Детское визитирование как форма внеурочной деятельности.
Автор: Вертинская Марина Викторовна, учитель начальных классов
Место работы: ТОГКОУ школа-интернат № 33
Данная статья будет полезна учителям работающим с детьми со сложными нарушениями здоровья.
Согласно новому Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Развитие навыков общения, формирование диалогической и монологической форм речи являются важнейшими задачами коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с ОВЗ. Это позволит детям приобрести навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества.
Создание условий для успешной социализации ребенка с ОВЗ в макромире, для коррекции и развития личности является основной целью специального коррекционного учреждения.
Содержание:
Результатом работы в этом направлении является детское визитирование. Последние 3 года наблюдается тенденция увеличения детей со сложной структурой нарушения, которые раньше считались необучаемыми. Для этой категории предусмотрены различные формы обучения: временная интеграция, частичная интеграция.
В 4 А классе учится Ермаков Владислав, который находится на домашнем обучении. Влад поступил в 1 класс со сложными нарушениями, обучается по программе ГУО (глубокой умственной отсталостью).
Обучение на дому может осуществляться как по необходимости (по медицинским показаниям), так и по желанию родителей. И в зависимости от того, чем вызвано решение перейти на домашнее обучение, будет отличаться и сам процесс обучения. Домашнее образование рассчитано на детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения.
Существует два варианта домашнего обучения для детей-инвалидов: по вспомогательной или по общей программе. Дети, которые учатся по общей программе, проходят те же предметы, пишут те же контрольные и сдают те же экзамены, что и их ровесники, обучающиеся в школе. По окончанию обучения по общей программе ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца, такой же, как его одноклассникам, учащимся в школе.
Вспомогательная программа разрабатывается индивидуально исходя из состояния здоровья ребенка. При обучении по вспомогательной программе ребенку по окончании школы выдается аттестат особого образца с указанием программы, по которой ребенок проходил обучение.
Все нюансы надомного обучения детей-инвалидов прописаны в Постановлении Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому».
В таком обучении есть достоинства и недостатки.
Достоинства домашнего обучения:
• Возможность растягивать процесс обучения или наоборот проходить программу нескольких классов за один год.
• Ребенок учится рассчитывать только на себя и только на свои знания.
• Возможность более углубленного изучения интересующих предметов.
• Ребенок на некоторое время огражден от вредного влияния (хотя многие психологи считают это недостатком).
• Родители могут корректировать недостатки школьной программы.
Недостатки домашнего обучения:
• У ребенка нет стимула делать домашнее задание каждый день.
• Нет опыта выступления на публике и отстаивать свое мнение перед сверстниками.
• Отсутствие коллектива. Ребенок не умеет работать в команде.
В октябре 2013 года, учащиеся 4 А класса решили поучаствовать в детском визитировании. Для этого составили план работы и мероприятий.
В работе используются следующие формы и методы: просмотр видеофильмов со сказками, чтение сказок, речевые игры и упражнения, сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, театрализация сказок.
В работе определили 3 направления:
1. Социально-бытовая ориентировка учащегося. Для этого разработаны занятия:
• Навыки поведения за праздничным столом;
• Соблюдение чистоты и порядка;
• Улица и ее части: тротуар, проезжая часть, переход. Их назначение.
2. Развитие речи и театрализация.
Самым увлекательным направлением в школьном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.
Из всех видов игр театрализованная игра оказывает особое воздействие на развитие способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на место другого в различных ситуациях и находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
• Театрализация сказки «Лесные модницы» по сказке «Красные снежинки».
• Театрализация сказки «Кочан капусты».
• Театрализованное представление «Весенняя сказка».
3. Предметно-практическая деятельность.
• Отслеживание движущегося предмета. Игры.
• Элементарное конструирование (складывание из счетных палочек простых фигур, игры «Башня», «Город» и т.д.).
• Знакомство с технологией «Нумекон».
Проведение таких мероприятий вызывает огромный интерес у учащихся. Они активно принимают участие не только в проведении, но и в подготовке таких мероприятий.
Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие не только психических функций личности ребенка с проблемами здоровья, художественных способностей, творческого потенциала, но и общечеловеческой способности к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогающей адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества
Сценарий праздника. Фестиваль "Обучение без ограничений". Открытие фестиваля
Комплекс упражнений для дошкольников по формированию представлений о цвете, форме и величине
Работа дефектолога в специализированном детском саду