка присасывать к альвеолам за верхними зубами и отрывать с причмокиванием. Повторять движения многократно в быстром темпе, укоризненно покачивая головой.)
Царю морскому угождали
Все обитатели морей:
Русалки медом угощали,
(Слегка улыбнуться и приоткрыть рот. Широким передним краем языка облизывать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба, боковые края языка при этом должны скользить по коренным зубам. Добавить протяжный выдох через рот. Послышится нечеткое шипение. Следить, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной и не помогала языку, не подталкивала его наверх. При необходимости можно придерживать нижнюю челюсть пальцами.)
Дельфины пеньем услаждали,
(Улыбнуться и приоткрыть рот. Положить язык на нижнюю губу и, покусывая его зубами, произносить ла-ла-ла. Следить, чтобы кончик языка неподвижно лежал на нижней губе и не прятался в рот.)
Дракон мрачнел еще сильней.
(Губы неплотно сомкнуть и резко подуть на них так, чтобы вызвать их сильную вибрацию.)
Больного все развлечь пытались:
Медузы, создавая звон,
Как колокольчики качались,
(Слегка приоткрыть рот, разомкнуть зубы и протяжно произнести дзззззынь с верхнеязычным звуком з. При этом быстро водить из стороны в сторону индивидуальным шарикообразным зондом под кончиком языка, вызывая его вибрацию. В результате получится звукосочетание, напоминающее дррррынь.)
По дну коньки морские мчались...
(Рот приоткрыть. Уголки губ развести в стороны. Передний край языка сильно присасывать к альвеолам или чуть выше и отрывать со щелчком. Следить, чтобы нижняя челюсть "не подсаживала" язык вверх.)
Но злился и рычал дракон!
(Произнести протяжно звук Ж при несколько открытом рте без округления губ и переместить передний край языка немного вперед, к основаниям верхних резцов. При достаточно сильном напоре выдыхаемого воздуха, проходящего в очень узкую щель между передним краем языка и альвеолами.)
Позвали тут ежа морского,
(Изображаем с помощью мимики решительность.)
И он сказал. что средство есть:
(Изображаем с помощью мимики радость.)
Чтоб стал дракон здоровым снова,
(Изображаем с помощью мимики хитрость.)
Он печень зайчика лесного
(Изображаем с помощью мимики удивление.)
Сегодня срочно должен съесть!
(Изображаем с помощью мимики хищность.)
Морская черепаха смело
(Кисть одной руки, расположенной ладонью вниз, обхватить сверху кистью другой руки и переплести пальцы. Приподнять средний палец руки, находящейся снизу, - "голову", и "ползти" по столу остальными пальцами этой руки - "ногами".)
В лесок на берег поползла.
(Поставить руки локтями на стол и пошевелить растопыренными пальцами - "ветками".)
И сразу же взялась за дело.
(Деловито потереть ладони.)
Зайчишку там найти сумела
("Заяц" - выставить из кулака указательный и средний пальцы - "ушки". "Искать" - приставить ладонь "козырьком" к бровям и поворачивать голову из стороны в сторону.)
И уговоры начала:
(Плотно сложить кисти рук перед собой и поднять пальцами вверх.)
"На званый пир царя морского
(Ритмично сгибать раскрытые ладони.)
Давай, косой, на дно нырнем!
(Сложить ладони вместе и имитировать ныряние.)
Там хорошо! Нет волка злого!
("Хорошо" - выставить из кулака вверх большой палец. "Нет" - водить выставленными из кулака указательным пальцем из стороны в сторону, не двигая самим кулаком. "Когти" - с напряжением согнуть растопыренные пальцы рук.)
Дракон тебя - зверька лесного -
(Выставить из кулака указательный и средний пальцы - "ушки".)
Назначит там морским царем!"
(Поставить на голову ладонь с растопыренными пальцами.)
Рекомендуем посмотреть:
Артикуляционная гимнастика для детей логопедических группы ДОУ
Артикуляционная гимнастика в детском саду для детей с ОНР
Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет в детском саду
Артикуляционная гимнастика для дошкольников коррекционных групп в детском саду на Масленицу