Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Из опыта работы инструктора по физической культуре ДОУ. Спортивные праздники и развлечения, как форма приобщения дошкольников к занятиям физкультурой и спортом

Обобщение инновационного педагогического опыта по теме: Разработки спортивных праздников и развлечений как одна из эффективных форм приобщения детей дошкольного возраста к занятиям физической культурой и спортом (из опыта работы инструктора по физической культуре)
Описание опыта: в современных условиях развития и воспитания детей дошкольного возраста актуальными задачами педагогического опыта являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также совершенствование двигательных умений посредством спортивных праздников и развлечений.
РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
1. Сведения об авторе- составителе
Солодова Марина Дмитриевна, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 им. Ю.А. Гагарина», педагогический стаж 17 лет, специальность – инструктор по физической культуре.
2.Тема опыта
Разработки спортивных праздников и развлечений как одна из эффективных форма приобщения детей дошкольного возраста к занятиям физической культурой и спортом (из опыта работы инструктора по физической культуре).
3.Условия возникновения опыта
Опыт работы изучен на базе МБДОУ «Детский сад №1 им. Ю.А. Гагарина» г. Анива, а также на базе МБОУ ДОД Детско-юношеской спортивной школы города Анива Сахалинской области на протяжении 2015 – 2019 гг.
Участники:
II младшие группы «А» и «Б»,
средние группы «А» и «Б»,
старшие группы «А» и «Б»,
подготовительные группы «А» и «Б»,
родители воспитанников,
воспитатели,
инструктор по физической культуре.
4.Актуальность опыта
«Береги здоровье смолоду» - этот девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребенка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными – задачи каждого дошкольного учреждения.
Внимание к детскому спорту – забота о будущем. В последнее время вопросы воспитания любви к спорту у детей часто освещается в книгах, статьях в газетах и журналах; лектории, кино, радио и телевидение дают родителям советы, информируют о том, как сделать воспитание ребенка более радостным с помощью движений.
Чтобы ребенок был здоров, ему просто необходимы физические упражнения. Причем и для умственного здоровья тоже. Нескончаемый поток детской энергии просто нельзя подавлять, иначе это может сказаться на психике ребенка.
Сложившаяся социально-экономическая обстановка в стране изменила отношение к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и, конечно же здоровья. В то же время отсутствие эмоционально-психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребенка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установление новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также совершенствование двигательных умений посредством спортивных праздников и развлечений.
Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе, то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение, находчивость, мужество, выносливость и др. Для здоровья ребенка очень важно, когда он научится определенным двигательным действиям, как будет их выполнять и сможет ли правильно использовать их в игре и в повседневной жизни.
Своевременное развитие основных двигательных навыков почти также важно, как и своевременное интеллектуальное развитие ребенка, например, развитие речи. Знакомство родителей с азами физического воспитания детей дошкольного возраста повышает педагогическую компетентность родителей и тем самым их интерес к формированию ЗОЖ.
Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых интересных увлекательных и шумных праздников и соревнований. Одни развевают сообразительность, другие – смекалку, третьи воображение и творчество, но объединяет их общее – воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника – это не просто воспоминание каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребенка.
Тема выбрана, потому что в настоящее время праздникам отводится особое, иногда центральное, место в образовательном процессе ДОУ. Они способствуют наиболее эмоциональному воздействию и эффективному решению ряда воспитательных и образовательных задач. Сюжеты спортивных праздников и развлечений позволяют создать праздничную, радостную, дружескую атмосферу в детско-взрослом коллективе детского сада, вызвать у детей эмоциональный отклик, сделать событие ярким, впечатляющим и вызывают у ребят чувство радости, восторга, чего-то необычного и тем самым оставляют глубокий след в памяти!
Инструктор по физической культуре данного ДОУ ищет возможности для плодотворной, продуктивной и творческой деятельности. В условиях вариативности и разнообразия, и разнообразия программ стало очевидно, что физкультурные праздники и развлечения обеспечивают взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимообогащение всех образовательных программ, так как в их основе заложены принципы системности, интегрированности и взаимозависимости образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», что соответствует ФГОС (Федеральным Государственным Образовательным Стандартам Дошкольного Образования).
Систематически проводимые в детском саду спортивные праздники и развлечения обогащают жизнь детей, способствуют развитию полученных умений и навыков, закреплению знаний, воспитанию гармоничной и всесторонней личности, приобщают детей к занятиям физической культурой и спортом.
5.Теоретическое обоснование опыта
Ребенок XXI века, по мнению академика Н. А. Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: перееданием, гиподинамией, накапливанием отрицательных эмоций физической разрядки.
Врачи, физиологи, педагоги, ставят знак равенства между весельем, лучистой улыбкой и физическим здоровьем. Получая положительный эмоциональный заряд, наш организм открывается добру и красоте.
Психологами, педагогами, врачами доказано, что ребенок с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, веселых улыбок, тепла вырастает наиболее устойчивым к различным жизненным ситуациям. Известный педагог Е.А. Аркин говорил: «На протяжении всего детства, начиная с колыбели, нужно стремиться к тому, чтобы поддерживать в ребенке радостное настроение, воспитывать умение находить радость и позволять ребенку со всей детской непосредственностью отдаваться ей».
Праздник – это всегда положительные эмоции, радостное общение, веселые соревнования, искренний радушный смех, удивление и восторг, а положительные эмоции, творчество- важнейшие факторы оздоровления И.М. Фонарев, И. И. Гребешкова).
6.Ведущая педагогическая идея
Динамическое развитие дошкольного образования в современных социально-экономических условиях невозможно без внедрения новых идей, подходов, моделей, педагогических моделей, педагогами – практиками, родителями. Работа современного ДОУ зависит от инновационного характера развития всей образовательной сферы, интеграции научной и практической деятельности.
Многолетняя практика работы в детском дошкольном учреждении показала значимость спортивных праздников и развлечений в активном приобщении каждого ребенка дошкольного возраста к занятиям физической культурой и спортом. Имеется не мало положительных приемов творческого подхода педагогического коллектива к их организациям и проведении. Опыт организаций спортивных праздников и развлечений показал их положительное влияние на воспитание у детей интереса к активной двигательной деятельности, а также повышение роли семьи и детского сада в решении задач физического воспитания. Целенаправленностью таких праздников является активное участие всего детского коллектива группы, посредством чего выявляется двигательная подготовленность детей, умения проявлять физические качества в необычных ситуациях, а также массовая пропаганда физической культуры и спорта.
Спортивные праздники и развлечения нацелены не на оттачивании техники выполнения тех или иных движений и упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность, свободное и непринуждённо взаимопонимание, способствует функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делает его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.
Автор опыта стремится разнообразить тематику праздничных мероприятий, с помощью которых у детей обогащаются и закрепляются полученные в повседневный жизни знания. Важно, чтобы их содержание соответствовало возрасту детей, сезонному периоду, тематике организованной образовательной деятельности.
Именно поэтому, почти как воздух, необходимы детям праздники и развлечения. Для ребят праздник – это целое событие.
Новизна опыта: в предложенных разработках спортивных праздников и развлечениях автор опыта досконально продумывал каждую эстафету, увлекательные, но в то же время эффективные развивающие физические упражнения, командные соревнования, игры, турниры, которые способствуют приобщению к занятиям по физической культуре и спортом, повышают физическое развитие детей; подбирал оригинальные авторские названия конкурсов, музыку, соответствующую теме эстафет для детей 3 – 7 лет.
РАЗДЕЛ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Цель педагогической деятельности: приобщать к занятиям физической культурой и спортом детей дошкольного возраста и родителей воспитанников через систему проведения спортивных праздников и развлечений.
Задачи:
- разработать и апробировать сценарии спортивных праздников и развлечений для детей дошкольного возраста и родителей воспитанников;
- установить уровень результативности участия в соревнованиях детей дошкольного возраста от систематического проведения спортивных праздников и развлечений;
- изучить специальную литературу по теме опыта.
Длительность работы над опытом: 2015-2019 уч. гг.
Диапазон опыта: при подготовке праздников и развлечений учитывала определенные моменты:
- мероприятия планировались в соответствии с задачами на данный период
времени;
- содержание программы согласовывались с пройденным учебным
материалом;
- использовались разнообразные методические приемы и способы
организации детей для выполнения упражнений с целью увеличения их двигательной активности;
- игры и упражнения соответствовали правилам дозировки: физическая
нагрузка постоянно возрастала, а в последнем задании – снижалась;
- после выполнения заданий, возбуждающих детей, использовала игры
малой подвижности, словесные игры;
- использовала разнообразный спортивный инвентарь, в том числе и
нестандартный;
- не забывала о музыкальном сопровождении. Оно повышало эмоциональное
состояние и активность детей при выполнении предложенных заданий;
- создавались различные ситуации, в которых детям необходимо
самостоятельно найти решение, преодолеть трудные препятствия.
Работа, направленная на планирование, разработку авторских сценариев, организацию и проведение спортивных праздников и развлечений включила четыре этапа:
1.Организационно - просветительский этап - раскрытие смысла, содержания и значимости предстоящей работы для администрации, родителей, воспитателей, специалистов дошкольного образовательного учреждения, а также заместителя по учебной части детско-юношеской спортивной школы. Определение задач предложенных мероприятий. Планирование и разработка авторских спортивных праздников и развлечений.
На этом этапе было проведено совещание педагогических работников на тему: «Спортивные праздники и развлечения». На совещании были определены задачи по данной теме, обоснована необходимость проведения данной работы в детском саду. Распределены обязанности между педагогами дошкольного образовательного учреждения.
2. Деятельностный этап – разработка, организация и апробация спортивных праздников и развлечений классифицируются по следующим разновидностям:
- спортивные праздники, направленные на (сезонную тематику,
государственные, нравственно-патриотические, познавательные, экологические, развлекательные, «Малые олимпийские игры» и др.);
- сюжетные (выполнение двигательных заданий осуществляется в
соответствии с рассказом ведущего, а все игры и упражнения связываются единой темой или идеей);
- игровые (проводятся с детьми всех возрастов);
- эстафеты соревновательного типа (проводятся с детьми 4-7 лет) в
дошкольном учреждении и детско-юношеской спортивной школе (участники двух и более команд соревнуются между собой или все дети вступают в противоборство с вымышленным или реальным персонажем);
- детско-родительское взаимодействие (с непосредственным участием
родителей «Папа, мама, спорт и я – неразлучные друзья»);
- коррекционные технологии (спортивно-речевые праздники).
По месту проведения праздники делятся:
- на спортивной площадке или стадионе;
- в спортивном зале.
На этом этапе были организованы и проведены спортивные праздники и развлечения, согласно намеченному плану планирования. Спортивные праздники и развлечения проводились во всех возрастных группах (вторые младшие группы – 3- 4 года, средние группы – 4 – 5 лет, старшие группы – 5 – 6 лет, подготовительные группы - 6 – 7 лет) инструктором по физкультуре, воспитателями групп один раз в месяц, в соответствии с календарным планированием. На зрелищных мероприятиях закреплялись, систематизировались знания детей, полученные на физкультурных занятиях; совершенствовались движения, воспитывающие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к сверстникам; пропаганда физической культуры и спорта. На мероприятиях создавались условия для разностороннего развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. Ребята удовлетворяли естественную биологическую потребность в движении, что очень важно для детей дошкольного возраста.
Перед праздником оформляется зал атрибутами в зависимости от тематики праздника: флаг детского сада или государственный, яркие навесные флажки, шары, плакаты с различными изображениями и другое.
Структура каждого спортивного праздника и развлечения разнообразна и зависит от вида мероприятий. Мероприятие делила на три части:
I Вводная (торжественная) часть - организована в различных формах:
парад участников с поднятия флага;
- построение;
- сдача рапортов;
- массовая пробежка по территории детского сада всех участников и
болельщиков, включая взрослых;
- неожиданное появление сказочных героев или зазывал, которые
приглашают всех принять в массовом мероприятии;
- приветствие заведующего детским садом;
- исполнение общая песня, в которой явно выражена идейная
направленность.
II Основная часть - после торжественной части следует основная:
- показательные выступления детей, состоящие из разных композиций
общеобразовательных выступлений, которые выполняются детьми в разных построениях – колоннах, кругах, «ручейком», колонне или шеренге по диагонали, с различными флажками, цветами, мячами, обручами;
- показательные номера, выступления приглашенных гостей: гимнасты,
детская танцевальная группа «Импульс», учащиеся спортивных школ, взрослые – сотрудники детского сада, родители;
- игры, эстафеты соревновательного типа. Они увеличивают двигательную
активность, повышали интерес к физическим нагрузкам. Дети любят игры-эстафеты, где им приходилось делиться на команды, выбирать капитана, придумывать название и девиз команде. Такие игры требовали от них больше ловкости, смелости, сноровки. Игры-эстафеты чередовались с играми малой подвижности, номерами художественной самодеятельности, ритмическими танцами.
- стихи – развивают память, речь, веселое изучение окружающего мира,
пополнение словарного запаса;
- загадки – обогащают речь, развивают внимание, память;
- показ презентаций на тему «Зимние олимпийские игры», «Летние
олимпийские игры», «Великие спортсмены» и другие;
- шутки – в перерывах между играми и заданиями; сюрпризы-вызывают
бурю эмоций, активизируют деятельность дошкольников. Это может могут быть аудиозаписи, письма, неожиданное появление сказочных героев, или посылка с сюрпризом и другое.
Большую роль во время праздников играет участие взрослых. Жюри – оно должно деликатно оценивать каждую победу и поражение
детей, поддерживать дух оптимизма, уверенность в силах отстающей команды. Ведущий – овладевает вниманием коллектива детей. Ему необходимо знать и учитывать их особенности, ориентироваться на ходу. А также регулировать физическую и психическую нагрузку детей.
III Заключительная часть –подведение итогов праздника:
- награждение команд;
- отдельный подарок каждому участнику праздника;
- общий хоровод, флэш-моб;
- парад участников;
- фото на память
Проведение спортивных праздников и развлечений у детей дошкольного возраста позволяют решить ряд задач, а именно:
- приобщение детей к занятиям физической культурой и спортом;
- развитие у детей интереса к занятиям физической культурой и спортом;
- содействие творческому проявлению волевых усилив условиях
соревнования;
- популяризация значимости физической культуры и спорта среди родителей и общественности.
3. Рефлексивно-диагностический этап – подведение итогов проделанной
работы: участие детей старшего дошкольного возраста в различных спортивных соревнованиях муниципального и регионального уровня («Хоккей в Валенках», лыжные гонки, мини-волейбол, ГТО); мониторинг физического развития детей, сравнительный анализ до и после проведения цикла мероприятий.
В конце каждого учебного года инструктор проводил мониторинг с целью установить зависимость уровня физического развития детей от систематического проведения спортивных праздников и развлечений в дошкольном образовательном учреждении.
Стабильность положительных результатов подтверждает эффективность проведенной работы. Опыт работы инструктора по физической культуре показал, что участие детей дошкольного возраста в спортивных праздниках и развлечениях позволяет повысить уровень интереса к занятиям физической культуре и спортом.
4.Распространение собственного педагогического опыта – работая над этой темой, инструктор по физической культуре транслировал и распространял опыт в различных педагогических коллективах на муниципальном и региональном уровне (мастер-классы, серии открытых мероприятий, научные конференции), в персональном Блоге Солодовой Марины «Учебно-Методического Кабинета» https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-dmitrievna-solodova, в различных сетевых сообществах, в периодических изданиях.
РАЗДЕЛ 3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Стабильность положительных результатов подтверждает эффективность проведенной работы. Участие детей в соревнованиях за 2019-2016 уч. гг. Результаты работы показали действенное влияние на формирование детской личности по направлению физической культуры и спорта:
- повысил уровень физического развития;
- участие в различных спортивных состязаниях;
- победы на соревнованиях как командой, так и в личном первенстве;
- совместная деятельность, достижение хороших результатов командой,
преодоление трудностей сплотили коллектив;
- соревновательный характер проведения игр и упражнений на празднике способствовал воспитанию целеустремлённости, настойчивости и находчивости, смелости, решительности и других морально-волевых качеств;
- участие в спортивных праздниках и развлечениях помог детям глубже осознать значение систематическим упражнений в двигательных действиях для достижения желаемых результатов;
- приобщают детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
- знакомство родителей с азами физического воспитания детей дошкольного
возраста и участие в совместных праздниках повысило педагогическую компетентность родителей и тем самым их интерес к формированию ЗОЖ.
Большое воспитательное значение имеет слаженная деятельность взрослых – сотрудников дошкольного учреждения, родителей, спортивных организаций, их совместное участие в подготовке и программе праздника (веселых играх, соревнованиях, аттракционах и т.д.)
Положительный пример взрослых послужил повышению родительского авторитета. Привлечение их к участию в детских спортивных праздниках посодействовал пропаганде физической культуре и спорта.
Опыт работы инструктора по физической культуре показал, что участие детей дошкольного возраста в спортивных праздниках и развлечениях позволил повысить уровень физического развития детей, а также повысил интерес к занятиям физической культурой и спортом. Спортивные праздники и развлечения помогли донести до сознания дошколят представления о явлениях общественной жизни, воспитывают уважение к людям разных профессий, привлекают внимание к выдающимся спортивным достижениям.
Справка о позитивных результатах физического развития детей дошкольного возраста за 2016 - 2019 уч. г.
В процессе обучения воспитанников по физической культуре в дошкольном образовательном учреждении МБДОУ «Детский сад №1 им. Ю.А. Гагарина» происходит повышение функциональных возможностей детского организма, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные навыки.
Инструктор по физкультуре Солодова Марина Дмитриевна работает по программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, (Москва: 2015г.).
Направление программы «Физическое развитие»: «Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и само регуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)».
Направление образовательной деятельности по физической культуре предполагает достижение целей: формирования у детей дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой и спортом, которое включает в себя:
- развитие физических качеств: скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации;
- накопление и обогащение двигательного опыта детей, овладение основными движениями;
- формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Физическое развитие» (групп вторых младших, средних, старших и подготовительных) направлен на выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени её освоения. В ходе экспресс-диагностики (данные по А.П. Усовой, Л.И. Пензулаевой, Е.Н. Вавиловой, А.Б.Лагутиной), цель которой установить особенности развития у детей физических качеств, накопленный двигательный опыт (овладение основными движениями), проследить динамику показателей в течение учебного года.
Тестирование физических качеств - это отдельные стороны двигательных возможностей человека: быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость; показатели физического развития детей (3-7 лет).
Средние показатели по физическому развитию:
- бег на 30м, «Челночного бега»; беговая нагрузка в упражнениях на
выносливость (60, 80, 120, 300 м);
- метания на дальность мешочка весом 200г (левой и правой рукой), метание
теннисного мяча в даль;
- определение гибкости наклон вперед из положения стоя на гимнастической
скамейке, «Отодвинь кубик дальше»;
- показатели силы мышц живота: поднимание туловища из положения лежа;
- прыжок в длину с места;
- сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу и другие.

Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты
1. ФГОС ДО

Рекомендуем посмотреть:

Общеразвивающие упражнения под музыкальную дорожку для детей 5-7 лет Показатели физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста Дыхательная гимнастика в детском саду Лыжная подготовка в детском саду
Сценарий семейного спортивного праздника «Папа, мама, я – спортивная семья!» в детском саду для детей старшей группы и их родителей | Сценарий спортивного праздника на 1 июня в детском саду для всех групп
Опубликовано: 1722 дня назад (9 апреля 2020)
Просмотров: 5131
+3
Голосов: 3
Вера Валерьевна Павлова # 24 июня 2020 в 21:28 +2
Марина Дмитриевна!
Вы представили публикацию Из опыта работы инструктора по физической культуре ДОУ. Спортивные праздники и развлечения, как форма приобщения дошкольников к занятиям физкультурой и спортом
Грамотно, интересно, логически выстроенная публикация знакомит коллег с Вашим опытом работы за четыре года.
ОЧЕНЬ внимательно изучала Ваш опыт работы и согласна, что физкультурный праздник или развлечение приобщает дошкольников к спорту, особенно если рядом есть взрослые, которые могут его поддержать и помочь ему.
Ваша публикация будет полезна для молодых коллег, как грамотно выстроенный и презентабельный материал, рассказывающий об опыте Вашей работы.
Желаю Вам успехов в работе, ВСЕГДА рада, что есть МАСТЕРА своего дела, которые могут своим опытом поделиться с коллегами!БРАВО!!!
Отдаю свой ГОЛОС за Ваш материал.
Марина Дмитриевна Солодова # 25 июня 2020 в 12:06 +1
Вера Валерьевна, Спасибо огромное за Ваше внимание! Очень приятно!