Сценарий досуговой программы для детей подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Какая разная мама»
Автор: Маркова Клара Дильмухамедовна, учитель-логопед МДОБУ «Детский сад № 5 «Аистёнок» комбинированного вида» город Волхов, Ленинградская область.
Описание работы. Сценарий досуговой программы по теме «Какая разная мама» написан для детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (III, IV уровни). Материал рассчитан на заключительный этап коррекционного обучения. Это один из сценариев по проекту, направленному на формирование эмоциональной лексики. Материал будет интересен для логопедов, воспитателей, музыкальных руководителей, педагогов - психологов.
Образовательная область: речевое развитие
Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное развитие.
Цель:активизация эмоциональной лексики.
Задачи:
Коррекционно – воспитательные. Развивать способность понимать свои чувства и чувства самого близкого человека – мамы. Развивать внимание, способность к сопереживанию.
Коррекционно – образовательные. Готовить детей с общим недоразвитием речи к усвоению эмоциональной лексики. Активизировать эмоциональную лексику. Учить подбирать синонимы и антонимы к словам: весёлая, грустная, грозная, испуганная, удивлённая.
Коррекционно – развивающие. Готовить детей с общим недоразвитием речи к развёрнутому изложению мыслей.
Подготовительная работа. Игры с мячом на подбор синонимов и антонимов к словам: весёлая, грустная, удивлённая, грозная, испуганная. Помощь родителям и детям в подготовке выразительного прочтения текстов.
Оборудование.
1. Пять кукол по базовым эмоциям: Веселина, Несмеяна, Боязлина, Изумлина, Злинка.
Краткое описание. Куклы ориентированы на средний рост старшего дошкольника. Мимика кукол выражает 5 базовых эмоций, которые понятны детям старшего возраста: радость, грусть, испуг, злость, удивление.
Каждая эмоция ассоциируется с определённым цветом: радость – синий цвет; грусть - салатовый цвет; злость – красный; испуг – оранжевый; удивление – бирюзовый (данные
Ч.А. Измайлова). Эти данные использованы в выборе цвета сарафанов для кукол.
Если в группе больше мальчиков, можно использовать футболки с эмоциями:
2. Мультимедийная установка с подбором картинок на эмоции.
3. Атрибуты к играм. Кубик эмоций; картинки с разными эмоциями.
Ожидаемый результат. Особая атмосфера на празднике мам: нежная, искренняя, трогательная. Расширение диапазона эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи. Интонационная выразительность речи. Адекватное понимание эмоциональных состояний. Благоприятное воздействие на общение в целом. Формирование базовых понятий личности.
Место проведения: музыкальный зал.
Оформление зала: на центральной стене изображен весенний пейзаж. Фоновая заставка на экране о маме.
Участники композиции: дети подготовительной группы, родители, педагоги.
Ход. Дети с мамами под музыку заходят в зал и садятся рядом.
1 блок: «Настроение мамы».
Ребёнок:
Моя мама, как весна!
То, как солнце засмеется.
То, как легкий ветерок
Головы моей коснется.
То рассердится слегка,
Будто тучка набежала…
Логопед. Настроение мамы бывает самое разное.
Композиция «Какая разная мама». Слайд 1. Радостная мама.
Кукла Веселина. Мимика: брови и лоб спокойные, уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.
Веселина громко и весело произносит текст:
- Мама бывает такая заводная и стремительная! Она печёт пироги, покупает всякие сласти, и мы ими угощаемся. Моя сладкая мамочка! Она хохочет и шалит…Моя весёлая мамочка!
Какая мама по настроению? (Радостная)
Игра «Скажи по – другому». Кукла Веселина предлагает детям назвать синонимы к слову «радостная».
Синонимы: весёлая, ликующая, торжествующая.
Игра « Кто больше подберёт слов?».
Веселина предлагает подобрать антонимы к слову «весёлая». У детей полоски бумаги салатового цвета (грусть – салатовый цвет). Дети выкладывают полоски в том количестве, сколько названо слов антонимов к слову «весёлая».
Антонимы: грустная, мрачная, печальная, скучная, угрюмая, унылая, тоскливая.
Слайд 2. Удивлённая мама.
Кукла Изумлина. Мимика: брови высоко подняты, рот раскрыт.
Изумлина произносит текст с интонацией удивления.
- Мама сразу делает столько дел! Бывает, она светится, как солнышко. На ней нарядное платье, в ушах серёжки. Моя прекрасная мамочка! И ещё она бывает такая душистая. От неё пахнет ванилью, розой или жасмином. Мне так хорошо рядом с ней, когда я вдыхаю запах её духов. Мамочка – это цветок!
Какая по настроению мама? Удивлённая.
Игра «Я начну, а ты продолжи». Кукла Изумлина предлагает детям продолжить подбор слов, близких по значению: «Мама удивлённая. Ещё какая?» Синонимы: изумлённая, поражённая, ошеломлённая.
Игра «Какая маска получилась»
Кукла Изумлина делит детей на 2 группы и предлагает детям составить графические изображения лиц с помощью заранее подготовленных деталей (овал лица, брови, глаза, нос, губы). Одна команда составляет эмоцию радости, другая команда составляет эмоцию удивления. Кукла Изумлинка произносит реплики якобы от лица масок, а ребята должны определить, какая маска говорит.
Слайд 3. Грустная мама
Кукла Несмеяна. Мимика: брови опущены и сведены, уголки губ опущены
Несмеяна говорит текст с грустной интонацией.
- Мама бывает такая печальная. Она грустит, и вокруг становится пасмурно. Я сижу тихонько и не шалю. Моя мама как облачко…Она бывает такая загадочная, задумчивая и рассеянная. И тогда мне кажется, что она прилетела из другой галактики. Моя таинственная мамочка.
Какая мама по настроению? Грустная.
Игра «Скажи по – другому». Синонимы: печальная, унылая, скучная, угрюмая, тоскливая, мрачная.
Игра «Чей голос?». Детям предлагают отвернуться, три куклы ( Веселина, Изумлина, Несмеяна), меняя голос, произносят фразу: «Мамочка, я тебя люблю», а дети определяют, чей это голос.
Слайд 4. Грозная мама.
Кукла Злина. Мимика: брови опущены и сведены, между бровями складки, уголки губ опущены.
Злина говорит текст с грозной интонацией
- Мама бывает такая грозная, в её глазах сверкают молнии. Она налетает, как ветер, и всё летит кувырком. И мне хочется затаиться, словно маленькой букашке. Моя сердитая мамочка.
Какая по настроению мама? (Грозная)
Назовите слова, близкие по значению. (Свирепая, лютая, жестокая, злая).
Игра «Кубик эмоций».
Кукла Злина бросает кубик, на каждой грани которого изображено лицо, выражающее какое – либо эмоциональное состояние (радость, грусть, испуг, злость, удивление). Дети изображают соответствующую эмоцию и говорят фразу маме: « Моя мама – самая лучшая мама на свете» с соответствующей интонацией. Тот, кто удачнее других выполнит задание, бросает кубик следующим.
Слайд 5. Испуганная мама.
Кукла Боязлина. Мимика: внутренние уголки бровей подняты вверх, рот раскрыт.
Боязлина говорит текст испуганно:
- Моя мама бывает так занята. Она сидит за столом и её нельзя беспокоить. Она закрывается у себя в комнате: пишет, считает, размышляет. Моя занятая мамочка. И мне бывает одному страшно и одиноко. Я замолкаю надолго. И тогда из–за двери показывается испуганная мама и ищет меня глазами…
Какая по настроению мама? Испуганная.
Назовите слова, близкие по значению. (Напуганная, перепуганная).
Игра «Угадай мелодию». Боязлина раздаёт детям картинки с пятью базовыми эмоциями (радости, грусти, злости, страха, удивления). Дети прослушивают мелодию, характерную для определённого настроения. В процессе прослушивания выходят дети с соответствующей картинкой. Дети называют эмоцию. Далее дети двигаются под музыку, стараясь передать характер мелодии в движениях.
Кукла Веселинка весело и громко
- Мама бывает такая музыкальная! Она поёт песенки, а я ей подпеваю. Мы танцуем, и нам так хорошо. У нас настоящий праздник! Мамочка – это песня!
Слайд 6. Музыкальная мама.
Танец (на усмотрение музыкального руководителя)
Рекомендуем посмотреть:
Праздничный концерт к 8 марта в подготовительной группе. Сценарий
Конспект занятия, посвященный празднику 8 марта. Подготовительная группа
Сценарий праздника к 8 марта. Подготовительная группа
Сценарий праздника 8 марта. Старшая и подготовительная группа
Похожие статьи:
Сценарий театрализованного представления на 8 марта в подготовительной группе
Сценарии к 8 марта для детей подготовительной группы
Сценарии к 8 марта для детей старшей группы
Посиделки к 8 марта в подготовительной группе в детском саду
Сюжетно - ролевая игра к 8 марта в старшей группе детского сада