Тематическое планирование в средней группе детского сада.
3 неделя сентября. Тема недели «Барыня – капуста или капустинские хороводы»
Автор: Княжева Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ № 12 «Березка», город Киржач Владимирская область.
Описание: Современные требования к воспитательно-образовательному процессу рекомендуют использовать принцип тематического планирования. То есть в определённый промежуток времени (1- 2 недели), вся воспитательно-образовательная деятельность подчинена какой-то определённой теме. Как правило, планируется тема, которая наиболее близка для детского восприятия. И, соответственно, наполнение темы зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей. Данный материал будет полезен воспитателям средних групп.
Тема недели: «Барыня – капуста или капустинские хороводы»
Цель: Знакомство с народными и семейными традициями.
Задачи: Способствовать совместной деятельности детей и родителей, что послужит важным источником информации об окружающем мире, приобретению знаний и передаче родового опыта деятельности, ценностей, приветствуемых в семье. Расширять представления детей о пользе природных витаминов для человека.
Итоговое мероприятие: Развлечение для родителей и детей «Мы капусту солили…» по маминым рецептам.
Рекомендации для родителей по теме «Барыня – капуста или капустинские хороводы»
Милые мамы и папы по народной традиции сейчас начинается ряд осенних веселых вечеринок, слывущих под именем «Капустниц». В старину в эти дни красные девушки, принарядяся в цветно-праздничное платьице, хаживали из дома в дом – рубить капусту. Это делалось с веселыми песнями. Предлагаю Вам прикоснуться к этой традиции и приглашаю желающих порубить и посолить капусту вместе по вашим рецептам. Собираем книгу рецептов по засолке капусты – поделитесь!
Поговорите с детьми о видах капусты, рассмотрите картинки, почитайте пословицы, поговорки о капусте. Выучите небольшое стихотворение о капусте, нам будет интересно его послушать. А может вы, загадаете нам загадку? Ждем с нетерпением!
Рекомендую для просмотра дома мультипликационные фильмы: «От тебя одни слезы» 1976г., режиссер Владимир Самсонов, «Козел в огороде» 1981г., режиссер Леонард Бабаханов, «Пришелец в капусте» 1989г.
Предварительная работа: Сообщить родителям о теме недели, вывесить рекомендации в родительский уголок. Подготовка к развлечению: разучивание стихов, загадок, рассматривание иллюстраций. Оформление книги рецептов по засолке капусты.
Что необходимо: Муляжи овощей и фруктов, кастрюля и половник, канат. Запись русской народной песни «Вейся, вейся капуста», гимнастика Железновой «Капуста». Мультипликационный фильм «От тебя одни слезы», 1976 год выхода, режиссер Владимир Самсонов. Все необходимые инструменты для засолки капусты: нож, разделочная доска, капуста, морковь, соль (и другие секретные мамины ингредиенты), фартук.
Развлечение для родителей и детей «Мы капусту солили…» по маминым рецептам. (4-5 лет, средняя группа)
Воспитатель: Посмотрите, ребята,
(указать на выставку овощей и фруктов) какой богатый урожай подарила нам осень. Здесь все необходимые нам продукты. В овощах и фруктах очень много витаминов.
Мамы очень любят готовить из овощей или фруктов, да и детки – тоже не прочь что-то приготовить. Угадайте-ка, мамочки наши любимые, что мы приготовили?
-Девочки-хозяюшки, хотите ли что-нибудь сварить из овощей или фруктов? Вот вам и кастрюльки.
Проводится игра «Угадай, что я приготовил?» Дети кладут в кастрюли овощи или фрукты и задают вопрос: «Угадайте, что я приготовил? Я положил в кастрюлю…(перечисляет)». Дети угадывают. Либо: «Я порезала в тарелку…Угадайте, что у меня получилось?» Мамы угадывают.
Загадаю вам загадку, слушайте: «Сто одежек и все без застежек». Правильно – капуста.
Осенью капусту Барыней называют. Щи да каша – пища наша, говорили давным-давно наши бабушки и дедушки.
У нас на Руси капусту уважают,
Её за обе щёки ребята уплетают.
С ней делают салаты, супы и голубцы…
Вы любите капусту? Тогда вы молодцы!
Капусту и солили, и квасили, щи да борщ варили, да и так ели. Мне моя бабушка рассказывала, что капусту у нас в Киржаче, ведь мы с вами в городе Киржач живем, в печке томили. Пареную капусту готовили уже в протопившейся печке, как говорят, на горячем поту. В горшок клали целиком кочан капусты или половину кочана, добавляли немного воды, закрывали плотно сковородкой и ставили в печь. Капуста становилась мягкой, коричневого цвета. Нарезали в тарелки, солили и смазывали подсолнечным маслом.
Я сейчас включу вам песенку про капусту, а вы попробуйте изобразить, о чем же в ней поется. И конечно подпевайте.
(Екатерина Железнова гимнастика с мамой «Капуста»)
В стародавние времена собиралась молодежь на капустинские хороводы. Наряжались девушки в яркие нарядные платьица, как наши мамочки скгодня, и ходили из дома в дом и помогали капусту рубить. Пели песни, хороводы водили, а в перерывах между работой – в игры играли. Хотите поиграть?
]Игра - хоровод «Завивание капустки».
Участники хоровода встают в ряд. Берутся за руки. Впереди самый высокий участник хоровода – Кочерыжка. Кочерыжку выбираем считалочкой.
Исполняется русская хороводная песня «Вейся, вейся капуста». У нас была запись песни. Пока звучало вступление, детки и родители брались за руки, а на слова – капуста начала завиваться. Участники завиваются вокруг кочерыжки, образуя своеобразный кочан и чем больше участников, тем кочан толще.
Вейся, вейся, капустка,
Вейся, вейся, белая.
Как же мне, капустке, не виться,
Белою – белою не родиться.
Как вечор на нашу капустку,
Как вечор на нашу белую.
Чистый дождик поливает,
Нас с тобой домой загоняет.
Дома нас хозяин встречает,
Дома нас богатый встречает.
Он к столу нас приглашает,
Пирогом с капустой угощает.
Когда хоровод плотно обовьёт Кочерыжку, она топает ногой, и все поднимают руки воротиками. Кочерыжка проходит под руками наружу, выводя за собой цепочку играющих, которая не должна разорваться.
«Капуста»
На полу чертят круг (мы круг очертили канатом) – огород. В центр играющие складывают «капусту» - свои вещи (платок, одну сандалику или туфельку, тапочку, кофточку и что-то подобное ). Все участники игры стоят за кругом, а один из детей, выбранный «хозяином» (водящим), садится рядом с «капустой». Водящий выбирается с помощью считалки.
«Хозяин» выполняет действия в соответствии со словами песни:
- Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капустку не украли.
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Бобёр и куница,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый.
Дети пытаются быстро забежать в огород, схватить «капусту» и убежать. Кого хозяин коснётся рукой в огороде, в игре больше не участвует. Тот, кто больше всех унесёт из огорода «капусты», объявляется победителем.
Воспитатель: Что, наигрались, не устали? А нас ведь еще и работа ждет. Собрались мы с вами по старинному обычаю бабушек и дедушек вместе капусту солить. Как солить, вам расскажут ваши мамы.
Детки распределяются по 3-4 человека к каждой мамочке. Мамы объясняют этапы работы, сами шинкуют капусту и трут на терке, привлекая детей подержать, подать, подсказать. Все пробовать – разрешено! А уж мять капусту – это только детская работа!!! Мамы рассказывают детям о том, что этот рецепт им достался от их мамы, а ей - от бабушки – это рецепт их семьи. Потом дети отправляются в гости к другим мамам и пробуют их капусту. Обмениваются мнениями и впечатлениями.
Воспитатель: Ну и потрудились вы на славу, предлагаю отдохнуть и про барышню-капусту мультфильм посмотреть.
Во время просмотра мультипликационного фильма «От тебя одни слезы» мамы убирают рабочие поверхности и раскладывают соленую капусту по маленьким баночкам – это подарки ребятам-труженикам.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование основ экологической культуры на январь месяц в старшей группе
Задачи воспитания и образования детей на 3 квартал в старшей группе
Тематическое планирование в средней группе детского сада. Сентябрь
Тематическое планирование в средней группе детского сада. Сентябрь