ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО, ПЕРИОДИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ И ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
Для оценки эффективности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Волшебная кисть», а также для выявления необходимости в коррекции данной программы систематически проводятся следующие виды контроля:
1. Входной контроль
2. Текущий контроль
3. Промежуточная аттестация
4. Итоговая аттестация
1.Входной контроль проводится в начале учебного года на 2, 3 и 4 годах обучения (всего 3 раза) для определения уровня готовности обучающихся к обучению по программе и коррекции содержания образования. На первом году обучения в проведении входного контроля нет необходимости, т.к. вступление в объединение «Волшебная кисть» не имеет конкурсной основы и обучение по данной программе доступно каждому желающему (учитывая лишь возраст). Входной контроль предполагается проводить на первых занятиях в форме опросов, педагогических наблюдений либо бесед в зависимости от возрастных и психологических особенностей обучающихся. Примером являются такие занятия как «Осенний букет», «Мир батика», «Воспоминания о лете».
2. Текущий контроль успеваемости проводится педагогом на текущих занятиях в соответствии с учебной программой. Для данного контроля наиболее характерны следующие формы: педагогические наблюдения, беседы, опросы, оценка работ, участие в конкурсах, выставки – соревнования. Чаще всего текущий контроль проходит в форме опроса в начале каждого занятия с целью проверки знаний, закрепления пройденного материала и занимает 10-15 минут. Примерные вопросы: «Что нового мы узнали на последнем занятии?», «С какими терминами познакомились?», «Дайте определение…», «В какой технике была выполнена последняя работа?», В каком жанре живописи выполнена данная работа?», «Перечислите этапы последовательности выполнения работы». Результаты текущего контроля в письменной форме нигде не отражаются, но обязательно учитываются при оценке эффективности реализации программы.
3. Промежуточная аттестация является оценкой результатов обучения за определенный промежуток учебного времени. Проводится 2 раза в год: в декабре и в апреле по 3 критериям, которые едины для диагностирования в течение учебного периода. Для каждого критерия и для каждого периода аттестации разработаны контрольно-измерительные материалы. В зависимости от уровня знаний, от успеваемости обучающихся, от психологических особенностей, в том числе и гендерного разделения детей на группы предусмотрена вариативность контрольно – измерительных материалов. В каждой группе могут даваться различные контрольно – измерительные материалы, либо меняться форма их подачи (контрольные вопросы, упражнения, кроссворд, тесты, задания). Результаты промежуточной аттестации отражаются в диагностических картах-таблицах, в самоанализе педагога.
4. Итоговая аттестация проводится 1 раз по прохождению программы в целом (в мае). Для оценки результатов обучения по программе и для определения полноты реализации программы разработаны 3 критерия, которые основаны на предполагаемых результатах освоения программы. Для проведения оценки разработаны соответствующие контрольно-измерительные материалы. Результаты итоговой аттестации отражаются в отдельной диагностической карте, в самоанализе педагога и анализе прохождения программы.
Критерии оценки результатов для промежуточной аттестации 2 год обучения
1критерий. Знание теоретических основ изобразительной деятельности.
Включает в себя знание понятийного аппарата (батик, панно картина, свиток, рисунок, абстракция, лессировка; виды батика: холодный, горячий, свободная роспись (узелковый батик, «бандан»); техники росписи батика (кракелюра, монотипия)), законов композиции, знание основных произведений художников (пейзажи С. Андрияки, натюрморты К. Коровина, И.Машкова, «Подсолнухи» Ван Гога, иллюстрации В.М. Васнецова, И. Билибина)
Уровни усвоения программы по критериям определяются в пределе от 0 до 3 баллов.
3 балла – высокий (характерны: знание всех понятий, изученных в процессе обучения по программе, умение самостоятельно давать определение и формулировки новых терминов, способность умело оперировать понятийным аппаратом, знание основных произведений и художников.
2 балла - средний (знание большей части понятийного аппарата, умение с помощью педагога давать определение и формулировки новых терминов, знание некоторых художественных произведений и их авторов).
1 балл – начальный (знание малой части понятийного аппарата, попытки в формулировании определений новых терминов, проявление интереса к программе).
0 баллов - низкий (не знание понятийного аппарата, отсутствие интереса к программе).
Контрольно – измерительные материалы для 1 критерия. Декабрь. 2 год обучения.
Вариант 1.Контрольные вопросы
1. Опишите правила выполнения эскиза для батика
2. 3аконы линейной перспективы, приведите примеры
3. Пропорции фигуры человека
4. Как различаются пропорциональные отношения ребенка и взрослого человека
5. Что такое батик
6. Где зародился батик, история его развития
7. Назовите основные виды батика
8. Какие материалы и инструменты необходимы для батика
9. Отличие холодного батика от горячего и от свободной росписи
10. Каких художников-иллюстраторов вы знаете
Вариант 2.Контрольные задания
1. Составьте схему «Виды батика»
2. Изобразите схему «Пропорции человека»
3. Изобразите в перспективе закрытую коробку
4. Найдите соответствие(художник – его работа):
1.Ван Гог
К. Коровин
С. Андрияка
В. М. Васнецов
И. Машков
И. Билибин
2.«Три богатыря»»
«Подсолнухи»
Пейзажи акварелью
Иллюстрации к сказкам
«Аленушка»
натюрморты
Вариант3. Тест
1. Что такое батик
А) художественная техника росписи по ткани
Б) вид ДПИ
В) художественная техника работы с тканью
2. Какой вариант не является видом батика
А) свободная роспись
Б) горячий батик
В) узелковый батик
Г) холодный батик
3. Как называют художников, рисующих иллюстрации к сказкам
А) сказочники
Б) баснописцы
В) мультипликаторы
Г) иллюстраторы
4. Законы линейной перспективы
А) Что ближе к нам, то изображаем крупнее
Б) Что дальше от нас, то изображаем крупнее
В) Все вертикальные линии (стволы деревьев, столбы) остаются вертикальными, но при приближении к линии горизонта уменьшаются по высоте
Г) Все вертикальные линии (стволы деревьев, столбы) остаются вертикальными, но при приближении к линии горизонта увеличиваются по высоте
Д) Все горизонтальные линии при удалении как бы поднимаются к линии горизонта и сходятся в точке зрения
5. Определите художников-иллюстраторов
А) С. Андрияка
Б) К. Коровин
В) В. Васнецов
Г) И. Билибин
6. Выберите материалы необходимые для батика
А) карандаши цветные
Б) ткань
В) акриловые краски
Г) стеклянная трубочка
Д) гуашь
Е) кисти
З) восковые мелки
Е) бархатная бумага
7. Где зародился батик
А) о. Ява
Б) Япония
В) Китай
8. Пропорции фигуры человека
А) голова человека составляет 1/7 или 1/8 всей высоты
Б) руки доходят до линии талии
В) размер кисти = размеру лица
Г) Размер от подбородка до линии талии =3 размерам головы
Д) Линия талии делит фигуру человека на 2 равные части
9. Правила построения эскиза для батика
А) отсутствие на эскизе мелких деталей
Б) эскиз должен быть выполнен в цвете
В) в конце создания эскиза его обводят темным маркером
Контрольно – измерительные материалы для 1критерия. Апрель. 2 год обучения.
Вариант 1.Контрольные вопросы
1. Назовите виды батика
2. Перечислите техники росписи ткани
3. В чем заключается техника монотипии
4. Что такое лессировка
5. Чем техника монотипии отличается от лессировки
6. Опишите последовательность работы в технике «бандана»
7. Какие декоративные эффекты можно делать в батике
8. Приведите примеры изделий, которые можно расписывать батиком
9. Что такое «кракле», принцип ее выполнения
10. Назовите правила построения эскиза
Вариант 2.Контрольные задания
1. Из представленных образцов (папка виды и техники батика) выберите те, которые выполнены в технике свободной росписи
2. Изобразите схему «виды свободной росписи»
3. Нарисуйте эскиз на тему «животные» (занятие 31), учитывая правила создания эскиза
4. Найдите соответствие между техникой(1) и материалами, инструментами(2):
1.Свободная роспись по сырому
Техника работы с воском
Монотипия
Лессировка
Кракле
Травление солью
Бандана
2. Ткань, нитки, красители
Штампы, густые красители, кисти
Свечка, вода, красители, кисти
Расплавленный воск, черный краситель
Ткань, вода, соль, кисти
Только ткань, вода, кисти, красители
Резервирующий состав, красители, ткань
Вариант3. Тест
1. Что такое батик
А) художественная техника росписи по ткани
Б) вид ДПИ
В) художественная техника работы с тканью
2. Какой вариант относится к свободной росписи
А) роспись по - сырому
Б) горячий батик
В) узелковый батик
Г) холодный батик
Д) эффект мрамора
3. Монотипия – дословно переводится…
А) печать
Б) один отпечаток
В) множество отпечатков
4. Лессировка
А) послойная живопись
Б) роспись по - сырому
В) рисование леса
5. Определите художников-иллюстраторов
А) С. Андрияка
Б) К. Коровин
В) В. Васнецов
Г) И. Билибин
6. Выберите материалы необходимые для холодного батика
А) цветные карандаши
Б) ткань
В) резервирующий состав
Г) стеклянная трубочка
Д) гуашь
7. Отличие контуров от резервирующего состава
А) разнообразие цвета
Б) контуры не проникают вглубь ткани
В) контуры можно наносить кистью
8. Чем свиток отличается от панно
А) свиток крепится на 2 перекладины и его можно свернуть
Б) размеры свитка меньше чем размеры панно
В) свитки выполняют только одним цветом (монохромны)
9. Эффект кракеле заключается в…
А) заливке фона черным красителем
Б) создание эффекта трещин на картине, «налета старины»
В) в исправлении допущенных ошибок
10. Способы закрепления красителей
А) паровая баня
Б) сушка феном
В) проглаживание утюгом
2 критерий. Умение выполнять работу в технике холодного батика
Для данного критерия характерны знание и выполнение работы в технике холодного батика. Включает в себя разработку и создание эскиза, перевод эскиза на ткань (резервом или контуром), выполнение работы в цвете, создание декоративных эффектов, закрепление красителей, оформление работы.
Уровни усвоения программы по критериям определяются в пределе от 0 до 3 баллов.
3 балла – высокий (характерны: знание и выполнение основных этапов работы, умение самостоятельно создавать эскизы, работать на ткани с резервом и красками).
2 балла - средний (допускается знание и выполнение основных этапов работы с ошибками, либо знание, но не выполнение необходимой последовательности, умение с консультацией педагога создавать эскизы, работать на ткани с резервом и красками).
1 балл – начальный (незнание или невыполнение работы в соответствующей последовательности, проявление интереса, необходимость в подсказках, репродуктивный уровень).
0 баллов - низкий (не знание и не желание работать, отсутствие интереса).
Контрольно – измерительные материалы для 2 критерия. Декабрь. 2 год обучения
Вариант 1.Контрольные вопросы
1. Опишите принцип работы в технике холодного батика
2. От чего зависит название холодный и горячий батик
3. Опишите последовательность ведения работы в технике холодного батика
4. Правила выполнения эскиза для холодного батика
5. На каком этапе выполняется перевод эскиза на ткань
6. Какой вид батика более длителен в исполнении. Обоснуйте ответ
7. Какие материалы и инструменты необходимы при работе в технике холодного батика
8. Опишите принцип действия резервирующего состава
9. Какими способами в холодном батике можно выполнять работу в цвете и от чего это зависит
Вариант 2. Контрольные задания
1. Из представленных образцов (папка виды и техники батика) выберите те, которые выполнены в технике холодный батик
2. Выполните рисунок цветка в технике свободной росписи и рядом в технике холодный батик
3. Исправьте ошибки в этапах выполнения работы в технике холодный батик:
1. выполнение изображения в цвете
2. создание эскиза
3. определение композиции изображения
4. перевод эскиза на ткань
5. оформление работы
Для проведения контроля по 2 критерию возможно применение формы педагогическое наблюдение в процессе выполнения упражнений
Вариант 3. Упражнения
1. Нарисуйте эскиз гриба для холодного батика (занятие 13)
2. Выполните в технике холодного батика рисунок ананаса, используя клей ПВА (занятие 14)
3. Используя резервирующий состав, выполните в технике холодного батика символ года (занятие 17).
Контрольно – измерительные материалы для 2 критерия. Апрель. 2 год обучения
Вариант 1.Контрольные вопросы
1. Дайте определение холодному батику
2. Рисунок, выполненный в холодном батике, имеет четкие контуры или размытые
3. Опишите принцип работы в технике холодного батика
4. Опишите последовательность ведения работы в технике холодного батика
5. Какие декоративные эффекты можно использовать в технике холодного батика
6. Способы закрепления красителей
7. Для чего необходимо закрепление красителей и всегда ли оно применяется
8. Охарактеризуйте отличия работы с контурами и резервирующим составом
9. Опишите минусы и плюсы работы с контурами
Вариант 2. Контрольные задания
1. Из представленных образцов (папка виды и техники батика) выберите те, которые выполнены в технике холодный батик с цветными контурами
2. Из представленных образцов (папка виды и техники батика) выберите те, которые выполнены в технике холодный батик с декоративными эффектами
3. Выполните мини панно «Попугаи» только цветными контурами
Для проведения контроля по 2 критерию возможно применение формы педагогическое наблюдение в процессе выполнения упражнений
Вариант 3. Упражнения
1. Используя контуры, выполните именную салфетку (занятие 27).
2. Подготовьте основу для свитка в технике холодный батик (занятие 29)
3. Нарисуйте эскиз для холодного батика на тему космос (занятие 30)
4. Нарисуйте ветку сакуры в технике холодного батика (занятие33)
5. Выполните рисунок рыбы (занятие 34) в технике холодный батик контурами
3 критерий. Умение выполнять работу в технике свободной росписи
Для данного критерия характерны знание и выполнение работы в технике свободной росписи. Включает в себя выполнение работы в различных техниках, создание декоративных эффектов, оформление работы.
Уровни усвоения программы по критериям определяются в пределе от 0 до 3 баллов.
3 балла – высокий (характерны: знание и выполнение основных этапов работы, умение самостоятельно работать на ткани в различных техниках, применение законов цветоведения в работе с красками на ткани).
2 балла - средний (допускается знание и выполнение основных этапов работы с ошибками, либо знание, но не выполнение необходимой последовательности, умение с консультацией педагога работать на ткани в различных техниках красками).
1 балл – начальный (незнание или невыполнение работы в соответствующей последовательности, проявление интереса, необходимость в подсказках, репродуктивный уровень).
0 баллов - низкий (не знание и не желание работать, отсутствие интереса).
Контрольно – измерительные материалы для 3 критерия. Декабрь. 2 год обучения
Вариант 1.Контрольные вопросы
1. Дайте определение свободной росписи
2. Опишите принцип работы в технике свободной росписи
3. От чего зависит выбор техники свободной росписи
4. Опишите последовательность ведения работы в технике свободная роспись по - сырому
5. Обоснуйте, почему нет необходимости выполнения эскиза для свободной росписи
6. Какой вид батика менее длителен в исполнении. Обоснуйте ответ
7. Какие материалы и инструменты необходимы при работе в технике свободной росписи
8. Чем техника свободной росписи отличается от холодного батика
Вариант 2. Контрольные задания
1. Из представленных образцов (папка виды и техники батика) выберите те, которые выполнены в технике свободная роспись
2. Выполните рисунок цветка в технике свободной росписи и рядом в технике холодный батик
3. Исправьте ошибки в этапах выполнения работы в технике свободная роспись по - сырому:
1. смачивание ткани водой
2. проработка мелких деталей
3. определение композиции изображения
4. выполнение изображения в цвете
5. оформление работы
Для проведения контроля по 2 критерию возможно применение формы педагогическое наблюдение в процессе выполнения упражнений
Вариант 3. Упражнения
1. Нарисуйте подсолнух в технике свободной росписи по – сырому
2. Нарисуйте подсолнух в технике свободной росписи по – сухому
Контрольно – измерительные материалы для 3 критерия. Апрель. 2 год обучения
Вариант 1.Контрольные вопросы
1. Опишите принцип действия воска при выполнении декоративных эффектов в технике свободной росписи
2. Рисунок, выполненный в технике свободной росписи, имеет четкие контуры или размытые
3. Опишите принцип работы в технике лессировка
4. Опишите последовательность ведения работы в технике узелковый батик
5. Какие декоративные эффекты можно выполнять в технике свободной росписи
6. Техника монотипия, принцип работы
7. Какая техника позволяет добиться передачи фактур
8. Опишите последовательность выполнения эффекта мрамора
9. Опишите трудности, которые могут возникнуть при работе в технике свободной росписи
Вариант 2. Контрольные задания
1. Из представленных образцов (папка виды и техники батика) выберите те, которые выполнены в технике узелкового батика
2. Из представленных образцов (папка виды и техники батика) выберите те, которые выполнены в технике свободная роспись с декоративными эффектами
3. Выполните салфетку в технике гармошка
4. Выполните рисунок на тему праздничный салют в соответствующей технике
Для проведения контроля по 2 критерию возможно применение формы педагогическое наблюдение в процессе выполнения упражнений
Вариант 3. Упражнения
1. Используя необходимые материалы, выполните работу в технике травления солью
2. В технике монотипия выполните орнамент на ткани
3. Нарисуйте ночное небо в технике свободная роспись по – сухому
Рекомендуем посмотреть:
Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел
Напутствие молодому специалисту – хореографу
План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения», 2-3 класс
О доме детского творчества станицы Ярославской…