Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Семейная педагогика

Семейная педагогика. Любовь в семье как моральная ценность.

В современной семье все большее значение приобретает этико-психологический аспект отношений, повышаются требования супругов, детей к друг другу, меняется сам критерий семейного счастья и благополучия. Семья - сугубо интимная группа, следовательно, эмоциональное влечение, привязанность ее членов к Друг другу - ее обязательные характеристики. Любовью в семье связаны все ее члены. Ее «первичной» формой является любовь супругов. Наиболее благоприятный климат для ребенка возникает тогда, когда его рождение - результат естественной потребности и желания двух любящих друг друга людей. Ребенок входит в мир, любимый родителями, как самая большая ценность.
Суть бескорыстной родительской любви тонко подметил поэт Валентин Берестов:
Любили тебя без особых причин:
За то, что ты - внук,
За то, что ты - сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож...
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

Родительская любовь сопровождает человека всю его жизнь, хотя функции ее несколько меняются. В первые годы жизни она обеспечивает собственно жизнь и безопасность ребенка. Нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Но по мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию поддержания и сохранения внутреннего, эмоционального и психического мира ребенка. И хотя лишь в последние десятилетия поведение родителей, их отношения с детьми стали предметом тщательных исследований, ученые единодушны в определении родительской любви: она - источник и гарантия эмоционального благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Родительская любовь может иметь различные отклонения, иногда принимает искаженные формы. В таких случаях говорят о нера­зумной, слепой любви, которая, имея разную природу, означает некую чрезмерность, преувеличенность, содержит, как образно говорит чешский психолог З.Матейчик, «солидную порцию родительского эгоизма». Ценность ребенка в подобных семьях подчеркивается его ролями.
В некоторых семьях «живут для ребенка», он любим, да не просто, а без предела: настоящий «кумир семьи», который ставит свою персону в центр мироздания. Им восторгаются, над ним дрожат, в его поступках находят незаурядность, даже когда он шалит. В нем постоянно открывают новые «таланты», которые демонстрируются знакомым, родственникам, друзьям. Веря в свою исключительность, ребенок растет капризным, своевольным эгоистом, который привыкает брать, ничего не давая взамен. В детском саду он поражает всех своей несамостоятельностью, капризами, неумением общаться со сверстниками.
Разновидность роли «кумир семьи» - «мамино (папино, бабушкино) сокровище» - возникает, когда кто-то из взрослых заявляет о своих исключительных правах на ребенка. Ребенок становится чьим-то «персональным кумиром» в силу нарушения внутрисемейных отношений (например, бабушка игнорируется взрослыми детьми и видит утешение во внуке, мама не находит удовлетворения в супружестве и ищет компенсации в ребенке). Выполняются все желания, капризы ребенка, его одаривают подарками, только бы он любил «свою» маму (бабушку). Мама (бабушка, папа) ревнуют ребенка к другим членам семьи, не в силах представить, что он может еще кого-то любить. Безнравственность такой извращенной любви к своему ребенку не требует доказательств.
Если у ребенка достаточно серьезное заболевание или родители, только опасаясь, что он заболеет, трясутся над ним, выполняют все желания, то он начинает играть роль «болезненный ребенок». Очень скоро он понимает, что всякая болезнь дает ему особые права, и начинает спекулировать создавшимся положением. Чтобы добиться своего, он иногда прибегает к притворству, хитростям; видя волнения и тревогу взрослых по поводу своего здоровья, сам начинает мнительно относиться к нему.
Итак, всякая чрезмерность вредит, даже если это касается любви. А если ее недостает, если ребенок видит мало ласки от своих родителей? К сожалению, такое случается не только в старинных сказках, но и в современных семьях. В этом случае дети выполняют роли, которые подчеркивают их незначительную ценность для родителей.
Вот, например, «ужасный ребенок». Им становится ребенок с какими-либо трудностями развития (например, гиперактивный, агрессивный, с недоразвитием речи), которые раздражают взрослых, и они это не скрывают. Бедный ребенок создает для окружающих мнимые и реальные хлопоты (носится по квартире, вечно все проливает), напряженную обстановку. Ощущая нерасположенность взрослых к себе, он непослушен, своеволен, действует «назло взрослым». Кажется, что ребенок бросает вызов родителям: «Если вы не хотите меня погладить, то хотя бы ударьте!». Роль «ужасного ребенка» может играть и первенец при рождении второго ребенка (реакция протеста, чтобы вернуть к себе внимание родителей), а также ребенок, у которого появился «новый» папа. «Ужасное» поведение ребенка - сигнал о его эмоциональном неблагополучии.
В деструктивных семьях ребенок может находиться в положении «козла отпущения», когда на нем все срывают зло, выплескивают свою агрессивность. Ребенок живет в страхе наказания за любое действие и слово.
С детства все помнят сказку «Золушка», поэтому нетрудно будет представить положение ребенка, которого не любят, унижают, притесняют. И в современных семьях есть дети, которым предназначена роль «Золушки». Они постоянно чувствуют себя ненужными, плохими, обузой в доме. Изо всех сил они стараются угодить родителям, предупредить их желания. Но родители вспоминают о ребенке, когда его надо чем-то нагрузить, что-то поручить. Ребенок страдает и не знает, как себя вести.
Оптимальным условием для развития детей является любящая семья.
Любящая семья - это семья, достигшая гармоничного взаимопонимания и взаимоадаптации с детьми, где общение с детьми - большая радость, где доминирует положительный, благожелательный эмоциональный тон. Разумная любовь характеризуется принятием ребенка, сочетанием положительного эмоционального отношения к нему с разумными требованиями и кооперацией во взаимодействии.
В здоровом психологическом климате ребенку не уготовлены никакие фиксированные роли. Его любят («кумир семьи»), напроказил - стал «ужасным ребенком». Вечером он - «папино сокровище», а днем, когда родители на работе, - «бабушкино сокровище». И все роли ребенок исполняет с удовольствием, не застревает ни на одной из них, поскольку никто его к этому не принуждает. В любящей семье ребенок не бывает ни «козлом отпущения», ни «Золушкой», но ему дают другие роли - помощника, интересного человека, советчика, которые подчеркивают, как он нужен родителям.
Мы все время говорим о любви родителей к ребенку, но она «выросла» из любви родителей друг к другу. Именно настоящая любовь родителей друг к другу поднимает тонус жизни семьи, вызывает ощущение радости. Это самая здоровая обстановка для психического развития ребенка, для его нравственного воспитания. У любящих друг друга родителей ребенок учится видеть радость в том, чтобы сделать приятное другому, а счастье отдавать ценить выше, чем счастье брать. Он учится такту, гуманности, верности, нежности.
Счастливая семья - почва для развития эмоциональности ребенка. Однако воспитание чувств не приходит само собой, чаще всего оно, как и всякое воспитание, требует усилий, и усилий немалых. «Учить чувствовать, - писал В.А.Сухомлинский, - это самое трудное, что есть в воспитании». Василий Александрович предложил такой путь воспитания чувств у ребенка в семье:
• вовлекать детей в добрые дела из симпатии, участия, любви к другому человеку (забота, волнение, тревога о близких людях);
• развивать чуткость сердца по отношению к другим людям, особенно к тем, кто нуждается во внимании, - маленьким, пожилым («Оля сегодня плакала. Почему? Ты узнал? Ты помог?», «Почему бабушка не смотрит свой любимый сериал? Может быть, она плохо себя чувствует?»);
• использовать произведения искусства, природу для обогащения эмоционального мира ребенка.
В основе любви лежит действенная направленность на ее объект: родители, любя ребенка, заботу о его развитии, благополучии реализуют в повседневном уходе, хлопотах (купают, готовят еду, читают книгу, идут на прогулку, играют и др.). Если родители равно­душны к ребенку, то он в первую очередь страдает от их «бездействия»: с ним не занимаются, он неухожен, неопрятен и т.д. Любовь, которая живет в сердце отца или матери, но никак не проявляется в действии, никого не может осчастливить, Напротив, она заставит ребенка страдать от того, что он «никому не нужен».
Как вы относитесь к высказыванию А.Я. Коменского «Любить детей - дело природы, а скрывать свою любовь - дело благоразумия».
Искусство любви заключается в умении дарить радость и в мелочах, и в крупном, дарить действенно, не копя в себе. Этому необходимо учить и ребенка: когда и как проявлять свою любовь к близким людям.
Семейная любовь - это не только чувства, но и определенный образ поведения супругов, детей, от которого зависит счастье данной семьи. Можно любить друг друга, но мучать попреками, неделикатностью, душевной грубостью, неумением сказать нужное слово... Омрачает любовь эгоистическое поведение супругов, детей. Причина поведения, подрывающего семейную любовь, - неумение понять друг друга. Но этому, как говорят психологи, можно научить. Уже с третьего года жизни ребенок чувствует настроение, состояние близких, особенно радостное. Необходимо учить ребенка с уважением относиться к состоянию близких, сопереживать. Для этого родители должны проявлять внимание к внутреннему миру ребенка: чем он интересуется, что его радует, что печалит. Искренняя заинтересованность родителей во всем, что происходит в жизни ребенка, интерес к его детским, пусть самым пустяковым проблемам - в этом выражение любви родителей к ребенку.
На основе любви можно воспитать нравственное поведение: только любовь способна научить любви.
Используемая литература:
1. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание/Издательство: М.: Академия, 2000, 232 с.

Рекомендуем посмотреть:

Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребёнка Консультация для родителей «Использование самомассажа для оздоровления детского организма» Как развивать фантазию у ребёнка Техника безопасности для дошкольников при занятиях творчеством

Похожие статьи:

Воспитание чувств ребенка. Развитие эмоциональной сферы у детей

Арт-терапия для детей

Сказкотерапия для дошкольников

Что означает Арт - терапия

Студия арт-терапии «Беби – АРТ»

Нетрадиционные способы рисования в детском саду для старших дошкольников | Открытка к празднику Пасхи своими руками в технике Айрис-фолдинг
Опубликовано: 3904 дня назад (16 марта 2014)
Просмотров: 6956
+10
Голосов: 10
Наталья Блудилина # 16 марта 2014 в 16:36 +4
Мне понравилась статья, очень пригодится для родительского собрания в любом классе,разве что с небольшой поправкой на каждый конкретный класс.+1
Валентина Николаевна Мельникова # 16 марта 2014 в 21:11 +5
Спасибо, что зашли в гости! Рада, если кто-то для себя возьмет этот материал! Каждый выберет то, что ему нужно! Сейчас, как никогда остро стоит проблема по семейной педагогике и семейному воспитанию! Некоторые родители не понимают, что в ответе за своих детей только они сами!!!
Татьяна Николаевна Даниленко # 16 марта 2014 в 16:48 +4
Мне понравилась ваша работа - глубоко, актуально и искренне. Спасибо.
Валентина Николаевна Мельникова # 16 марта 2014 в 21:13 +5
Татьяна, спасибо за комментарий! Рекомендую учебное пособие для студентов ВУЗов, Куликова Т.А. "Семейная педагогика и домашнее воспитание"! Почитайте, впечатляет, моя настольная книга!
Валентина Николаевна Мельникова # 16 марта 2014 в 21:14 +5
Спасибо!
Елена Викторовна Гетманская # 17 марта 2014 в 09:12 +4
Спасибо за грамотно написанную статью, читаемую с легкостью. Есть действительно семьи которые , соглашусь с Вами, живут для ребенка. Но поведение ребенка, наверное, будет зависеть от его воспитания. Да, конечно, если он в центре внимания и  избалован, будет капризничать, шалить... Но все же это зависит от воспитания!
Валентина Николаевна Мельникова # 17 марта 2014 в 16:06 +4
Спасибо, что оценили статью!
Татьяна Владимировна Смирнова # 17 марта 2014 в 20:10 +2
Хорошая, важная, серьезная статья, прочитала с большим интересом. Задумалась о себе и об отношении родителей ко мне, есть обиды. Есть моменты, которые вижу и в своей семье, понимаю как важна родительская любовь. Спасибо за материал!
Валентина Николаевна Мельникова # 17 марта 2014 в 21:13 +4
спасибо что зашли
Наталья Валентиновна Черникова # 17 марта 2014 в 20:56 +2
Отличный материал!Аккуратно оформленный и интересно изложенный!Семейная педагогика – это наука о воспитании детей в семье.Одна из моральных ценностей -это любовь.Семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям. Спасибо,Валентина.Есть,над чем поразмышлять.Можно использовать материал в работе с родителями воспитанников.
Валентина Николаевна Мельникова # 17 марта 2014 в 21:12 +4
спасибо
Недопекина Антонина Викторовна # 22 марта 2014 в 18:14 +2
Очень хорошая статья,прочитала с большим интересом!!!Думаю пригодится для информации родителям моих воспитанников!Спасибо за материал!!! Успехов в работе!!!Голос!
Валентина Николаевна Мельникова # 23 марта 2014 в 17:17 +3
Антонина, спасибо, что зашли в гости!
Светлана Сабирзянова # 25 марта 2014 в 02:20 +2
Интересный материал и полезный для всех. Очень важно уметь любить.Важно и детям и взрослым.Поэтому вашу статью буду рекомендовать и родителям ,и своим коллегам.Голосую +1.
Валентина Николаевна Мельникова # 25 марта 2014 в 08:50 +3
Спасибо что зашли в гости!
Ольга Андреевна Светлова # 25 марта 2014 в 08:57 +2
Прекрасная статья, очень актуальная и интересная. К сожалению, кроме деятельных педагогов, мало кто задумывается об этом. Все начинается с семьи, и Вы в этом не все сто процентов правы. Спасибо, очень полезная информация, особенно родителям под названием "Для осмысления...", если не возражаете, конечно.
Валентина Николаевна Мельникова # 25 марта 2014 в 09:09 +2
Ольга! Я не перестаю об этот повторять, и в этом тверда как сталь! Родителям уже надоела своими наставлениями! А я как "затертая пластинка", и на этом стою - родители отвечают за своих детей!!! Не возражаю -как хотите так и назовите. Это уже будут ваши мысли!!! И ваша авторская статья! Желаю успехов!!
Алина # 18 октября 2018 в 07:29 0
спасибо большое ! Очень красиво изложенная необходимая информация .