Мастер-класс "Основы кружевоплетения - плетешок"
Автор: Мендикеева Марина Аммоновна, педагог дополнительного образования, МБОУ ДОД "Дворец детского творчества имени Ю.А. Гагарина", города Прокопьевска, Кемеровской обл.
Описание: мастер-класс предназначен для детей школьного возраста, для педагогов дополнительного образования, учителей технологии, для воспитателей школ-интернатов и творческих родителей, для тех кто в первый раз взял в руки коклюшки.
Назначение: веревочка для украшения косичек или прически.
Цель: изучение приемов кружевоплетения и изготовление изделия из плетешка - хайратнички.
Задачи:
- познакомить с техникой плетения на коклюшках;
- дать практические рекомендации по изготовлению изделия из плетешка;
- активизировать творческое воображение.
Материалы и оборудование:
- подушка-валик;
- коклюшки (4 шт.);
- сколок;
- английские булавки;
- подставка;
- нитки;
- бусинки, паетки;
- кусочек проволоки - нитковдеватель.
Плетение на коклюшках - хайратничи из плетешка
Введение в тему.
Кружево - это особой ажурный орнамент, созданный путем различного переплетения нитей и существующий самостоятельно, без какой-либо тканой основы. Кружева можно классифицировать по типу изготовления. Существует масса техник и методов вязания и плетения кружев. Вот основные:
• Ручное вышитое кружево /вышивание/
• Игольное кружево /шитье/
• Ленточное кружево /шитье/
• Басонные изделия /плетение/
• Коклюшечное кружево /плетение/
• Макраме /узловязание/
• Фриволите /узловязание/
• Кружево вязаное крючком /петлеобразование/
• Кружево вязаное спицами /петлеобразование/
Кружевоплетение на коклюшках- искусство плетения ажурного узора из нитей с помощью небольших деревянных палочек-коклюшек стало развиваться лишь после появления металлических булавок в ХVI веке. Доказательством этого служат многочисленные памятники плетеного кружева, его изображения на портретах и картинах художников. С этого времени (1557г.) – сохранились сколки на пергаменте.
Кружево-искусство европейское. Появилось оно на рубеже ХV-ХVI веков в Италии. Затем центр кружевоплетения переместился во Фландрию, в частности в г. Брюссель, где стали изготавливать очень тонкие, воздушные браманские кружева из льняных нитей особого качества. Требуемый для них лен рос только на полях Браманта.
В ХVII веке во Франции увлеклись кружевоплетением на коклюшках, с развитием техники плетения возникли разнообразные типы кружев в зависимости от места их создания: "брюссельские", "малин",
«валансьен».
По предположению заслуженного художника РФ Д.А. Смирновой искусство плетения цветного численного мерного кружева возникло в Древней Руси, на Рязанщине, приблизительно в ХII веке. Своеобразными «булавками» при плетении этих кружев были шипы растений, рыбьи косточки, деревянные палочки и т. д. И к ХV веку на Рязанщине было развито кружевоплетение на коклюшках.
Из других же источников в Россию плетение кружев пришло из Западной Европы в ХVII веке. В царских мастерских изготовляли кружева в виде прошивок из золотых и серебряных нитей (расплющенную тонкую проволоку), окрашенную в малиновый, зеленый, синий цвета. Украшали кружево блестками, звездочками. Было известно кружево, саженное и ниженное жемчугом, кружево с пухом. Плели кружево из шелка и простой льняной нити. Дорогое кружево красиво сочеталось с парчовыми тканями. Такое кружево было признаком богатства и роскоши. Его употребляли для украшения парадной царской, боярской и церковной одежды, предметов светского церковного обихода. Многочисленные великолепные образцы этих кружев до сих пор хранятся в музеях.
Воспринятое из Западной Европы в ХVII веке, русское кружевоплетение не только сохраняло и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, но и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству.
В каждой местности, славящейся искусством плетения кружев, наряду с общераспространенными приемами получения ажурного узора вырабатывались свои особенности орнамента, колорита, технических приемов создания узора. С делением кружева по технике исполнения на парное, численное, сцепное его различают и по месту производства - Вологодское, Елецкое, Вятское или Кировское, Рязанское или Михайловское и многие другие.
Сегодня в моду вновь вернулась стилизация под золото – из ниток «люрекс», «метанит», рождаются великолепные кружева. Но даже из самых простых ниток – хлопчатобумажных, мулине, штопки можно создать чудесные изделия. В этом-то и состоит особая прелесть кружевоплетения – дешевый, доступный материал, инструменты и в результате богатые роскошные вещи.
Но не забывайте что, это долгий, очень кропотливый труд, поэтому кружевные изделия очень дорого ценятся.
Практическая часть.
1. Намотать нить на коклюшку. Главное правило: коклюшка в правой руке, нить в левой и идет снизу коклюшки.
2. Необходимо намотать нить на одну коклюшку, затем половину смотать на другую. Когда будет готово, закрепляем нить петлей.
3. Подушку-валик устанавливаем на подставку и закрепляем сколок булавками. Обе пары коклющек навешиваем на первую иглу. Длина нити от иглы до коклюшек одинаковая, примерно 7 - 10 см.
4.
Сплести – меняются местами внутренние коклюшки. Внутреннюю коклюшку правой рукой подложить под внутреннюю коклюшку левой руки.
5.
Перевить – меняются местами коклюшки в каждой руке. Коклюшку с правой стороны (в правой и в левой руке) переложить на левую сторону, помогаем большим пальцем.
6. Далее еще раз делаем сплести и получился
полный заплет. Ставим иглу между парами ниток (закрекляем заплет).
После 10 иголок, начиная со второй, можно вытаскивать и использовать их для дальнейшего плетения.
Плетешок плетем до места нахождения бусинки (учтите, что начало плетешка это конец верёвочки).
7. Самодельным нитковдевателем зацепляем нить, нанизываем бусинку и вытягиваем петельку через бусинку.
8. В получившуюся петлю вставляем вторую коклюшку, убираем нитковдеватель и вытягиваем петлю обратно. Бусинка закреплена.
9. Продолжаем плетение до конца длины веревочки.
10. Завязываем узелок, закрепляем вторым и обрезаем нити.
11. Изделие готово. Для прически "Африканские косички" необходимо сплести 35 – 40 веревочек.
Рекомендуем посмотреть:
Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел
Напутствие молодому специалисту – хореографу
План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения», 2-3 класс
О доме детского творчества станицы Ярославской…