Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Концептуальное изложение педагогического опыта инструктора по физической культуры ДОУ

Концептуальное изложение педагогического опыта «Авторская идея в моей педагогической практике»
«Смехотерапия и музыкотерапия в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ»
Автор: Варенцова Марина Владиславовна инструктор по физической культуре МАДОУ д/с №39 города Тюмени
Данный материал будет интересен инструкторам по физической культуре, педагогам ДОУ
Содержание
1.Актуальность и новизна педагогического опыта
*Цель и задачи
2.Раскрытие путей реализации представленного опыта
3.Организация взаимодействия со специалистами ДОУ
4.Организация взаимодействия с семьями воспитанников
5.Результативность и перспектива
6.Литература

«Человек – высшее творение природы, но для того, чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым». А.А. Лесков
1. Актуальность и новизна педагогического опыта
Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это качество приспособления организма к условиям внешней среды и итог процесса взаимодействия внешних и внутренних факторов.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (глава 4, статья 41 «Охрана здоровья обучающихся»; глава 7, статья 64 «Дошкольное образование») здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья; как развивать интерес к занятиям физкультурой; потребность в здоровом образе жизни?
Здоровый ребенок – это, прежде всего, веселый и радостный ребёнок, который создает вокруг себя атмосферу счастья и прекрасного настроения. Дошкольные образовательные учреждения постоянно осваивают комплексы мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Этот комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги стремятся сделать счастливым детство каждого ребенка.
Исходя из важности этой проблемы, нами была поставлена цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников с помощью смехотерапии и музыкотерапии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ.
Задачи:
*создание оптимальных условий для охраны здоровья детей, совершенствование физического и психического развития детей, обеспечение их эмоционального благополучия с помощью смехотерапии и музыкотерапии;
*формирование основ валеологической грамотности у педагогов ДОУ через знакомство с разновидностями здоровьесберегающих технологий (смехотерапии и музыкотерапии);
*формирование у родителей культуры здоровья.

Смех – это прекрасный подарок людям от матушки-природы. Существует целая наука о смехе и называется она геотология. Еще 2000 лет назад Гиппократ отмечал в одном из своих сочинений пользу смеха и рассматривал его как лечебное средство. Лев Толстой утверждал, что «смех рождает бодрость», а Максим Горький писал, что «умный смех — превосходный возбудитель энергии». Несколько веков назад живший в Париже доктор Галли Матье практиковал лечение при помощи не только лекарств, но и шуток, забавных рассказов и веселых песен. Как правило, его пациенты выздоравливали быстрее, чем у других врачей. Идея о том, что смех можно использовать в медицинских целях, в начале 70-х годов пришла в голову американскому журналисту Норманну Казинсу «человеку, рассмешившему смерть». С этого момента смехотерапия стала стремительно развиваться как в Америке, так и в Западной Европе, а сейчас становится популярной и в России.
Фрай Ульям, американский врач, говорит, что «смех – это особый способ дыхания». Смех – замечательная дыхательная гимнастика, он увеличивает поступление кислорода в кровь и улучшает выведение мокроты из легких. При помощи смехотерапии можно решить, прежде всего, накопившиеся психологические проблемы. Смеясь, мы преодолеваем стрессы, становимся более коммуникабельными, избавляемся от ненависти, злости и обиды, сбрасываем негативные эмоции и раздражение. Смех, начавшийся в состоянии относительного покоя, в итоге восстанавливает весь наш организм.
Проведенные медицинские исследования показали, что кора головного мозга содержит участки, которые отвечают за общее физическое состояние человека и правильная их работа вызывает чувство счастья. Современная медицина не имеет медицинских препаратов, стимулирующих эти зоны, на эти «участки счастья» может воздействовать только смех! Когда человек смеётся, интенсивность притока крови к мозгу усиливается, и клетки серого вещества головного мозга получают большую дозу кислорода. Как результат, проходит усталость, головная боль, улучшается в сосудах циркуляция крови, очищаются верхние дыхательные пути, вырабатываются эндорфины – гормоны счастья, исчезает депрессия, а также другие психические недуги. Шекспир говорил: «Веселое сердце живет долго». Вот принцип работы смехотерапии!

Тесное взаимодействие с музыкой усиливает эффект воздействия смехотерапии. Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. В 1899 году американский невропатолог Джеймс Л. Корнинг впервые провел исследования оздоровительного воздействия музыки на организм человека и пришел к выводу, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В России, первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце XIX начале XX столетия. Под руководством В.М. Бехтерева в 1913 г. в России было основано «Общество для определения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены». «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья» (В.М. Бехтерев).
Правильно подобранная музыка способна полностью изменить душевное и физическое состояние, как взрослого человека, так и ребенка. Мелодии, которые нравятся детям, улучшают их настроение и избавляют от негативных эмоций, настраивают на позитивный лад, способствуют раскрепощению, некоторые перестают стесняться в процессе танцев под веселую музыку. «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них» (В.Г. Белинский). Танцевальная музыка стимулирует двигательную активность, что особенно полезно для детей с различными нарушениями физического развития.
Исследования великобританских физиологов показали, что физические упражнения под мелодии и песни выполнять гораздо легче, музыкальное сопровождение повышает выносливость тела на 15% и помогает получить значительно больше удовольствия от спорта.
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив.
Достоинства смехотерапии и музыкотерапии:
*абсолютная безвредность;
*легкость и простота применения;
*укрепление общего физического и психического здоровья детей.
2. Раскрытие путей реализации представленного опыта
Реализуя поставленные перед нами цель и задачи, мы внедряем в образовательный процесс детского сада здоровьесберегающие технологии. Особое внимание уделяем таким как, смехотерапия и музыкотерапия. Используя данные технологии, мы не ставим целью проведение специальных коррекционных занятий, а используем данные технологии для обеспечения эмоционального благополучия детей, совершенствования их физического и психического развития. Смехотерапия и музыкотерапия используются в следующих формах физкультурно-оздоровительной работы ДОУ:

Утренняя гимнастика Под музыку (использую обширную фонотеку музыкальных произведений: детских песен, музыки из кинофильмов и мультфильмов) дети (8 групп, в среднем 100-120 человек, гимнастика проводится по расписанию) радостно забегают в зал и занимают «домики» и ногами делают «крышу». После взаимных улыбок друг другу и приветствия: «Доброе утро! Хорошего дня!» начинаем проведение гимнастики. Первые две недели месяца ОРУ проводятся без предметов, построение врассыпную; последние две недели с предметами («смайлики», платочки, ленточки, кубики, плоские кольца и т.д.) и разными видами перестроений, чтобы вызвать интерес у детей. Утренняя гимнастика обязательно заканчивается использованием одного из методов здоровьесберегающих технологий (дыхательной гимнастикой: «Воздушный шарик», «Разбуди котят»; веселым самомассажем: «Бежали мимо речки смешные человечки», «Точка, точка, запятая, вышла рожица смешная»; пальчиковой гимнастикой: «Апельсин», «Коза», «Сидит белка на тележке»). В теплое время года утренние гимнастики проводятся на улице также с музыкальным сопровождением.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми по физической культуре проводится в соответствии с Общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой), по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно - игровые, интегрированные, оздоровительные). Начало аналогично проведению утренних гимнастик. Основные виды движений обыгрываю, применяя приемы смехотерапии: «гномики в колпачках идут по мостику» - ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове, «заячья тропинка» - прыжки на двух ногах из обруча в обруч, «кенгуру с кенгуренком» - прыжки с мячом, зажатым коленями, «покормим птичек зернышками» - метание мешочков в горизонтальную цель – обруч («кормушка»), «поиграй с другом» - игра с мячом в парах и другие. Очень важным моментом считаю постоянное «подхваливание» детей, разными способами стараюсь вселить в них веру в свои силы. Игры подбираю такие, с помощью которых дети могут выплеснуть свои эмоции: покричать, повизжать, посмеяться. Использую на занятиях веселые хороводные и музыкальные игры: «Тетя Весельчак», «Хвост Бабы Яги», «Все умеем мы играть», «У оленя дом большой», «Лавата», «Как лисички мы шагаем» и другие. Занятие, как и гимнастика, обязательно заканчивается использованием одного из методов здоровьесберегающих технологий: веселой физминуткой («В темном лесе есть избушка», «Гном-путешественник», «Буратино»), упражнениями для глаз («Стрельба глазами», «Бабочка», «Часики»), артикуляционной гимнастикой («Смешные рожицы», «Достань до носа», «Вкусная конфетка», «Сладкое варенье»), релаксацией («Наши алые цветки», «На пляже», «Путешествие в космическое пространство»), пальчиковой гимнастикой, элементами самомассажа, малоподвижной игрой («Маланья», «Шел козел по лесу», «Тишина у пруда», «Видов спорта много есть»). В дыхательную гимнастику вставляю упражнения со скандированием "хо, хо, ха, ха", которые прекрасно стимулируют и активизируют диафрагму, легкие, мышцы живота. Большая роль уделяется профилактике плоскостопия: ходьба по корригирующим дорожкам, следам, «речным камешкам», катание маленьких и больших мячей ногой и т.д. Большой интерес к занятиям физкультурой у детей вызывает нестандартное оборудование, сделанное своими руками. Для общеразвивающих упражнений использую ленточки с колечками, султанчики, флажки, плоскостные цветы из линолеума и другие; для подвижных игр - «парашют», «туннели», «кометы», «карусель», «радужный дождь». В теплое время года непосредственно образовательная деятельность проводится на улице в игровой форме. Зимой обучаю детей ходьбе на лыжах. Они с удовольствием это делают!

Активный отдых Планирование праздников и развлечений составляю, опираясь на тематическое планирование ДОУ: совместные праздники с музыкальными руководителями, спортивные досуги и праздники для детей и родителей, сотрудников ДОУ. Мы являемся активными участниками городских Дней здоровья и никогда их не пропускаем! При составлении сценариев спортивных развлечений («Весёлые старты», «Петрушкины забавы», «Праздник Непослушания», «День варенья Карлсона!» и т.д.), выбираю и придумываю самые смешные игры, эстафеты. Использую для аттракционов различное оборудование: зеркала, ласты, тазики, ведра, воздушные шарики, веники, клоунские носы, платки и многое другое. Люблю наряжаться в различные костюмы и играть роли смешных героев, особенно нравится роль Карлсона! Традицией нашего детского сада стало проведение спортивных мероприятий для сотрудников ДОУ, в которых они с огромным удовольствием принимают участие: «А, ну-ка, девушки!», «Праздник-безобразник», «Олимпийский резерв!», «В здоровом теле, здоровый дух!» и другие.

Дополнительные занятия на тренажерах В 2006 году мной разработана Программа дополнительного физического образования в детском дошкольном образовательном учреждении для детей 4-7 лет «КРЕПЫШ». Цель: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, содействие гармоничному физическому развитию и закаливанию организма, через занятия на тренажерах. На этих занятиях использую, веселые присказки, например: «Раз, два, три, как лягушка замри» - при переходе от одного тренажера к другому; «Кручу, верчу, Сашу уронить хочу!» - упражнения на диске здоровья; «Прыг-скок, обвалился потолок…» - прыжки на батуте; «Аты-баты-шли солдаты…» - ходьба по беговой дорожке. В конце занятий на тренажерах так же, как на гимнастике и непосредственно образовательной деятельности, использую методы здоровьесберегающих технологий.

3. Организация взаимодействия со специалистами ДОУ
Моя работа построена на системе взаимодействия со специалистами детского сада: воспитателями и музыкальными руководителями. Для повышения валеологической грамотности педагогов в вопросах здоровьесберегающих технологий провожу для них консультации, семинары-практикумы, мастер-классы. Рекомендую педагогам использовать в своей работе подобранный мной материал по смехотерапии и музыкотерапии (картотеки подвижных и спортивных игр, утренних гимнастик, физминуток и т.д.), даю советы по оформлению спортивных уголков, оказываю помощь в изготовлении нестандартного оборудования, размещаю информацию на сайтах. Привлекаю педагогов к участию в городских спортивно-массовых мероприятиях и мероприятиях проводимых в ДОУ. Традицией стало проведение спортивных развлечений для сотрудников («В здоровом теле здоровый дух!», «Веселые старты», «Праздник-безобразник» и т.д.). Выполняю рекомендации медицинской сестры, психологов, логопеда по организации индивидуальной работы с категорией детей, требующих особого внимания.
4. Организация взаимодействия с семьями воспитанников
Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников. Провожу анкетирование, размещаю информацию на сайтах, на стендах в группах; выкладываю буклеты и памятки; на родительских собраниях знакомлю родителей с новинками здоровьесберегающих технологий; провожу индивидуальные беседы, консультации по запросам. Во время проведения Дня открытых дверей, у родителей есть возможность ближе познакомиться с физкультурно-оздоровительной работой, с видами здоровьесберегающих технологий используемых в ДОУ, в том числе смехотерапией и музыкотерапией. Родители являются активными участниками городских спортивно-массовых мероприятий (городские Дни Здоровья, «Семейные старты») и мероприятий ДОУ. В данных мероприятиях участие принимают не только родители, но и бабушки, дедушки, старшие сестры и братья. Совместное творчество с детьми заряжает семью положительными эмоциями на длительное время.
5. Результативность и перспектива
В качестве основного метода, позволяющего оценить эмоциональное состояние ребенка, использую наблюдение. В течение учебного года выборочно на детях старшего дошкольного возраста провожу тестирование «Индикатор настроений». После сравнительного анализа по выявлению эмоционального состояния детей в начале и в конце непосредственно образовательной деятельности по физической культуре (дети определяют свое настроение с помощью цветных шариков: красный – отличное, синий – плохое), сделала вывод: проводимые нами мероприятия по оздоровлению детей, обеспечению их эмоционального благополучия, совершенствованию физического и психического развития с помощью использования смехотерапии и музыкотерапии являются эффективными. Индекс здоровья детей увеличился на 2% по сравнению с 2013-2014 учебным годом.
О результатах работы можно судить, по: отзывам родителей и коллег, количеству присутствующих родителей на спортивных праздниках, спортивным достижениям воспитанников, увеличению количества детей на утренней гимнастике. От использования смехотерапии и музыкотерапии в работе у детей улучшается настроение, дети становятся добрее, умеют шутить, веселиться, снимается внутренне напряжение, восстанавливается гармоничная работа всего организма, дети получают «гормоны счастья», радость, удовольствие, увеличиваются жизненные силы, развивается уверенность в себе и чувство юмора, повышается творческая активность. Все это ведет к развитию успешности ребенка в обществе.
Перспектива: продолжать использовать смехотерапию и музыкотерапию в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ, знакомиться с новинками здоровьесберегающих технологий, внедрять их в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ, продолжать вести просветительскую деятельность по данному вопросу среди педагогов и родителей.

Список литературы
1. Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г., Сергиенко Н.Н. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. (Здоровый малыш).
2. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Л.Н. Комиссарова Л.Н. и др. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
3. Крусева Т.О. Справочник инструктора по физической культуре в детских дошкольных учреждениях. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 253 с.
4. Лямина Е. В. Методическая разработка: «Основные составляющие здорового образа жизни детей дошкольного возраста» (консультация для родителей) –Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников, 2015 – № 27
5. Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно-методические материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры. – Волгоград: Учитель, 2007. – 238 с.
6. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 176 с.
7. Умярова Р.С. Смехотерапия. – Московский психотерапевтический журнал, 2008 - №1
8. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 128 с.
9. Широкова Г.А. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/Д: Феникс, 209. – 222 с. – (Мир вашего ребенка).
10. Интернет-ресурс.

Рекомендуем посмотреть:

Общеразвивающие упражнения под музыкальную дорожку для детей 5-7 лет Показатели физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста Дыхательная гимнастика в детском саду Лыжная подготовка в детском саду
Смехотерапия для детей. Упражнения | Сценарий спортивного праздника совместно с родителями в средней группе детского сада "Синий, красный, голубой..."
Опубликовано: 3213 дня назад (29 января 2016)
Просмотров: 1929
Рубрика: Портфолио
+2
Голосов: 2
Ксения Петровна Куприна # 8 февраля 2016 в 18:32 0
Спасибо большое за то что делитесь своим опытом. материал написан доступно и развернуто