Из опыта работы учителя английского языка
Автор: Долгих Марина Сергеевна, учитель английского языка ДОШ№62.Статья “ Роль условно-речевых упражнений на уроках английского языка”
Описание материала: данный материал будет интересен учителям английского языка, работающих в начальной школе. Многократно сталкиваясь с трудностями построения высказывания на иностранном языке, учащийся часто теряет интерес к предмету. В данной статье рассматриваются условно-речевые упражнения, которые помогают учителю быстрее реализовать коммуникативную направленность обучения грамматике и лексике.
Цели: формировать лексические, грамматические навыки говорения; развивать навыки и умения диалогической речи; развивать память, мышление, внимание, воображение; воспитывать культуру общения.
Часто изучающие иностранный язык уверенны в том, что “… если знаешь много слов, значит, умеешь говорить на иностранном языке ”. Язык нельзя сводить к лексике; она является лишь материалом, из которого с помощью грамматических и синтаксических конструкций выражается мысль.
Грамматические категории составляют “скелет”, “опорно-двигательный аппарат” языка. Без этого “скелета” язык – россыпь разнородных элементов. Лексический материал – “строительный материал”, который нужно правильно применять.
Можно ли сделать процесс овладения грамматической стороной речи интересным, продуктивным и творческим? Это возможно, если грамматика будет иметь коммуникативную и функциональную направленность.
Успешное овладение грамматической стороной речи определяется как раз способностями учащихся к функционально-адекватному восприятию и использованию грамматических структур в собственных высказываниях
Выделим основные этапы формирования грамматических навыков говорения:
– предъявление речевого образца через анализ и синтез грамматического явления,
– тренировка и применение в речи
На своих уроках в начальных классах я использую следующие условно-речевые упражнения:
– имитативные,
– подстановочные,
– трансформационные,
– репродуктивные
При выполнении имитативных условно-речевых упражнений учащийся для выражения определённой мысли находит речевые единицы в нужных формах в реплике учителя и использует их, не изменяя. Например: “Подтвердите, если это так”.
T: I can translate English texts.
P1: I can translate English texts too.
Эти условно-речевые упражнения характеризуются тем, что в них происходит подстановка лексических единиц в структуру грамматической формы.
Например: “ Что умеют делать хорошо ваши друзья, члены семьи?”
T: My friend can play chess very well.
P1: My sister can play the piano very well.
P2: My brother can speak English very well
Трансформационные условно-речевые упражнения предполагают трансформацию реплики или части реплики, что выражается в изменении порядка слов или числа существительного, лица, времени глагола. При их выполнении учащийся опирается уже на такой образец, который напоминает ему искомый. Например: “Выразите удивление по поводу того, что вы услышите. Спросите вашего одноклассника, так ли это”.
T: Oleg can speak German.
P1: Can you speak German?
P2: I can’t speak German, but I can speak Russian and English
Репродуктивные условно-речевые упражнения предполагают полностью самостоятельное воспроизведение в репликах учащихся той грамматической формы, которая усвоена в предыдущих упражнениях. Учащийся репродуцирует грамматическую форму без всяких опор. Например: “Вызовитесь помочь мне сделать то, что вы умеете”.
T: I want to draw a picture.
P1: I can help. I can draw animals, butterflies, plants and people.
На основе рассмотренных условно-речевых упражнении формируются и развиваются навыки употребления модального глагола can в речи на начальном этапе. Ученик проходит путь от осознанной имитации к самостоятельному воспроизведению грамматической формы.
Условно-речевые упражнения можно также использовать во время обучения диалогической речи. Они помогают не только в формировании грамматических навыков говорения, но и в овладении репликами различного типа, умении сочетать их в диалогическом единстве. Рассмотрим данные условно-речевые упражнения при изучении темы “Weather”.
1. Імитация
T: Agree with me. The weather is sunny today. It’s wonderful.
P1: You are right. The weather is sunny today. It’s wonderful.
Cl: The weather is sunny today. It’s wonderful.
2. Подстановка
T: Look at these pictures. Describe the weather. The weather is sunny in the first picture.
P1: The weather is rainy in the second picture.
P2: The weather is snowy in the third picture.
P3: The weather is cloudy in the fourth picture.
3. Трансформация + подстановка
T: Listen to my statements. Correct me if I'm not right. The weather is rainy in the first picture.
P1: You aren't right. The weather is not rainy in the first picture. The weather is sunny.
T: You like a sunny weather.
P2: You are right. I like a sunny weather.
T: Your friend likes a cloudy weather.
P3: You aren’t right. My friend likes a snowy weather.
4. Самостоятельное составление диалога
T: Ask each other about the weather which you and your friends like.
P1: I like a sunny weather. What about you?
P2: I like a sunny weather too. The weather is sunny today.
P1: It’s wonderful. Your friend likes a sunny weather too.
P2: You aren’t right. My friend likes a snowy weather.
P1: Why?
P2: He likes to make a snowman and play snowballs in winter.
Отличительной особенностью диалогической речи является наличие в в ней речевых штампов, клише. Поэтому очень важный этап развития навыков и умений диалогической речи – работа по усвоению штампов, которая должна проводиться параллельно с формированием грамматических навыков. Перед выполнением речевого упражнения языковых зрительных опор быть не должно. Исключение составляет клише, которые делают реплику естественной, живой: I think, I am sure, to my mind, in my opinion, as for me, you are right, I can’t agree with you, as far as I can see, that’s why I think (etc).
Рекомендуем посмотреть:
Анализ учебника по английскому языку "Spotlight - 5". Ваулина, Дули
Неделя английского языка в школе. Отчёт