Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Из опыта работы педагога дополнительного образования
Автор-составитель: Сидорова Марина Ивановна, педагог дополнительного образования, МАУДО "ЦРТДЮ "Созвездие" г. Орска", город Орск.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию статью, в которой раскрывается значение повышения компетентности педагога. Материал может быть использован при подготовке к выступлениям на семинарах, методических объединениях и предназначен для педагогов дополнительного образования, работающих в Центрах раннего развития, воспитателей, учителей.
Разнообразие форм и методов при обучении финансовой грамотности детей дошкольного возраста
Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Дискуссионным остается вопрос, как приобщить детей к финансовой грамотности, не перегружая их сложными терминами, не вдаваясь в подробности экономических механизмов, не лишая их счастливого и беззаботного детства. А ответ прост: только в игре, ведь это ведущая деятельность ребенка-дошкольника.
Подвижная игра по финансовой грамотности
«Заработай и купи»
Цель: показать детям принципы финансовых трат «сначала зарабатываем, потом тратим».
Суть игры
Дети выстраиваются в колонны. Перед колонной на полу разбрасываются мелкие игрушки. Напротив каждой колонны в противоположной стороне зала корзина, в которую эти игрушки нужно будет перенести. Рядом с корзиной встает один ребёнок, у него в руках монеты, купюры, то есть любые на ваш выбор, деньги.
Ход игры
Участники, выстроившись в колонну, по сигналу взрослого, по одному, должны взять с пола игрушку, быстро принести её в корзину и получить за эту работу, то есть за уборку, деньги. Их даёт (одну купюру или монету) стоящий рядом с корзиной ребёнок, он кассир. После того как вся команда, то есть колонна получит деньги на мольберте выставляются картинки с товарами и ценниками. Команда считает, сколько они заработали денег и, смотря на товары, определяются с покупкой. Или отправляются в магазин, чтобы потратить заработанное.
Сделать экономику понятной помогут
сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.
В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство.
Процесс общения детей друг с другом и со взрослым, в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.
ИГРА «Идем в продуктовый магазин»
Подготовительная работа
Педагог:
- Ребята отгадайте, в какой магазин мы пойдем тратить заработанные деньги.
Хлеб, бананы, молоко, макароны, печенье - всё это как мы назовём одним словом? (продукты). Значит, какой магазин, если в нём продаются продукты питания? (продуктовый)
Кто работает в магазине? (Продавец и кассир).
• А теперь скажите, что делает продавец? (Продавец раскладывает продукты, подсчитывает стоимость, складывает их в пакет).
• Кто принимает деньги за товар? (Кассир).
• Что выдает кассир покупателю? (Он выдает чек).
- Ребята, какие волшебные слова вы будете говорить продавцу?
(Здравствуйте, покажите, пожалуйста, дайте, пожалуйста, до свидания).
- А что должен говорить продавец или кассир покупателю? (спасибо за покупку, приходите к нам ещё, возьмите чек, сколько стоит товар).
Развитие игрового сюжета.
Покупатели приходят в магазин, рассматривают товар, выстраиваются в очередь.
1-й покупатель: - Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, сколько стоит хлеб?
Продавец: - Одна булка хлеба стоит семь рублей.
Покупатель: - Дайте мне, пожалуйста, две булки хлеба. (Продавец кладет хлеб в пакет, подсчитывает стоимость).
Продавец: - С вас четырнадцать рублей, оплатите, пожалуйста, в кассу. (Покупатель достает «деньги», оплачивает покупку).
Покупатель: - Возьмите, пожалуйста, за две булки хлеба.
Кассир: - Возьмите, пожалуйста, чек и сдачу.
Покупатель: - Спасибо. (Затем покупатель возвращается к продавцу).
Покупатель: - Возьмите, пожалуйста, чек.
Продавец подает товар и говорит: «Спасибо за покупку»!
Покупатель складывает товар в сумку и уходит. Далее игровая ситуация обыгрывается с другими детьми.
В ходе такой игры важно периодически создавать для детей проблемную ситуацию, требующую выбора: например, потратить в магазине все имеющиеся деньги или отложить часть и постепенно накопить на более крупную покупку? Потратить определённую сумму на лекарства или на новую одежду? И т. п.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует
сказка.
В своей работе мы используем народные и авторские сказки:
1. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.
Народных: «Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон».
2. Чтение и обсуждение сказок о труде.
Народных: «Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь» и др.
Авторских: А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе».
3. Чтение и обсуждение сказок о бартере.
Народных: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».
Авторских: В.Катаев «Дудочка и кувшинчик».
4. Чтение и обсуждение сказок о деньгах.
Авторских: К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво».
5. Чтение и обсуждение сказок о рекламе.
Народных: «Лиса и козел».
Авторских: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал»
6. Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.
Народных: «Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».
Авторских: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
«Экономика в сказках»
В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям?
«Три поросенка»
В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту?
«Кот в сапогах»
В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть?
«Колобок»
Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании?
«Теремок»
При знакомстве с деньгами используем исследовательский метод.
Педагог: Отгадайте загадку
Это – средство обращения,
Это – средство накопления.
Средство стоимости также,
Также средство платежа.
Дети: Деньги.
Педагог: Верно. Сегодня мы с вами проведём исследование денег: монет и бумажных купюр.
Возьмите монету и бумажную купюру из 1 отделения.
Рассмотрите их.
- Чем они отличаются?
(Какие по форме – Круглые и прямоугольные)
(Цвет разный – монеты жёлтого и серого, стального цвета, а купюры – красные, зелёные, голубые)
(Из чего сделаны – Из металла и бумаги)
(Какие звуки издают – Звенят и шуршат)
- Что у них одинаковое? Для чего они нужны? (Одинаковое предназначение – на них можно что-то купить)
Педагог: Теперь возьмите купюру и монету из 2 отделения и сравните с теми, что у вас уже есть.
Какой вывод можете сделать?
Дети: Монеты сделаны из пластмассы. Купюры меньшего размера, чем первая.
Педагог: Правильно. Скажите, а можно ли этими деньгами рассчитываться в магазине?
Дети: Нет.
Педагог: Правильно. За использование фальшивых, не настоящих денег могут даже посадить в тюрьму.
А теперь сравните настоящие купюры и монеты свои и своего соседа. Что вы можете сказать?
Дети: У меня чище, а у соседа грязнее. Либо у меня купюры новее, а у соседа старее.
Педагог: Какими становятся руки после того как вы трогали деньги?
Дети: Грязными.
Педагог: Что нужно делать, после того как вы брали в руки деньги?
Дети: Обязательно помыть руки.
Педагог: Верно.
Педагог: Скажите, а для чего нужны деньги?
Дети:
Педагог: А все ли можно купить за деньги?
Дети: Нет. Нельзя купить дружбу, любовь, солнце, заботу.
Блиц-опрос
Для закрепления знаний по различным темам Финансовой грамотности проводим блиц опрос. (Это быстрые ответы на вопросы) Готовы?
1. В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем. (Деньги).
2. На товаре быть должна,
Обязательно... (цена).
3. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт... (кассир).
4. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам... (продавцы).
5. Кто товары покупает,
Деньги продавцу вручает? (Покупатель)
Практические методы работы предполагают выполнение разнообразных практических действий с дидактическим материалом.
В ходе упражнений ребенок выполняет практические и умственные действия. В практические упражнения, как правило, всегда включаются игровые элементы. При формировании экономических знаний упражнения используются для закрепления знаний о назначении цены, подсчете доходов и расходов, составлении бюджета, подсчете прибыли и убытков сказочных героев в игровых ситуациях.
Игра «Посчитай и купи"
В этой игре дети должны подсчитать количество денег в своих кошельках и соединить с той покупкой, на которую у них хватит средств.
Игра «Поезд монет»
Где дети должны распределить монеты в поезде от большего достоинства к меньшему.
Игра «Необходимое и желаемое»
Где обучающиеся должны распределить потребности на «необходимые» и «желаемые».
(Чипсы, молоко, хлеб, мячик, гречка, кукла, йогурт, одежда, масло подсолнечное, шоколад.
Оплата газа, света, воды, кабельное телевидение, катание на машине, оплата телефона, скачивание игр, оплата проезда на маршрутном такси)
Обведите карандашом то, что необходимо в первую очередь оплатить или купить.
Педагог: Но желаемые траты могут прятаться даже среди необходимых.
1 Еда. Необходимые продукты – мясо, рыба, овощи, фрукты, молочные продукты. Расходы на пирожки, конфеты, печенье – траты желаемые.
2 Коммунальные услуги. Электричество, газ, вода – необходимые вещи. А вот кабельное телевидение – это желаемые траты.
3 Связь. Домашний телефон и мобильные телефоны всех членов семьи нужны для связи. Оплата звонков по делу – это необходимая трата. А вот оплата, допустим скачанных игр – желаемая трата.
4 Транспорт. Чтобы добраться до школы, работы, кружков мы пользуемся общественным транспортом (автобусом, трамваем, маршрутным такси) или ездим на машине. Если в гости к другу, который живет на соседней улице, мы будем ездить на машине, это уже будет желаемой тратой.
5 Одежда, обувь. Если старые ботинки развалились или стали малы, покупка новой обуви необходима. Но если к имеющимся двум парам хочется прикупить третью – это уже будет желаемая трата.
Проблемное обучение – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации, которая является для ребенка интеллектуальным затруднением.
Проблемная ситуация, которую мы создаем каждый день сами того не замечая – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.
Дети всегда с интересом и энтузиазмом воспринимают проблемные ситуации на основе известных сказок:
Например,
Крёстная фея открыла для Золушки собственный салон красоты. Принц приказал слугам разнести весть об этом по всему королевству. Одни громко рассказывали о салоне на улицах и площадях, зазывая посетителей, другие разместили объявление в газете. Сама Золушка разослала всем своим знакомым открытки-приглашения, где указывались услуги и цены.
Вопросы к детям:
Как жители королевства узнали о новом салоне?
Что такое реклама? (это информация о товарах, которая помогает продавцу найти покупателя, а покупателю сделать нужную ему покупку).
Или в игре с элементами проблемного обучения «Советы покупателю» педагог приводит детям различные экономические ситуации и просит их разрешить.
Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?
Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?
Нельзя торопиться с готовым ответом, нужно давать возможность ребёнку подумать. Тогда независимо от того, как был найден ответ – самостоятельно или с помощью педагога – ребёнок воспринимает себя как первооткрывателя.
В ходе бесед педагог прививает дошкольникам уважение к представителям разным профессий, ценности любого труда. Уже в 5–7 лет дети начинают мечтать стать врачами, парикмахерами, машинистами и пр., — педагог просит их аргументировать свой выбор. Кроме того, важно рассказывать ребятам о богатых людях, которые всего добились именно своим трудом, подчёркивая, что для этого необходимо прилежно учиться в школе, колледже, институте. Наряду с этим нужно воспитывать в детях сострадание к людям, попавшим в тяжёлую жизненную ситуацию.
Работа с родителями
Работа по формированию финансовой грамотности будет проходить успешнее при подключении к ней родителей. Педагог должен донести до их понимания важность проблемы (например, если педагог говорит ребёнку о разумном потреблении, а мама с папой исполняют любую его прихоть, то о какой эффективности занятий может идти речь?). Мама и папа должны объяснять детям особенности своей работы, рассказывать, довольны ли они зарплатой. Эти старые истинные понятия о труде и его оплате помогут воспитать в малыше самостоятельность и бережливость.
Так на родительском собрании, проходившем в форме Деловой игры «Азбука финансов», родителям было предложено рассмотреть несколько ситуаций.
Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?
Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т.к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.
Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?
Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.
Коллекционирование
Значение коллекционирования в образовательном процессе это новое направление работы с детьми, расширяющий сенсорный опыт. Особая форма дополнительного образования, развивающая кругозор детей.
Использование экспонатов коллекции помогает выйти за круг явлений, доступных ребенку для наблюдения, где важная особенность экспонатов — их статичность, дающая возможность рассмотреть и подробно описать их, установить между ними связи.
Очень часто предметы коллекций не имеют практического использования, но всё чаще вызывают желание человека размышлять, сравнивать, обобщать, систематизировать, побуждают человека к поиску, а ведь всё это свойственно детям дошкольного возраста. И мы используем эту деятельность для развития творчества дошкольников, их умственных способностей: памяти кратковременной и долговременной, мышления, установление причинно-следственных связей.
Закончить выступление хотелось бы знаменитым принципом “соленого огурца” Виктора Фёдоровича Шаталова, педагога-новатора, народного учителя СССР, который активно внедрял этот принцип в своей педагогической практике.
Он утверждал, что вокруг ребенка нужно создать такую обстановку, чтобы он вмещал в себя, как огурец в банке с рассолом, знания.
Если окружение хорошее, то и результат будет таким. И неважно, какой по размеру был огурец в рассоле, — он рано или поздно станет соленым.
Так и здесь: финансовая грамотность на каждом шагу, она во всем, в каждом движении. Через игры, сказки, постановки, беседы, занятия, наблюдения дети познают азы этой на первый взгляд сложной науки.
«Дошкольник и финансы», я бы сравнила эти понятие с морем. Чем дальше от берега, тем оно глубже и шире. Играйте с детьми в экономику.
Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящему хозяину, умеющему считать деньги.
Рекомендуем посмотреть:
Вводный курс по обучению основам финансовой грамотности детей средней группы ДОУ
Конспект НОД по формированию основ финансовой грамотности у детей старшей группы ДОУ
Квест-игра в подготовительной группе ДОУ по финансовой грамотности
Интеллектуальная игра для дошкольников по финансовой грамотности