Досуго - воспитательная деятельность творческого объединения "Чудесная лепка"
Автор: Алябьева Марина Викторовна.
Место работы: МБУДО Центр дополнительного образования детей города Димитровграда Ульяновской обл.
Назначение: материал будет интересен педагогам дополнительного образования.
Цель: поделиться личным опытом с коллегами.
Что же такое досуг? В современных условиях этому понятию дается следующее определение. Досуг - это возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Она продиктована личными потребностями и интересами человека, а не вызвана внешними обстоятельствами, вынуждающими его заниматься такой деятельностью. Не секрет, что потому, как человек проводит свой досуг, можно судить, насколько высок его интеллектуальный уровень, какое место он занимает в обществе, каков его доход. Кроме того, можно сказать и о том, какое у него воспитание, чем он увлекается и какие у него интересы.
Естественно, что многое зависит от воспитания человека, окружающей социокультурной среды, а, следовательно, оттого, что воспринял ребенок от окружающих его взрослых. Это значит, что и проводить досуг человек будет так, как проводили родители и окружающие его взрослые.
У меня, как у руководителя т/о «Чудесная лепка», имеется возможность планировать досуговую деятельность нашего т/о, которая неразрывно связана с воспитательной работой.
Воспитательная работа – это органическая часть учебно-воспитательного процесса, направленная на реализацию задач формирования и развития культуры личности.
Направлений по данному виду воспитания множество, я же выбрала для работы некоторые из них, позволяющие учесть возрастные категории, интересы, востребованность и возможность влиять на развитие гармоничной личности не зависимо от социального положения ребенка в обществе.
Познавательно - развивающее, развлекательное, спортивно-оздоровительное, творческое, социальнозначимое, игровое – это основные направления досуго-воспитательной работы, которая проводится в т/о «Чудесная лепка».
Планирую работу в первую очередь, учитывая возрастную категорию учащихся: дошкольный и школьный возраст, который в свою очередь делится на младшие классы и среднее звено.
Для детей дошкольного и школьного возраста является приоритетным все выбранные выше направления, но они отличаются по форме и содержанию.
Досуго-воспитательную деятельность нам с ребятами удобнее разделить на три части в соответствии с сезонами. От которых зависит много направлений, например, спортивно-оздоровительное: целевые прогулки, физ. минутки, игры на свежем воздухе, подбор игр направленных на здоровье сберегательные технологии. Творческое направление напрямую зависит от сезона, тематика изготовление подарков, сувениров, организация выставок, подбор стихов, ролевые участия в развлекательных и празднечных программах. Социальнозначимое направление, в разные сезоны выходит газета новостей «Чудесные новости»,работает актив используя информационную яблоньку и выбор претендентов на проведение мастер-классов в разных группах т/о «Чудесная лепка».
На прямую от сезона, зависит работа с родителями: заготовка сырья, помощь в обеспечении материалами, организация и поддержка проведения развлекательных и познавательных программ.
Учитывая направления, возрастные категории и разделение по сезонам, моя досуго-воспитательная работа выглядит так:
Осень.
Направление Возрастная категория Содержание
Познавательно - развивающее Дошкольники Игра «Хочу все знать»,
Викторина ПДД «Вежливые пешеходы».
Младшие школьники Игра «Хочу все знать»,
Викторина ПДД «Вежливые пешеходы», целевая прогулка.
Средний школьный возраст Игра «Хочу все знать»,
Викторина ПДД «Вежливые пешеходы», целевая прогулка .
Развлекательное Дошкольники Игра «Отгадай на вкус», «Жмурки».
Младшие школьники Игра «Отгадай на вкус», «Жмурки».
Средний школьный возраст Игра «Отгадай на вкус», «Жмурки».
Спортивно-оздоровительное Дошкольники Физ. минутки, гимнастика для глаз и рук, конкурсы эстафеты. Игра «Отгадай на вкус», «Вкусно – полезно».
Младшие школьники Физ. минутки, гимнастика для глаз и рук, конкурсы эстафеты. «Отгадай на вкус», «Вкусно – полезно».
Средний школьный возраст Физ. минутки, гимнастика для глаз и рук, конкурсы эстафеты. Спортивные игры на свежем воздухе соревновательного характера. «Отгадай на вкус», «Вкусно – полезно», «Вредные и полезные привычки».
Творческое Дошкольники Создание подарков, сувениров: «День дошкольного работника», «День пожилого человека», «Мамин день».
Младшие школьники Создание подарков, сувениров: «День учителя», «День пожилого человека», «Мамин день», участие в выставках и конкурсах (фото стихи, авторские работы, «Все работы хороши, выбирай на вкус» - конкурс рисунков).
Средний школьный возраст Создание подарков, сувениров: «День учителя», «День пожилого человека», «Мамин день». Участие в выставках и конкурсах (фото стихи, авторские работы), проведение развлечений, познавательных бесед в младших группах, участие и проигрывание ролей на клубных мероприятиях (Игры «Давайте познакомимся», «Дедушка Водяной», «Полезное и вредное»), проведение МК «Осенний подсвечник» из серии «Урожай собирай».
Социальнозначимое Дошкольники Игры на знакомство и сближение «Дедушка Водяной», «Будем знакомы», выбор органов самоуправления, вовлечение родителей в решение совместных задач, активное участие в жизни т/о «Чудесная лепка».
Младшие школьники Игры на знакомство и сближение «Дедушка Водяной»,
«Будем знакомы», «Фанты», выбор органов самоуправления, вовлечение родителей в решение совместных задач, активное участие в жизни т/о «Чудесная лепка».
Средний школьный возраст Игры на знакомство и сближение «Дедушка Водяной», «Будем знакомы»,
«Фанты»; выбор органов самоуправления, создание очередного выпуска газеты «Чудесные новости», ведение информационного уголка «Чудо-яблонька», вовлечение родителей в решение совместных задач, активное участие в жизни т/о «Чудесная лепка», организация и участие в составе экспедиции по заготовке сырья к занятиям.
Игровое Дошкольники Обыгрывание своих поделок, игры по желанию по окончании своей работы на занятии («Чудесный мешочек», «Что лишнее»).
Младшие школьники Обыгрывание своих поделок, игры по желанию по окончании своей работы на занятии («Чудесный мешочек», «Что лишнее», «Сундук»).
Средний школьный возраст Игры по желанию по окончании своей работы на занятии («Сундук», настольные игры).
Зима.
Направление Возрастная категория Содержание
Познавательно - развивающее Дошкольники Игра «Юный гений», беседа «Ты откуда Новый год?»
Младшие школьники Игра «Юный гений», беседа «Ты откуда Новый год?», «Блокада Ленинграда», «День рождение Ульяновской области», «День влюбленных».
Средний школьный возраст Игра «Эрудиты», беседа «Ты откуда Новый год?», «Рождественские посиделки»,«Блокада Ленинграда», «День рождение Ульяновской области», «Татьянин день», «День влюбленных».
Развлекательное Дошкольники Игра «Краски», Новогоднее представление у елки.
Младшие школьники Игра «День загадок», Новогоднее представление у елки.
Средний школьный возраст Игра «Клад», Новогоднее представление у елки, дискотека.
Спортивно-оздоровительное Дошкольники Физ. минутки, гимнастика для глаз и рук, конкурсы, эстафеты. Игра «Сильные, смелые, смекалистые ребята» (СССР).
Младшие школьники Физ. минутки, гимнастика для глаз и рук, конкурсы, эстафеты. Игра «Сильные, смелые, смекалистые ребята» (СССР). Прогулка к реке.
Средний школьный возраст Физ. минутки, гимнастика для глаз и рук, конкурсы, эстафеты. Игра «Сильные, смелые, смекалистые ребята» (СССР).
Прогулка к реке, снежная перестрелка.
Творческое Дошкольники Создание подарков, сувениров: «Новогодние сувениры», «Сувениры для мужчин».
Конкурс стихов по группам т/о «Чудесная лепка».
Младшие школьники Создание подарков, сувениров: «Новогодние сувениры», «Сувениры для мужчин», «Сувениры влюбленным». Участие в выставках и конкурсах (фото, авторские работы областная выставка, всероссийский конкурс на сайте пед. Копилка
/blogs/marina-viktorovna-aljabeva/lepka-iz-gliny-suvenirov-igrushek-ovechki-s-barashkami.html;
/blogs/marina-viktorovna-aljabeva/izgotovlenie-podsvechnika-svoimi-rukami-iz-prirodnogo-materiala-gliny.html;
/blogs/marina-viktorovna-aljabeva/izgotovlenie-igrushki-suvenira-k-novomu-godu-na-osnove-kinder-sharika.html)
Конкурс стихов по группам т/о «Чудесная лепка».
Средний школьный возраст Создание подарков, сувениров: «Новогодние сувениры», «Сувениры для мужчин», «Сувениры влюбленным». Участие в выставках и конкурсах (фото, авторские работы областная выставка, всероссийский конкурс на сайте пед. Копилка
/blogs/marina-viktorovna-aljabeva/master-klas-lepka-iz-gliny-karandashnicy-baran-s-bochkoi-simvol-goda-i-poleznyi-predmet-v-bytu-osobeno-dlja-shkolnikov.html ). Создание очередного выпуска газеты «Чудесные новости», ведение информационного уголка «Чудо-яблонька», вовлечение родителей в решение совместных задач, активное участие в жизни т/о «Чудесная лепка», организация и проведение МК для младших групп «Новогодний подсвечник». Участие и проигрывание ролей на клубных мероприятиях и мероприятиях Центра Новогодние представления для дошкольников, «Зима в Простоквашено», информационный блок для участников т/о подросткового клуба «Вита» на тему: «День рождение Ульяновской области». Конкурс стихов по группам т/о «Чудесная лепка».
Социальнозначимое Дошкольники Игры на знакомство и сближение «Третий лишний», «Танец Лобода», вовлечение родителей в решение совместных задач, активное участие в жизни т/о «Чудесная лепка».
Младшие школьники Игры на знакомство и сближение «Третий лишний», «Фанты», «Танец Лобода», вовлечение родителей в решение совместных задач, активное участие в жизни т/о «Чудесная лепка».
Средний школьный возраст Игры на знакомство и сближение «Третий лишний», «Танец Лобода», создание очередного выпуска газеты «Чудесные новости», ведение информационного уголка «Чудо-яблонька», вовлечение родителей в решение совместных задач, активное участие в жизни т/о «Чудесная лепка», организация и проведение МК «Валентинка».
Игровое Дошкольники Обыгрывание своих поделок, игры по желанию по окончании своей работы на занятии («Путаница», лего конструктор).
Младшие школьники Обыгрывание своих поделок, игры по желанию по окончании своей работы на занятии («Путаница», лего конструктор).
Средний школьный возраст Игры по желанию по окончании своей работы на занятии («Сундук», лего конструктор, настольные игры); Игры драматизации по сказке С.А.Пушкина «О Царе Салтане».
Помимо работы в т/о «Чудесная лепка», принимаю участие в реализации программы «Партнерство», которая является социально значимой, помогающая детям с ограниченными возможностями здоровья и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Рекомендуем посмотреть:
Пути повышения мотивации и эффективности обучения школьников в процессе коллективно-групповой деятел
Напутствие молодому специалисту – хореографу
План – конспект занятия «Аппликация как средство выражения», 2-3 класс
О доме детского творчества станицы Ярославской…