Авторская сказка по экологии «Лесная девочка и медведи». Вступительная беседа к теме «Знакомство с Красной книгой России».
Автор: Княжева Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ № 12 «Березка», город Киржач, Владимирская область.
Описание: Мир сказок…Он одновременно и прост, и сложен. Как горят глаза детей, когда они слушают сказки! Сказка учит, сказка лечит, сказка воспитывает. А еще сказка помогает ввести детей в сложную для их понимания тему, помогает увлечь и заставляет задуматься. Именно поэтому я придумала сказку для вступительной беседы о Красной книге. Сказка помогла мне сосредоточить внимание детей и перейти к рассматриванию материала. Надеюсь, моя сказка поможет и педагогам начать с детьми обсуждение такой важной и актуальной во все времена темы сохранения наших природных ресурсов. Сказка моя может быть понятна детям 6-8 лет.
Цель: Знакомство детей с Красной книгой России.
Задачи: Воспитывать у детей гуманное отношение к природе и ее ресурсам. Познакомить детей с исчезающими видами животных или растений, с понятием «редкое животное или растение».
«Лесная девочка и медведи»
-А хочешь, я расскажу тебе сказку?
Кудрявая девчушка улыбнулась, и ее веснушки весело заиграли на лице.
-Дима, а она страшная?
-Кто?
-Ну, эта сказка.
-Да нет, может совсем немножечко. Ну, слушай.
Дети прижались друг к другу, задумчивые глаза малышки оживились.
-Давно это было. Рассказывают, что в одном дремучем лесу жила семья медведей: медведица-мама и медвежонок-сын. И вот однажды, когда медведица возвращалась с охоты в свою берлогу, она вдруг увидела корзину. Ей стало интересно, что же там внутри, может это будет игрушкой для ее сынишки-медвежонка, а может это что-то съестное? Когда медведица развернула сверток, то увидела там маленькую девочку. Волосы у девочки были совершенно белые, как снег. Она улыбнулась медведице, протянула к ней ручки, схватила медведицу за ухо, весело что-то защебетала, ей понравилась мягкая и пушистая шкура медведицы. Медведица пожалела девочку, ведь она была МАМОЙ.
Так в медвежьей берлоге появилась маленькая девочка. Медведица полюбила девочку, да и медвежонок теперь не скучал, когда она была на охоте. Девочка и медвежонок подрастали.
Однажды, когда девочка гуляла в лесу, ее увидели люди. Им стало жалко девочку, которая живет в лесу совсем одна и они забрали ее с собой. Стала лесная девочка жить с людьми. Люди научили ее разговаривать, шить себе одежду и готовить еду.
Но с каждым днем девочка становилась все грустнее и печальнее. Селение, где жили люди, было недалеко от леса, и девочка видела, как люди нещадно губили все то, что есть в лесу. Они беспощадно убивали зверей: белок, зайцев, лисиц, медведей, горностаев и продавали другим людям их шкуры и мясо. Они вырубали деревья и жгли костры.
-Что же вы делаете? Ведь вы так погубите лес!- говорила им девочка.
-Ты еще маленькая, - говорили ей люди. - Мы получаем за это деньги. На них можно купить все, что нам захочется. А лес вырастет еще.
-Ну, уж нет! Не бывать этому!
И девочка ушла снова в лес от этих жадных и ненасытных людей. Она отправилась искать медведицу и медвежонка, с которым так подружилась в детстве. Долго бродила девочка по лесу пока не наткнулась на берлогу. Берлога была пуста, а в кустах сидел перепуганный медвежонок.
-Где же твоя мама, малыш? – спросила девочка.
-Ее убили люди, - прошептал медвежонок.
-Знаешь что, милый медвежонок, мы больше не останемся здесь. Мы…- девочка посмотрела на небо, - мы уйдем вон туда, видишь? Девочка подняла руки к небу. - Мы накажем этих злых людей.
Тогда девочка превратилась в медведицу, и они с медвежонком поднялись вверх, в небо. С тех пор, по небу ходят всегда вместе большая медведица и маленький медвежонок.
А в том лесу больше нет медведей, ни одного, да и людей там больше нет. Злые люди превратились в деревья, они протягивают свои длинные ветви-руки к небу и просят прощения у большой медведицы.
-Какая грустная сказка, - вздохнула Светланка, так звали эту кучерявую, веснушчатую девочку. - Дима, а правда, что в этом лесу не осталось ни одного медведя?
-Не знаю, ведь это сказка, но люди истребили столько животных ради своей наживы, что, наверное, это правда. На земле уже никогда не появятся многие виды животных. Все они: редкие, исчезающие или истребленные, записаны в Красную книгу.
-Красная книга, а что такое?
-Это такая книга. В ней собраны животные, которых или уже нет на земле или их осталось очень-очень мало. Да и не только животные, но и растения: цветы, ягоды, деревья, травы.
Далее педагог раскрывает ту тему, ради которой и затевался этот рассказ: это просмотр иллюстраций с редкими видами животных или растений, слушаются и обсуждаются вопросы детей, небольшие рассказы из опыта детей.
-А знаешь, Дима, я вот что решила, - весело проговорила Светлана.
Что же могла придумать Светлана? Необходимо выслушать варианты ответов детей.
-Это ты хорошо придумала. А я тебе буду помогать. Я расскажу тебе еще много сказок, и ты увидишь, что нет ничего лучше и краше нашей Земли.
Послесловие: Да, сюжет моей сказки наивен и прост, и нам, взрослым, очень трудно, да и страшно представить себе ситуацию жизни ребенка в лесу среди медведей. Но я думаю, что дети не будут углубляться в проблему детей-маугли, и представят себе такой сказочно-наивный сюжет, ведь фантазия детей безгранична.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая беседа для детей подготовительной группы
Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы
Конспект занятия по экологии для детей подготовительной группы ДОУ
Рабочая программа дополнительного образования в ДОУ по экологии
Похожие статьи:
Конспект занятия – сказки в подготовительной группе детского сада
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения на территории детского сада
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения сада
Конспект занятия по экологии в подготовительной группе. Растения огорода
Беседа «Берегите лес» для детей дошкольников старшей – подготовительной группы