Автор: Юрина Галина Александровна, учитель физики филиала МБОУ «Новониколаевская СОШ № 3» Грачёвской ООШ
Описание работы: Предлагаю вашему вниманию конспект урока-соревнования по физике в 8 классе. Данный материал будет полезен учителям физики для проведения урока в 8 классе.
Познавательная задача: закрепить у учащихся умения и навыки в решении задач разных типов – расчетных, качественных, экспериментальных.
Развивающая задача: продолжить выработку умений и навыков в чтении электрических схем и сборке электрических цепей по схемам; формировать навыки в составлении задач.
Воспитывающая задача: формировать навыки коллективной работы в сочетании с индивидуальной; формировать интерес к изучению физики.
Структура урока:
I. Организация урока-соревнования.
II. Раздача пакетов с заданиями.
III. Выполнение физической эстафеты по этапам:
1 этап - разминка.
2 этап – соревнование электриков.
3 этап – соревнование теоретиков.
4 этап – соревнование многоборцев.
5 этап – игра «Кто первый скажет «Эврика!»
6 этап – игра «Кто быстрее!»
IV. Подведение итогов соревнования команд.
V. Оценка отдельных членов команд.
VI. Награждение команд.
VII. Окончание урока.
Оборудование урока:
1. Амперметры учебные.
2. Вольтметры учебные.
3. Источники тока.
4. Соединительные провода.
5. Лампочки на подставках.
6. Выключатели.
7. Карточки с заданиями.
8. Спортивный свисток.
9. Секундомер.
I. Организация урока-соревнования.
Класс делят на 2 команды. Организуют жюри: в него входит учитель физики и два старшеклассника. Выбирают судей, их обязанность – фиксирование времени и правильности выполнения заданий членами команд; они стоят у столов и сообщают жюри о результатах соревнований.
Как только команды выстроились, учитель объясняет условия и правила проведения урока-соревнования, соревнование начинается по свистку председателя жюри. Результаты работы на каждом этапе оцениваются по трехбалльной шкале: 3 балла - за правильное выполнение задания; 2 балла – за работу, выполненную на 50%; 1 балл – если ученик не справился с заданием, но шел по верному пути. В конце соревнования результаты команд суммируются. Затем жюри подводит итоги и определяет команду – победительницу, а капитаны команд оценивают работу каждого члена своей команды.
II. Каждая команда получает пакет с заданиями для каждого этапа.
III. Содержание эстафеты.
1 этап – разминка.
По одному участнику от каждой команды берут карты-задания и начинают выполнять задания.
Содержание карты – задания для 1 этапа:
Запишите основную единицу измерения следующих физических величин:
1. Силы тока
2. Напряжения
3. Мощности электрического тока
4. Работы электрического тока
Запишите формулу, по которой рассчитывается:
1. Напряжение на участке цепи
2. Мощность электрического тока
3. Работа электрического тока
4. Сила тока в электрической цепи
2 этап – соревнование электриков.
На этом этапе по одному участнику получают карточки с заданиями: собрать электрическую цепь по схеме.
3 этап – соревнование теоретиков.
По два участника от каждой команды получают карточки-задания по теме «Мощность электрического тока» и «Работа электрического тока» и выполняют задания. Они решают расчетные задачи по данным темам.
Содержание карточек:
1. Сколько времени должен работать электродвигатель, имеющий мощность тока 250 Вт, чтобы совершить работу, равную 1 кВт.ч?
2. Нихромовая спираль длиной 5 м и площадью 0,5 мм2 включена в сеть с напряжением 110 В. Определите мощность тока.
4 этап – соревнование многоборцев.
Для выполнения заданий данного этапа приглашаются более сильные участники команд. Материал карточек-заданий состоит из 2 вопросов.
Карточка № 1.
1. Какими приборами измеряют работу электрического тока?
2. Какую работу совершает электрический ток в электродвигателе за 15 минут, если сила тока в цепи 1,5 А, а напряжение на клеммах двигателя 24 В?
Карточка № 2.
1. Какими приборами измеряют мощность электрического тока?
2. В цепь с напряжением 127 В включена электрическая лампа, сила тока в которой 0,5 А. Найдите мощность тока в лампе.
5 этап – игра «Кто первый скажет «Эврика!»
На данном этапе задание выполняют по одному участнику от каждой команды. Каждому участнику дается электрическая схема, выполненная на листе формата А4. Требуется составить качественную задачу.
6 этап – игра «Кто быстрее!»
Каждой командой решается одна задача. Учитель дважды читает условие задачи. Каждая команда должна кратко записать условие задачи и решить ее. Содержание задачи:
Перевод стрелки часов на час вперед в летний период дает стране за полгода примерно 3 млрд кВт.ч. Чтобы выработать 1 кВт.ч, нужно на электостанции сжечь 330 кг угля. Таким образом, экономия топлива составила 1 млн тонн. Посмотрим теперь, что же может сделать 1 кВт.ч? Оказывается немало. С его помощью можно выполнить одну из следующих работ: прокатать 10 кг металла, намолоть 100 кг зерна, выпечь 30 кг хлеба.А чтобы человеку самому выполнить работу, равную 1 кВт.ч, нужно, к примеру, положить на спину мешок, массой 50 кг и поднять его по воображаемой лестнице на высоту… На какую высоту он должен поднять этот груз?
Кто быстрее выполнит эту работу, той команде начисляется 5 баллов, а второй – 4 балла.
IV. Подведение итогов соревнования команд.
Жюри подводит итоги и определяет команду – победительницу.
V. Капитаны команд оценивают работу каждого члена своей команды.
Каждому члену команды выставляются оценки в классный журнал.
VI. Награждение команды-победительницы.
Команде-победительнице вручается диплом победителя.
VIII. Окончание урока.
Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока физики 8 класс
Методическая разработка урока по физике 9 класс
Конспект интегрированного урока «Английский язык и физика» в 10 классе
Конспект урока физики 8 класс на тему: Работа и мощность электрического тока
Конспект урока физики 8 класс по теме: Параллельное соединение проводников