Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Всероссийский тематический урок по физике, 8 класс

Всероссийский тематический урок «Свет в нашей жизни», 8 класс
2015 - Международный год света
(The International Year of Light and Light-based Technologies, IYL2015) —проводится в 2015 году в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН .
Проведение года приурочено к ряду юбилейных дат, относящихся к науке о свете и отмечаемых в 2015 году.

Урок проводился 15 декабря 2015г в рамках Всероссийского урока. Данный материал может быть использован на уроках физики в 8 классе на теме "Лампы накаливания", "Электрические явления"., а так же на внеурочных занятиях и классных часах.
Инициаторы проведения Международного года света ставят перед ним следующие цели:
- улучшение общественного понимания того, как свет и основанные на нём технологии влияют на повседневную жизнь людей, а также играют центральную роль в будущем глобальном развитии;

- создание по всему миру образовательного потенциала путём мероприятий, нацеленных на научное образование молодежи, способствование решению проблем в области гендерного баланса и, в частности, сосредоточение внимания на развивающихся странах и странах с формирующейся рыночной экономикой;

- пропаганда важности основанных на свете технологий для устойчивого развития, в частности, в области медицинского обслуживания, сельского хозяйства и коммуникаций, с тем, чтобы обеспечить доступ к образованию в целях улучшения качества жизни по всему миру;

- повышение осведомлённости о междисциплинарном характере науки в 21-м веке с акцентом на то, что взаимодействие между различными тематическими областями науки будет играть всё большую роль в будущих исследованиях и образовании;

- объяснение тесной связи между светом и искусством с указанием на всё большее значение оптических технологий в деле обеспечения сохранности культурного наследия;

- укрепление международного сотрудничества путём координации деятельности между научными сообществами, образовательными учреждениями и промышленностью с уделением особенно пристального внимания созданию новых партнёрств и инициатив в развивающихся странах;

- установление долгосрочных партнёрств с тем, чтобы эти мероприятия, цели и достижения имели продолжение и после окончания Международного года света.

Тезисы выступления Генерального директора ЮНЕСКО И.Г. Боковой
ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! УВАЖАЕМЫЕ ШКОЛЬНИКИ!
Я, Ирина Бокова, генеральный директор ЮНЕСКО – международ- ной организации по вопросам образования, науки и культуры, в которую входят почти все страны мира. По просьбе ЮНЕСКО Организация Объединённых Наций объявила 2015 год Международным годом света и световых технологий. ЮНЕСКО поддерживает инициативу Правительства Российской Федерации по проведению в российских школах урока, посвященного значимости света и бережному отношению к энергетическим ресурсам. Сегодня большинство из вас узнают много нового про свет, его важность в природе и жизни человека. Вся живая природа нашей планеты существует благодаря свету: именно солнечный свет помогает образованию из углекислого газа и воды всех органических веществ – основы живой природы. Каждый из вас ежедневно пользуется искусственным освещением: дома, в школе, на отдыхе, и многие даже не задумываются, насколько сложной была бы наша жизнь без света. Понимая важность искусственного света, учёные всего мира веками работали и продолжают работать над тем, чтобы сделать его лучше. Благодаря науке мы можем многое сделать для бережного и экономного расходования электроэнергии на освещение. Очень многое зависит и от нашего образа жизни. Важным вкладом в экономию природных ресурсов станет энергоэффективное поведение. Следование правилу «выходя, гасите свет» помогает сэкономить до 10% электроэнергии. Каждая новая энергосберегающая лампа вместо лампы накаливания в нашем доме — это сохраненная частичка природы. Россия – страна, богатая природными ресурсами, поэтому на ней лежит большая ответственность за бережное их расходование. Именно от вас и вашего отношения к природным богатствам страны зависит возможность улучшить жизнь населения не только России, но и планеты в целом. Бережное отношение к окружаю- щей природе и ее ресурсам это культура и воспитание каждого человека. Дорогие ребята! В заключение хочу пожелать вам успешного жизненного пути, освещённого не только современными лампами, но и энергией ваших знаний и теплом ваших сердец!
Ирина Бокова

Ученица:
Мы хорошо знаем, какую важную роль играет электричество в жизни человека. Оно дает нам свет, тепло, приводит в движение разные механизмы, которые делают труд человека легче. Электроэнергия заняла настолько прочное место в нашей жизни, что без него нельзя сейчас обойтись.
Когда-то давным-давно, люди жили без электричества. Они вставали с восходом солнца, ложились на закате, пищу готовили на костре. Наверное, это хорошо, сидеть вечером, в кругу семьи у костра, и слушать, как потрескивают дрова, чувствовать, как идет тепло от костра.
Но сейчас все намного проще: можно включить плитку и приготовить пищу, можно включить телевизор или магнитофон и посмотреть интересную передачу или послушать музыку. Можно поиграть в интересные игры на компьютере. Еще лучше - пообщаться с близкими людьми, которые находятся очень далеко, через интернет. Когда дома холодно, мы включаем обогреватель, и тут же становится тепло и уютно.
Я считаю, что электричество - это мой друг, с которым появляется много возможностей. Но при этом - это и страшная сила, которую стоит уважать.
Учитель:
Вспомним как развивалось освещение в нашей стране.

Ученик 1.
средневекового города: извилистые и криволинейные улицы и переулки, большинство улиц оставались незамощенными, преобладали деревянные строения, не было водопровода и канализации. С наступлением темноты город погружался в кромешную темноту.
Впервые в Москве фонари были зажжены в конце 1730 г. по случаю приезда членов Императорской фамилии. По указу Анны Иоанновны от 27 ноября 1730 г. (по старому стилю) велено было “на Москве, в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном городах и в Немецкой слободе, по большим улицам для зимних ночей… поставить на столбах фонари стеклянные один от другого на 10 сажень (2,13 м) , … в которых вместо свеч зажигать масло конопляное с фитилем, … и быть в тех фонарях огню до полуночи…” В 1766 г. в Москве было всего 600 фонарей

Ученик 2.
Начало XIX в. охарактеризовалось значительными сдвигами в развитии уличного освещения Москвы. К концу 1800 г. в городе действовало 6559 фонарей (из них 5000 фонарей были прибиты к стенам строений).
В XVIII в. освещение улиц было обязанностью обывателей. В 1806 г. эта повинность была снята с них и отнесена на общие городские средства
Одному фонарщику приходилось следить за горением 150 фонарей, расставленных по улицам на протяжении 6 км.

Ученик 3.
московских улицах появились так называемые варшавские фонари. В них вместо конопляного заливали лампадное масло. Число варшавских фонарей не превысило 160. Большая их часть была расставлена на Тверской улице и на Крымском мосту.
В начале 40-х годов XIX в. жители Москвы стали применять новый способ освещения смесью винного спирта и скипидара. Спиртовые, а затем конопляные фонари в 60-е годы XIX в. стали заменять керосиновыми.
С 1 мая 1865 г. Москва стала освещаться исключительно керосином. Количество керосиновых фонарей было доведено до 9310.
С начала 70-х годов 19 в. Городская Управа кроме улиц и площадей стала освещать бульвары, Александровский сад и Сокольничий парк. Это были самые излюбленные места отдыха москвичей.

Ученик 4.
В Москве газовое освещение появилось в 50-х годах 19 в. На московских улицах появились необычные кареты с установленными на них причудливыми железными цилиндрами, для развозки газа с небольших частных заводов по магазинам. Газ получали на заводах из каменного угля способом сухой перегонки (карбонизации угля). Уголь для получения газа поставляли из Англии морским путем и по Николаевской железной дороге.
“Светильный газ” поступал в помещение через специальный клапан. К нему подвозили на паре лошадей баллон с газом, привертывали к клапану резиновый рукав и пускали газ по трубам в большие резервуары внутри зданий. При этом много газа улетучивалось наружу и прохожие предпочитали обходить на почтительном расстоянии “эти пахучие операции”.
В 1868 г. на улицах Москвы насчитывалось 3107 газовых фонарей. На больших улицах было по 50 фонарей на версту (1,066 км), в переулках – по 20.

Ученик 5.
В 1802 г. русский академик В.В.Петров первым открыл явление дугового разряда – “Вольтову дугу” и отметил, что с ее помощью можно осветить “темный покой”.

Ученик 6.
В 1876 г. в Париже П.Н. Яблочков получает патент на новый вид электрического освещения – “русский свет”. Улицы Парижа, Лондона были освещены свечами Яблочкова. “Из Парижа электрическое освещение распространилось по всему миру, дойдя до дворцов шаха персидского и короля Камбоджи".
Весной 1879 г. Яблочков осветил в Петербурге Литейный мост через Неву, площадь перед театром и некоторые заводы. Вскоре новые огни загораются в Москве.
• Электродные угли в дуговой лампе Яблочкова располагались вертикально и параллельно один другому и были изолированы друг от друга прослойкой тугоплавкой белой глины (каолина).
Лампе Яблочкова не нужен механический регулятор, сближающий угольные стержни по мере их сгорания.
23 марта (н. с.) 1876 г. русский изобретатель Яблочков получил во Франции привилегию N 112024 на дуговую электрическую лампу без регулятора.

В 80-е годы XIX в. “свечи Яблочкова” во многих городах России. В течение многих вечеров публика приветствовала зажигание электричества аплодисментами. Впервые дуговые электрические фонари вокруг Храма Христа Спасителя зажгли 15 мая 1883 г. в день коронации императора Александра III.

Ученик 7.
Одновременно с дуговыми лампами шла разработка конструкции ламп накаливания.
В лампе накаливания используется эффект свечения проводника, нагретого проходящим по нему электрическим током.
Лодыгин заменил два угольных стержня, соединенных вольтовой дугой, одним тонким угольным стержнем, не имеющим разрывов.

Тепловое действие тока – это явление нагревания проводника, по которому проходит электрический ток.
Закон устанавливает определенное соотношение между величиной тока (I), проходящего по проводнику, электрическим сопротивлением проводника (R) и длительностью прохождения тока (t), с одной стороны, и количеством выделяемого тепла (Q) – с другой.
Возможность получить сильно раскаленный током проводник вызвала стремление использовать его для устройства нового типа электрического источника света.

В 1872 г. А.Н. Лодыгин – ровесник Яблочкова, создает свою первую лампу накаливания. В качестве тела накаливания Лодыгин применил тонкие стерженьки из угля, помещенные в герметично закупоренный стеклянный шар или цилиндр. Срок службы первых ламп Лодыгина не превышал 50 минут.
Для увеличения срока службы лампы Лодыгин стал удалять с помощью насоса воздух из колбы.
В 1873 г. на Одесской улице в Петербурге в двух фонарях керосиновые лампы были заменены лампами Лодыгина. Это был первый в мире опыт уличного освещения несколькими электрическими лампами накаливания.
В 1890 г. Лодыгин получил в США патент на электрические лампы накаливания с металлической нитью.

Ученик 8.
В 1878 г. проблемой освещения занялся американский изобретатель Томас Эдисон. Проделав 6000 опытов, он технически доработал лампу Лодыгина, выяснив, что для продолжительной работы лампы нужны откачка воздуха до низкого давления, патрон и выключатель. Лучше всего у Эдисона светились обугленные бамбуковые волокна.
И тем не менее он только через 7 лет после Лодыгина создал лампу накаливания и поставил ее на производство. В 1880 г. он получил патент на изобретение.

Первая привилегия на лампы накаливания выдана в России “Товариществу Электрического освещения Лодыгина и К0” на способ и аппараты для дешевого электрического освещения 11 июля 1874 за N 1619, тогда как все последующие привилегии выдавались лишь на усовершенствование лампы.
Лодыгин изобрел первую практически пригодную лампу накаливания.
В США Эдисон получил первый патент на свою лампу накаливания в 1880 г., но другие изобретатели оспаривали это право Эдисона. В конце концов американский суд вынужден был отказать Эдисону в праве препятствовать другим фирмам и изобретателям изготовлять и выпускать в продажу лампы накаливания.
Русские привилегии “Иностранцу Томасу Альва Эдисону” выданы только в 1881 г.: одна N 2589 от 24 сентября “на усовершенствования в способах и аппаратах для произведения электрического света” и вторая N 2638 от 11 декабря “на усовершенствования в электрических лампах и способ устройства оных”.
В открытии и изучении явлений, на основе которых возникла осветительная техника 19 века, большая заслуга принадлежит русским ученым: Петрову В.В., открывшему “вольтову или электрическую дугу”, Ленцу Э.Х. и Джоулю, изучившими независимо друг от друга, явление нагревания проводника электрическим током.
Русскими же изобретателями были найдены и первые наиболее реальные способы использования этих явлений для устройства электрических источников света – П.Н. Яблочковым для устройства дуговой лампы и А.Н. Лодыгиным для устройства

Ученик 9.
В разреженном газе, сопровождающийся свечением, называют тлеющим. Тлеющий разряд используется для устройства газосветных трубок. Заполняя трубку различными газами, можно получить свечение разного цвета: аргон светится синим светом, неон – красным.
Еще в 1938 г. С.И. Вавиловым, В.Л. Левшиным и В.А. Фабрикантом были созданы первые образцы люминесцентных ламп. Начавшаяся Великая Отечественная война задержала развитие из производства. Люминесцентные лампы имели в 3-4 раза большую световую отдачу, более высокий срок службы и обладали лучшей цветопередачей.
Для наружного освещения натриевые и ртутные лампы начали использовать в начале 50-х годов XX века. К 1980 году город уже полностью освещался светильниками с газоразрядными источниками света. В 90-е годы 20 века облик городов и сёл стал быстро меняться. Стало развиваться архитектурно-художественное освещение зданий и сооружений.

Рекомендуем посмотреть:

Разработка внеклассного мероприятия по физике, 8 класс План-конспект урока физики. Решение задач. (8 класс. Электростатика) План-конспект урока по физике в 8 классе по теме: Конвекция Исследовательская работа по физике с презентацией, 8 класс

Похожие статьи:

Конспект урока по физике в 8 классе по теме «Работа и мощность электрического тока»

Внеклассное мероприятие по физике для учащихся 8-9 классов
Опубликовано: 2997 дней назад (13 января 2016)
Просмотров: 1238
+1
Голосов: 1
Светлана Сергеевна Гомзякова # 13 января 2016 в 09:49 0
Очень интересная и познавательная информация, как для школьников, так и для взрослых! Ведь с современном мире подавляющее большинство людей очень далеки от науки.
Марина Николаевна Черникова # 13 января 2016 в 10:10 0
Спасибо.