Из опыта работы инструктора по физической культуре ДОУ
Тема: «Смехотерапия и музыкотерапия в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ»
Составила: Варенцова Марина Владиславовна - инструктор по физической культуре МАДОУ д/с №39 города Тюмени
Данное концептуальное изложение педагогического опыта будет интересно и полезно инструкторам по физической культуре ДОУ.
Содержание
1.Актуальность и новизна педагогического опыта
*Цель и задачи
2.Раскрытие путей реализации представленного опыта
3.Организация взаимодействия со специалистами ДОУ
4.Организация взаимодействия с семьями воспитанников
5.Результативность и перспектива
6.Литература
«Человек – высшее творение природы, но для того, чтобы наслаждаться её сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию – быть здоровым». А.А. Лесков
Актуальность и новизна педагогического опыта
Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это качество приспособления организма к условиям внешней среды и итог процесса взаимодействия внешних и внутренних факторов.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (глава 4, статья 41 «Охрана здоровья обучающихся»; глава 7, статья 64 «Дошкольное образование») здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания. Поэтому перед каждым педагогом возникают вопросы: как организовать деятельность дошкольников на занятии, чтобы дать каждому ребенку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья; как развивать интерес к занятиям физкультурой; потребность в здоровом образе жизни?
Здоровый ребенок – это, прежде всего, веселый и радостный ребёнок, который создает вокруг себя атмосферу счастья и прекрасного настроения. Дошкольные образовательные учреждения постоянно осваивают комплексы мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Этот комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии». Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и врача. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги стремятся сделать счастливым детство каждого ребенка.
Исходя из важности этой проблемы, нами была поставлена
цель: сохранение и укрепление здоровья дошкольников с помощью смехотерапии и музыкотерапии в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ.
Задачи:
* создание оптимальных условий для охраны здоровья детей, совершенствование их физического и психического развития, обеспечение их эмоционального благополучия;
* формирование основ валеологической грамотности у педагогов ДОУ через знакомство с разновидностями здоровьесберегающих технологий;
* формирование у родителей культуры здоровья.
Мы все любим порой посмеяться, но мало кто из нас задумывался о настоящей пользе смеха. Еще 2000 лет назад Гиппократ отмечал в одном из своих сочинений пользу смеха и рассматривал его как лечебное средство. Лев Толстой утверждал, что «смех рождает бодрость», а Максим Горький писал, что «умный смех — превосходный возбудитель энергии». Несколько веков назад живший в Париже доктор Галли Матье практиковал лечение при помощи не только лекарств, но и шуток, забавных рассказов и веселых песен. Как правило, его пациенты выздоравливали быстрее, чем у других врачей. Идея о том, что смех можно использовать в медицинских целях, в начале 70-х годов пришла в голову американскому журналисту Норманну Казинсу «человеку, рассмешившему смерть». С этого момента смехотерапия стала стремительно развиваться как в Америке, так и в Западной Европе, а сейчас становится популярной и в России.
Наука о смехе —
геотология — утверждает, что смех положительно влияет на физиологию человека: повышает иммунитет, активизирует деятельность легких, увеличивает поступление кислорода в кровь и улучшает выведение мокроты, укрепляет сердце, снижает кровяное давление и уменьшает риск образования холестериновых бляшек, способствует выведению шлаков и токсинов, тренирует мышцы пресса, улучшает работу кишечника,
улучшает состояние кожи, тонизирует мышцы лица, способствует уменьшению головных болей и болевых ощущений в теле, уменьшает стресс, улучшает настроение, помогает быть уверенным в себе.
Корни возникновения музыкотерапии как метода лечения уходят в глубокую древность и непосредственно связаны с историей народной медицины. В 1899 году американский невропатолог Джеймс Л. Корнинг впервые провел исследования оздоровительного воздействия музыки на организм человека и пришел к выводу, что звучание музыкальных произведений повышает работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. При выполнении упражнений с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. В России, первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце XIX начале XX столетия. Под руководством В.М. Бехтерева в 1913 г. в России было основано «Общество для определения лечебно-воспитательного значения музыки и гигиены». «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка — целитель здоровья» (В.М. Бехтерев).
Правильно подобранная музыка способна полностью изменить душевное и физическое состояние, как взрослого человека, так и ребенка. Мелодии, которые нравятся детям, улучшают их настроение и избавляют от негативных эмоций, настраивают на позитивный лад, способствуют раскрепощению, некоторые перестают стесняться в процессе танцев под веселую музыку. «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них» (В.Г. Белинский). Кроме того, танцевальная музыка стимулирует двигательную активность, что особенно полезно для детей с различными нарушениями физического развития.
Исследования великобританских физиологов показали, что физические упражнения под любимые мелодии и песни выполнять гораздо легче, музыкальное сопровождение повышает выносливость тела на 15% и помогает получить значительно больше удовольствия от спорта.
Музыка, сопровождая утреннюю гимнастику и физкультурные занятия, активизирует детей, значительно повышает качество выполняемых ими упражнений, организует коллектив.
Достоинства смехотерапии и музыкотерапии:
*абсолютная безвредность;
*легкость и простота применения;
*укрепление общего физического и психического здоровья детей;
*возможность контроля (тесты, блиц-опросы детей).
Раскрытие путей реализации представленного опыта
Реализуя поставленные перед нами цель и задачи, мы внедряем в образовательный процесс детского сада здоровьесберегающие технологии. Особое внимание уделяем таким как, смехотерапия и музыкотерапия. Используя данные технологии, мы не ставим целью проведение специальных коррекционных занятий, а используем данные технологии для обеспечения эмоционального благополучия детей, совершенствования их физического и психического развития.
Смехотерапия и музыкотерапия используются:
Утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением (фонограммы музыкальных произведений, детских песен; музыка из кинофильмов и мультфильмов) проводится ежедневно по составленному графику в универсальном зале для детей средних, старших и подготовительных групп, для детей младших групп - в группах. В теплое время года утренние гимнастики проводятся на улице. Комплексы утренних гимнастик составлены на год, опираясь на книгу Л.И. Пензулаевой «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста». Первые две недели месяца ОРУ без предметов, последние две недели месяца с предметами (малые мячи, платочки, ленточки, кубики, плоские кольца и т.д.), чтобы вызвать интерес у детей. Каждые две недели меняется музыкальное сопровождение. В конце гимнастики включаю разные виды здоровьесберегающих технологий.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми по физической культуре проводится в соответствии с Общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой), по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно - игровые, интегрированные, оздоровительные). Подбираю игры, упражнения, с помощью которых дети выражают положительные эмоции (радость, интерес, веселье). На каждом занятии используются здоровьесберегающие технологии по плану педагога.
Активный отдых (физкультурные праздники и развлечения, «День здоровья»). Спортивные досуги для детей, родителей и сотрудников ДОУ проводятся по плану специалиста.
Дополнительные занятия на тренажерах. В 2006 году мной разработана Программа дополнительного физического образования в детском дошкольном образовательном учреждении для детей 4-7 лет «КРЕПЫШ». Цель: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, содействие гармоничному физическому развитию и закаливанию организма, через занятия на тренажерах. Занятия проводятся по составленному графику в вечернее время для детей 4-7 лет.
Физкультминутки проводятся в качестве профилактики утомления, привлечения внимания, успокоения после активной деятельности.
Подвижные, спортивные, хороводные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке (малой, со средней степенью подвижности). Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
Релаксация учит детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело.
Гимнастика для глаз способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения.
Артикуляционная гимнастика. Помогает преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. Упражнения для артикуляционной гимнастики рекомендует логопед.
Пальчиковая гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
Элементы самомассажа. Воздействие на кожу с помощью массажа улучшает энергетический баланс, стимулирует или успокаивает вегетативную нервную систему, усиливает артериальное кровоснабжение, уменьшает боль, снижает нервное и мышечное напряжение.
Организация взаимодействия со специалистами ДОУ
*взаимопосещение занятий;
*размещение информации на сайте;
*семинары-практикумы;
*педсоветы;
*консультации, беседы;
*приобщение к участию в спортивных мероприятиях.
Моя работа построена на системе взаимодействия со специалистами детского сада: воспитателями и музыкальными руководителями. Для повышения валеологической грамотности педагогов в вопросах здоровьесберегающих технологий провожу для них консультации, семинары-практикумы, мастер-классы, рекомендую подобранный мной материал для проведения двигательной активности в группе (советы по оформлению спортивных уголков, помощь в изготовлении нестандартного оборудования, картотеки подвижных и спортивных игр, утренних гимнастик, физминуток и т.д.), размещаю информацию на сайтах: dsad-39, tmndetsad,
/users/Marisha67. Привлекаю педагогов к участию в городских спортивно-массовых мероприятиях и мероприятиях проводимых в ДОУ. Традицией стало проведение спортивных развлечений для сотрудников (Дни здоровья, Олимпиады, Веселые старты и т.д.). Выполняю рекомендации медицинской сестры, психологов, логопеда по организации индивидуальной работы с категорией детей, требующих особого внимания.
Организация взаимодействия с семьями воспитанников
*презентация новинок на родительских собраниях;
*буклеты, памятки;
*Дни открытых дверей;
*анкетирование;
*информационные стенды;
*консультации, беседы по запросам;
*приобщение к участию в спортивных мероприятиях.
Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой) подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания и необходимость развития ответственных и плодотворных отношений с семьями воспитанников.
Провожу анкетирование, размещаю информацию на сайтах:
http://dsad-39.ru/,
/users/Marisha67, на стендах в группах; выкладываю буклеты и памятки; на родительских собраниях знакомлю родителей с новинками здоровьесберегающих технологий; провожу индивидуальные беседы, консультации по запросам. Во время проведения Дня открытых дверей, у родителей есть возможность ближе познакомиться с физкультурно-оздоровительной работой, с видами здоровьесберегающих технологий используемых в ДОУ, в том числе и смехотерапией и музыкотерапией. Родители являются активными участниками городских спортивно-массовых мероприятий (городские Дни Здоровья, «Семейные старты») и мероприятий ДОУ. В данных мероприятиях участие принимают не только родители, но и бабушки, дедушки, старшие сестры и братья. Совместное творчество с детьми заряжает семью положительными эмоциями на длительное время.
Результативность и перспектива
Для оценки результативности своей работы я провела анкетирование родителей и блиц-опрос детей старшего дошкольного возраста. Проведя анализ, сделала вывод об эффективности проводимых нами мероприятий по оздоровлению детей, обеспечения их эмоционального благополучия, совершенствования физического и психического развития. О результатах работы можно судить по: отзывам родителей и коллег, количеству присутствующих родителей на спортивных праздниках, спортивным достижениям воспитанников, увеличению количества детей на утренней гимнастике. Индекс здоровья детей увеличился на 2% по сравнению с 2013-2014 учебным годом.
Перспектива:продолжать использовать смехотерапию и музыкотерапию в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ, знакомиться с новинками здоровьесберегающих технологий и внедрять их в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ, продолжать вести просветительскую деятельность по данному вопросу среди педагогов и родителей.
Список литературы
1. Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г., Сергиенко Н.Н. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет: Планирование и конспекты. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. (Здоровый малыш).
2. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Л.Н. Комиссарова Л.Н. и др. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 1989. – 270 с.
3. Крусева Т.О. Справочник инструктора по физической культуре в детских дошкольных учреждениях. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 253 с.
4. Лямина Е. В. Методическая разработка: «Основные составляющие здорового образа жизни детей дошкольного возраста» (консультация для родителей) –Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников, 2015 – № 27
5. Литвинова О.М. Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно-методические материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры. – Волгоград: Учитель, 2007. – 238 с.
6. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: из опыта работы. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 176 с.
7. Умярова Р.С. Смехотерапия. – Московский психотерапевтический журнал, 2008 - №1
8. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 128 с.
9. Широкова Г.А. Оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/Д: Феникс, 209. – 222 с. – (Мир вашего ребенка).
10. Интернет-ресурс.
Рекомендуем посмотреть:
Общеразвивающие упражнения под музыкальную дорожку для детей 5-7 лет
Показатели физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста
Дыхательная гимнастика в детском саду
Лыжная подготовка в детском саду