Сценарий спортивного досуга для дошкольников к празднику 1 апреля.
Досуг для детей подготовительной группы «Праздник - проказник» (с элементами фольклора)
Автор: Мельникова Валентина Николаевна, воспитатель, город Москва, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание материала: В преддверии праздника «1 апреля», хочу предложить вашему вниманию, дорогие коллеги, досуг, который рекомендуется проводить в музыкальном зале. Данный материал будет полезен музыкальным работникам, воспитателям, родителям с целью приобщения детей и взрослых к русской традиционной культуре, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Историческая справка: В народе 1 апреля называли днем Дарьи Грязной, Дарьи Попловихи, пролубницей, грязнопрудом. Дарью прозвали грязной по той причине, что активное таяние снега в это время вызывает размытие дорог, дворов, полей вешними водами. Считалось, что Дарья Грязная марала в грязь только плохих людей, у которых были злые мысли. Именно в апреле природа по-настоящему оживала: начинала цвести верба, мать-и-мачеха, цвел орешник, начиналось сокодвижение. В древности говорили, что 1 апреля просыпается домовой. Для того чтобы задобрить духа и поднять ему настроение, люди готовили всяческие угощения – молоко, кашу, вино. Девушки старались подшутить над большим количеством народа, поскольку считалось, что тогда им женихи врать не будут. Кроме того, старались 1 апреля не ругаться, а, напротив, забавляться шутками и прибаутками. Кстати, интересно, что многие видят в этом корни современного праздника. 1 апреля – Дня смеха, поскольку о домовом сегодня не вспоминают, а вот, шутить продолжают из года в год.
Народные приметы на 1 апреля:
• Теплый и ясный день – сухое и ветреное лето.
• Дождь на Дарью – примета того, что летом засухи не будет.
• Залежалый снег – гнилое лето, урожай будет плохим.
• Талые воды журчат 1 апреля – будет хороший укос травы.
• Верба зацвела 1 апреля – ульи пора открывать.
• Ранняя весна – половодья жди.
• На дорогах вытаивает навоз – примета того, что будет хороший урожай.
• Верба цветет 1 апреля – пора пчел выставлять.
• Ночью звезд не видно – погода в ближайшее время будет теплой.
• Какая погода на 1 апреля – таким и октябрь будет.
Цель: расширение и уточнение представлений детей о празднике – 1 апреля; создание новых традиций, привлечение воспитанников к активной творческой и познавательной деятельности.
Задачи:
• Обогатить активный и пассивный словарь детей народными загадками, поговорками, скороговорками, новыми словами;
• Развивать связную монологическую и диалогическую речь, коммуникативные умения при помощи народных игр;
• Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке;
• Воспитывать бережное отношение к народным традициям, обычаям, гостеприимству, интересу к русскому фольклору.
Предварительная работа:
Разучивание стихов, игр, песен, танцев. Подготовка костюмов, атрибутов, оборудования. Показ иллюстрации с изображением праздника, беседа об истории и сути праздника.
Действующие лица:
• Хозяюшка Дарья
(ведущий – взрослый);
• Дедушка Домовой
(ведущий – взрослый);
• Клоун Прошка
(ведущий – ребенок);
• Скоморох Тимошка
(ведущий – ребенок);
• Жюри
(назначаются из присутствующих родителей, по желанию – 3 человека).
Ход досуга:
(под русскую народную музыку «Барыня» дети в народных костюмах входят в зал, и встают по центру зала полукругом, их встречает хозяюшка Дарья).
Хозяюшка Дарья:
Скорее входите, желанные гости,
Все ваши заботы у входа забудьте!
Пусть всюду мелькают счастливые лица,
Пусть каждый сегодня здесь веселится.
(Под русскую народную музыку в зал входит дедушка Домовой, клоун Прошка, скоморох Тимошка).
Дедушка Домовой:
Поздравляю с праздником,
«Праздником-проказником»!
Никому не надоели
Шутки первого апреля,
А скорей наоборот -
Посмеяться рад народ!
Отмечаем праздник смеха.
Час потехи, день потехи!
Словно целый белый свет
Съел смешинку на обед!
Клоун Прошка:
Здравствуйте, детишки.
Девчонки и мальчишки!
Я пришел вам сказать:
- Можно праздник начинать!
Скоморох Тимошка:
Ищите улыбку, цените улыбку,
Дарите улыбку друзьям,
Любите улыбку, храните улыбку,
Нам жить без улыбки нельзя!
Дедушка Домовой: Ох, детушки, проснулся я после зимы не в духе, в плохом настроении! Хочу, чтоб вы меня позабавили, да порадовали! А я вместе с вами повеселюсь, потренируюсь, косточки свои разомну!
Клоун Прошка:
Всех вас без исключения
Ждут сегодня приключения!
Будем в игры играть,
Будем петь, да плясать.
Скоморох Тимошка:
Нам живется лучше всех,
Потому что с нами смех!
С ним нигде не расстаемся,
Где б мы ни были - смеемся!
(Дети садятся на стулья друг против друга)
Хозяюшка Дарья: - Дорогие дети, предлагаю вам придумать названия вашим командам!
(Дети предлагают различные названия)
Дети придумали названия для своих команд:
• Команда «Клоуны »
• Команда «Скоморохи»
Конкурс № 1
(конкурс № 1 проводит дедушка Домовой)
Дедушка Домовой: - Ну, что, начнем, дорогие ребята! Вот и первое задание. Приготовил я для вас сюрпризы-загадки. За каждую отгадку команда получает 1 балл. Послушайте:
1. Купи, не жалей,
Будет ехать веселей
(колокольчик).
2. Ежегодно приходят к нам гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет
(времена года).
3. Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит
(петух).
4. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголек,
Кашу сварит…
(чугунок).
5. Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает
(дерево).
6. Летом спит, зимой горит.
Пасть открывает,
Что дают – глотает
(печь).
7. Дяденька смеется,
На нем шубонька трясется
(кисель).
8. Бьют Ермилку
Что есть сил по затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет
(гвоздь).
9. Стоят кони на приколе,
Не пьют, не едят,
А веселые стоят
(окна).
10. Где вода столбом стоит,
А не проливается?
(в колодце).
11. К реке идут - поют,
Назад идут - плачут
(ведра).
12. Красное коромысло
Через реку повисло
(радуга).
(Подводятся итоги первого конкурса, дети в это время играют в русскую народную игру-развлечение «Ручеек» под музыку, затем объявляется результат)
Хозяюшка Дарья: - А теперь мы с вами развлечемся, поиграем в игру, которая называется «Ручеек». Мальчик выбирает себе в пару девочку.
Русская народная игра-развлечение «Ручеек»
(русскую народную игру-развлечение «Ручеек» проводит хозяюшка Дарья)
Ручеек, ручеек,
Как ты к нам,
Пробраться смог?
- Я лишь весело журчал,
- И ни капли не ворчал (Автор: Ирис Ревю)
Цель: развитие ловкости, гибкости, подвижности, коммуникативных способностей, образного мышления, фантазии.
Описание: В игре может участвовать неограниченное количество человек, взятое произвольно, главное, чтобы их число было нечетным (от 11 до 25).
Ход игры: Играть в эту игру лучше под веселую музыку. Все дети, разобравшись по парам, строятся в одну колонну, повернувшись в затылок друг другу, взявшись за руки и подняв их высоко у себя над головами, образуя тем самым как бы импровизированную арку. Один оставшийся игрок и будет «ручейком». Он встает, повернувшись лицом к колонне, а затем, наклонившись немного, идет вперед внутри так называемой арки и выбирает одного из участников, взяв за руку и уводя за собой.
Новая игровая пара встает позади колонны, становясь последней, а игрок, оставшийся при этом без пары, идет к самому началу шеренги и проделывает тот же самый путь, что и предыдущий участник, выбирая себе пару и уводя ее бегом вслед за собой. Игру желательно проводить в быстром темпе, так веселее
(только представьте, что только вас выбрали, и вы встали, сцепив руки в новой паре, как вас опять выбирают еще раз и снова тянут в ручеек). Игра может продолжаться бесконечно долго до тех пор, пока не надоест ребятам.
(Во время игры жюри подводит итоги первого конкурса, а затем объявляет результаты, ведущий записывает их на табло).
Конкурс № 2
(конкурс № 2 проводит дедушка Домовой)
Дедушка Домовой: - Наши веселые соревнования продолжаются! Следующее задание называется «Весна пришла». Та команда, которая первая приходит к финишу получает 3 балла.
Конкурс-игра «Весна пришла!»
Цель: развитие быстроты, ловкости, совершенствование ориентировки в пространстве, упражнение в беге.
Описание: В этом конкурсе принимают участие две команды с равным количеством игроков. Для каждой из команд заранее приготовлен комплект зимней одежды - куртка, длинный шарф, шапка, варежки, сапожки
(предметов по числу участников этого конкурса). Участники конкурса одевают на себя по одному предмету, и встают друг за другом. У противоположной от команд стены, ставятся два стула.
Ход игры: Ведущий дается сигнал - хлопок, включается музыка. Задача игроков - добежать до стула, снять предмет одежды, аккуратно его повесить
(сложить), прибежать обратно, коснуться рукой следующего игрока, продолжить до последнего игрока. Кто быстрее снял всю зимнюю одежду и вернулся к началу старта - считается победителем!
(Подводятся итоги второго конкурса, дети в это время играют в игру «Дедушка Рожок», затем объявляется результат).
Скоморох Тимошка: - Это я, скоморох Тимошка! Хочу ребята, позабавить вас немножко, поиграть с вами в русскую народную игру.
Русская народная игра «Дедушка Рожок»
(русскую народную игру «Дедушка Рожок» проводит скоморох Тимошка)
По божьей росе,
По поповой полосе
Там шишки, орешки,
Медок, сахарок
Поди вон, дедушка Рожок! (русская народная считалочка).
Цель: развитие быстроты, ловкости, глазомера, совершенствование ориентировки в пространстве, упражнение в беге.
Описание: Играющие делятся на две равные группы и занимают места на противоположных сторонах площадки, где линией отмечены их дома. Для игры выбирают водящего и называют его «дедушка-рожок». Дом его находится в стороне.
Ход игры: Водящий громко говорит: «Кто меня боится?» Игроки ему отвечают: «Никто!» - и тотчас же перебегают из одного дома в другой через все поле. Бегут и поддразнивают водящего:
Ах ты, дедушка Рожок,
На плече дыру прожег!
Ах ты, дедушка-Рожок,
Съешь с горошком пирожок!
Водящий выбегает из своего дома и старается «осалить» игроков. Кого он «осалил», вместе с ним ловят других детей. Как только играющие перебегут из дома в дом, и водящий займет свое место, игра возобновляется. Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре непойманных играющих.
(Во время игры члены жюри подводят итог второго конкурса и объявляют результаты, ведущий записывает их на табло).
Конкурс № 3
(конкурс № 3 проводит хозяюшка Дарья)
Хозяюшка Дарья: - А теперь я объявляю третий конкурс – я начинаю – вы, дорогие ребята, продолжаете пословицы, посвященные Апрелю!
• Первое апреля – никому ...
(не верю).
• Хорошо смеется тот, кто смеется ...
(последним).
• Шутка – минутка, а заряжает на ...
(час).
• 1 Апреля – День ...
(Смеха).
• Не шути с огнем – ...
(обожжешься).
• Умей шутить, умей и ...
(отшучиваться).
• Где смеются, там и ...
(плачут).
• Шуток не шутит и дела ...
(не делает).
• Смешно чудаку, что рот ...
(набоку).
• Иногда шутки до добра ...
(не доводят).
• Ему смешинка в рот ...
(попала).
• Шутка — шуткой, а дело –...
(делом).
• Смех до плача ...
.доводит).
• Живи не скупись, с друзьями ...
(веселись).
• За шутку не сердись, а в обиду ...
(не давайся).
• Мешай дело с бездельем, проводи время...
(с весельем).
(Подводятся итоги третьего конкурса, затем объявляется результат).
Дедушка Домовой: - А пока наши судьи подводят итоги конкурса, мы с вами повеселимся – объявляю перепляс!!! Первыми выходит в круг команда «Скоморохи», вторыми – «Клоуны». Кому громче гости будут аплодировать, та команда и выиграла!!
• Под русскую плясовую мелодию «Тимоня» – «Танец скоморохов»
• Под русскую плясовую мелодию «Калинка-малинка» – «Танец клоунов»
- Все весело плясали, в этом задорном переплясе победила дружба!!!
Конкурс № 4
(конкурс № 4 проводит хозяюшка Дарья)
Хозяюшка Дарья: - Объявляю новый конкурс «Скороговорки». Приглашаю по шесть ребят от каждой команды.
(Все скороговорки написаны на листочках. Ребятам предлагается «вытянуть» листок, выбрать себе скороговорку. Взрослый-ведущий читает, ребенок повторяет). Если повторите без ошибки – 2 балла присуждается команде, за каждый ответ!
• Бредут бобры в сыры боры, бобры храбры, а для бобрят добры.
• Брит Клима брат, брит Игнат брат, брат Игнат бородат.
• В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
• Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
• Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
• Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.
• Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
• Батон, буханку, баранку пекарь испек спозаранку.
• Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски.
• Евсей, Евсей, муку просей, а просеешь муку - испеки в печи калачи да мечи на стол горячи.
• Жужжит нaд жимолостью жук, тяжелый нa жуке кожух.
• Из-под Костромщины шли четверы мужчины; говорили они про торги, да про покупки, про крупу, да про подкрупки.
(Подводятся итоги четвертого конкурса, дети в это время играют в игру «Бабка Ежка», затем объявляется результат).Русская народная игра «Бабка Ежка»
(Русскую народную игру проводит клоун-Прошка, под русскую народную музыку)
Клоун Прошка: - А сейчас мы с вами поиграем! Веселая игра называется «Бабка Ежка»! Вставайте в круг, продолжим веселиться – играть!
Цель: развитие у детей умения выполнять движения по сигналу, упражнение в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умение играть в коллективе.
Описание: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий - «Бабка Ежка», в руках у нее «помело». Вокруг бегают дети и дразнят ее:
Бабка Ежка - Костяная Ножка
С печки упала, ногу сломала,
А потом и говорит:
- У меня нога болит.
Пошла она на улицу -
Раздавила курицу.
Пошла на базар –
Раздавила самовар.
Ход игры: «Бабка Ежка» скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется - тот «заколдован» и замирает. «Заколдованный» стоит на месте. Когда «заколдованных» станет много, выбирается другой водящий.
(Во время игры члены жюри подводят итоги четвертого конкурса, и общий счет соревнования, ведущий записывает их на табло).
Хозяюшка Дарья: - Молодцы, дети! А теперь, пока жюри подводит итоги, мы с вами, и родителями заведем веселый хоровод!
(Звучит русская народная мелодия «Порушка…», танцуют все участники спортивного досуга: и взрослые, и дети!)
Затем объявляется команда победителей и проходит награждение!!!
(Награды получают все дети)
Хозяюшка Дарья: - Вот и подошел к концу наш праздник смеха и шуток, но можете дома продолжить шутить. Существует даже народная пословица: «Коли 1 апреля не соврешь, когда еще времечко найдешь?» Так что не теряйте времени, смейтесь!
Тот, кто весел и здоров, целый мир обнять готов,
Для него теплей и ярче, день обычный начат!
Надо с юмором дружить, веселится и шутить,
Быть веселым, не зевать, песни петь и танцевать!
- А теперь всех без исключения ждет вкуснейшее угощенье!
Желаю всем творческих успехов!!!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект развлечения ко Дню смеха для 2 младшей группы
Сценарий развлечения в подготовительной группе на День смеха. Первоапрельская юморина
Сценарий досуга «День смеха» для детей старшей и подготовительной группы
Развлечение на 1 апреля в детском саду в подготовительной группе. Сценарий
Похожие статьи:
Сценарий ко Дню смеха для старших дошкольников
1 апреля - День смеха в детском саду