Из опыта работы воспитателя. Развитие творчества дошкольников через театрализованные игры
Почему я часто использую в своей работе театрализованные игры? Ответ очевиден. Детское творчество проявляется и развивается через игру. Это занятие развивает личность ребенка, вызывает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, улучшает способность воплощать определенные переживания в игре, побуждает к созданию новых образов и способствует мышлению. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Это беспокоит родителей и педагогов.
Кратчайший путь к эмоциональному освобождению ребенка, снятию зажатости, обучению чувствам и художественному воображению - это путь через игру. Все это могут дать игры-драматизации, а также режиссерские игры.
К
режиссерским играм относится настольный театр игрушек. Здесь можно использовать все подходящие устойчивые игрушки и поделки детей. Ребенок учится ими манипулировать, разыгрывает сюжеты из знакомых произведений или жизненные ситуации. Даже подходящие картинки можно использовать для подобной игры, а также теневой театр и книжки с подвижными персонажами.
Особое место в детском творчестве занимает
драматизация. Являясь наиболее распространенным типом творчества, драматизация, связывает художественное творчество с личным опытом, потому что театр обладает огромной силой влиять на эмоциональный мир ребенка.
Игровая деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, интеллекта, быстрой реакции, организованности, умения действовать, подчиняться определенному образу, трансформироваться в него, жить своей жизнью. В драматической форме реализуется интегрированный круг воображения, где созданный из элементов действительности образ воплощается и снова реализуется в реальности, даже если это условно. Таким образом, желание действия, исполнения, реализации, которое заложено в самом процессе фантазии, находит полное воплощение в театрализации.
Театральные игры помогают улучшить речь. В процессе работы с выразительностью комментариев и собственных высказываний персонажей незаметно активизируется словарный запас ребенка, «улучшается сторона звука», диалогическая речь, улучшается ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который также пополняется.
В игровой деятельности действия не даются в законченном виде, их необходимо воссоздавать посредством движений, мимики. Ребенок выбирает способы выражения на основе своего опыта. Роль слова особенно важна при создании игрового образа. Это помогает ребенку раскрыть свои мысли и чувства.
Дети видят окружающий мир через картинки, цвета, звуки. Они смеются, когда персонажи смеются, грустят, расстраиваются из-за них, они могут плакать и всегда готовы прийти на помощь своему персонажу. Ребенок начинает отождествлять себя с любимым образом, перевоплощается в него. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные - осуждаются, дети в большинстве случаев подражают добрым и честным оценкам. Принятие взрослыми акта достоинства создает удовлетворение, которое действует как стимул к дальнейшему контролю над своим поведением. Такое влияние театральной деятельности на личность ребенка означает, что ее можно и нужно активно использовать в работе как педагогический инструмент, поскольку ребенок сам испытывает радость и счастье от такого вида деятельности. Тематика подобных игр не ограничена. С помощью творческой игры можно достичь больших успехов в воспитании и образовании ребенка.
Вот почему я использую театрализованные игры в своей работе с детьми.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие способностей ребёнка с ОВЗ в процессе изотворчества
Способы развития творческих способностей дошкольников
О роли изобразительного творчества для детей дошкольного возраста
Семинар-практикум для родителей детей старшего дошкольного возраста