Экологическое воспитание в ДОУ
Автор: Сухановская Марина Ивановна, воспитатель МБДОУ №12 г. Сосновый Бор.
Описание: Материал полезен педагогам , родителям в воспитании детей дошкольного возраста. Научить любить и понимать природу. Сформировать у детей экологическую культуру. Научить практическим умениям, направленным на охрану природы; Проявлять инициативу бережного отношения к окружающему миру.
Удивительный мир природы…Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься…
Чтобы полнее выполнить данные задачи, нужно с самых ранних лет знакомить детей с явлениями природы, со всевозможными взаимодействиями и взаимозависимостями в ней.
Знакомство с природой будит любознательность ребенка .Оно помогает понять многие явления, приучает видеть интересное там, где еще вчера, а для иного человека и до самого конца жизни не было и не будет ничего достойного внимания.
Давайте попробуем присмотреться к тому, что окружает ребенка, отобрать те предметы, явления, которые могут не просто заинтересовать, но сделать его знакомство с миром природы источником радости.
Наступает прекрасная пора лето. Далеко ли можно уйти летом с малышом? Гигиенисты
считают, что в шесть лет ребенок может проходить по прямой до двух с половиной километров.
Летом частые грозы, ливневые дожди, росы, туманы, радуга. Все это большой простор для наблюдательности детей.
Гроза нередко у ребенка вызывает страх . Постарайтесь объяснить детям суть явления природы, обратите их внимание на яркие сполохи молний, прислушайтесь вместе с ним к грозовым раскатам. Но еще до того как начинается гроза, можно увидеть ее приближение. Обратите внимание, как внезапно и очень быстро темнеет небо ,как ветер сгоняет тучи ,несет пыль ,листья, скручивая их столбом, поднимая их с земли.
Разноцветье луга таит в себе немало интересного. Травянистые растения – основной объект летних наблюдений на лугу. Уже в четыре- пять лет большинство детей знает названия нескольких цветов: ромашка, василек, колокольчик… Из признаков этих растений ребята называют обычно только цвет: белый, синий, лиловый. Обратите внимание ребенка на то, что у ромашки белые только лепестки, а «глазок»- желтый. И васильки бывают не только синие, но и голубые, розоватые и даже совсем белые.
Отличать одно растение от другого малыш может научиться не только по цветам, но и по листьям, стеблю. Иными словами ,постепенно он запоминает все большее число признаков одного и того же предмета .
В солнечный день покажите детям ,как работают «цветочные часы»: в шесть утра просыпаются одуванчики, через час – полевой осот, в восемь – вьюнок, в девять –полевая гвоздика. Осот «засыпает» в десять утра, а гвоздика- в час полудни. В это же время одуванчики сжимают желтенькие цветы в зеленый «кулачок». Еще пройдет час – закрываются маки, около пяти часов вечера – незабудки, в шесть опускаются под воду закрытые белые кувшинки. В пасмурную погоду ход «цветочных часов» нарушается, в дождь они совсем останавливаются.
Поразмышляйте вместе с малышом о причинах этого явления. Помогите понаблюдать за растениями ,проверить и дополнить «цветочные часы». Попробуйте связать это с наблюдением за жизнью бабочек, пчел, ос, шмелей.
Много радости принесут детям наблюдения за насекомыми . На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие – шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? Ответы на эти и десятки других вопросов можно найти летним днем на лугу. Стоит лишь остановиться и присмотреться.
Громче всего кузнечики стрекочут в июле- августе. Но не всегда. Погода сухая- концерт в полном разгаре. Затихли- погода скоро испортится: ждите дождя. Но всегда ли оправдывается эта народная примета? Помогите малышу заметить, какие еще перемены происходят в жизни животных и растений незадолго до наступления ненастья.
…Дорога поворачивает к лесу. С увлечением ребята наблюдают за муравьями .Когда просыпаются муравьи? Когда на ночь закрывают «окна» и «двери» муравейника? Как влияет погода на жизнь этих насекомых? Много ли дорожек вокруг муравейника? Куда ползут мураши? Что несут?
Уходя в лес ,захватите с собой кусочек сахара. Смочив его в лесной лужице, положите возле муравейника. Скоро сюда протянется живой ручеек. Малышу радость, муравьям- вкусный корм.
Много радости приносят ребятам походы за грибами . Первый урожай в июне :разно-цветные сыроежки, оранжевые лисички, подберезовики, подосиновики, боровики…
Только сразу скажите малышу ,берем те грибы ,которые нам годятся. Ведь и «поганки» по- своему красивы главное – никому не мешают. А по поводу мухоморов бывалые люди говорят, что ими лечатся лоси .
Верный путь ребенка к природе лежит через вопросы, причем с 2-х сторон – ребенок- взрослому; взрослый – ребенку. И, конечно, вопросы эти (имеется в виду от взрослого детям) должны носить познавательный, поисковый характер, иногда с известной долей юмора:
-про каких животных можно сказать, что они лезут из кожи вон?
-почему ночные растения белые?
-чем можно почистить зубы, не имея зубной пасты?
-какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою
-как воздух стал грязным?
-почему мы говорим земля-кормилица?
-что станет с лесом ,который покинули птицы?
-зачем нам нужен лес?
-нужны ли нам цветы? Зачем?
-почему у жирафа длинная шея?
-почему заяц зимой белый, а летом серый?
-почему у черепахи панцирь твердый?
-почему у зайца длинные уши?
-почему у ели верхушка острая?
-почему цветы красивые и душистые?
-зачем животным хвост?
-зачем кенгуру большой хвост?
-зачем поют птицы?
Полезно выше изложенные вопросы чередовать с такими, которые воспитывают у детей добрые чувства. Что бы ты сделал, если бы увидел:
- упавшего на землю птенца;
- мальчишку ,разорявшего гнездо птиц;
- на улице малыша, ломающего кусты;
- погибающую жабу или лягушку;
- брошенного кем-то щенка или котенка?
Рекомендуем посмотреть:
Из опыта работы воспитателя детского сада
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста
Из опыта работы воспитателя ДОУ
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
Похожие статьи:
Социальное развитие дошкольников