Использование элементов детской йоги на занятиях физической культуры
Постановка проблемы.
Достижения научно-технического прогресса в виде многообразия, простоты и доступности электронных гаджетов даже для воспитанников детских садов обуславливает преобладание более пассивного образа жизни детей. Несоблюдение временных ограничений «общения» детей с компьютером, планшетом, смартфоном родителей, ведёт к резкому ухудшению здоровья детей как соматического, так и психологического. В связи с чем дошкольное учреждение выдвигает пере собой приоритетные направления в стимулировании двигательной активности воспитанников, внедрении и использовании здоровьесберегающих техник и приёмов, направленных на сохранение и укрепление интенсивно развивающегося детского организма.
Цель работы:
Внедрение элементов детской йоги в занятия по физической культуре для укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста. Йога несёт в себе большой оздоравливающий потенциал, использование которого не требует больших затрат и специфического оборудования. Применение элементов йоги помогает достичь бодрости, лёгкости в теле, энергичности. Кроме того, йога способствует отличному функционированию абсолютно всех органов и систем. Также йога повышает общий тонус, улучшает пищеварение, дарит отличное самочувствие, и проясняет ум. Это не все достижения, которых можно добиться с помощью регулярной практики этой системы. Поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание необходимо с ранних лет. Для этого был разработан детский вариант йоги, где были учтены физические, физиологические и психологические особенности детей. Детская йога представляет собой комплекс занятий на основе Хатха- йоги, которые и внедрены в практику организованной учебной деятельности по физической культуре с воспитанниками 4-5 лет, то есть средних возрастных групп.
Изложение основного материала:
К занятиям йогой в специализированных секциях и оздоровительных центрах привлекают детей с 5 лет. Детям до 5 лет можно ввести элементы детской йоги в занятия физической культурой на заключительном этапе работы. Это будет способствовать развитию гибкости тела ребенка, так как мышцы уже разогреты и более эластичны. В своей работе всегда учитываем некоторые особенности детской йоги. Это, во-первых, проведение занятий в игровой форме с основой на интересный сюжет и с введением персонажа (животного, сказочного или мультипликационного персонажа), так легче заинтересовать ребенка и ввести его в продуктивную оздоровительную деятельность. Дети с удовольствием подражают животным, перевоплощаясь в представителей фауны. Во-вторых, нельзя выполнять асаны (упражнения) при повышенной температуре тела и кровяном давлении, при ОРЗ, в случае возникновения острых болезненных ощущений во время занятий (незначительная боль при выполнении упражнений на растягивание в начальном периоде естествен-на). В-третьих, дети с хроническими заболеваниями допускаются к занятиям с разрешения врача. В- четвёртых, строго запрещены перевёрнутые асаны (упражнения) и стойка на голове, так как позвоночник ребенка дошкольного возраста еще не окреп, и не способен удержать вес тела. Во время разучивания асан (положение тела) с детьми дошкольного возраста всегда
придерживаемся определенных правил:
• Заниматься йогой рекомендуется через час после приема пищи.
• Принимать позы, только разогрев мышцы.
• Необходим четкий показ упражнений.
• Рекомендуется включать асаны в утреннюю гимнастику, зарядку после дневного сна, в физкультурные занятия и физминутки.
• Обязателен отдых после фиксации каждой асаны и полное расслабление после комплекса упражнений хатха-йоги.
• Нужно соблюдать принцип постепенности: от простого к сложному.
• Заниматься надо в облегченной форме (маечка, шортики, без обуви), на полу на коврике.
• Весь комплекс целесообразно сопровождать специально подобранной спокойной музыкой для релаксации и медитации.
В ходе занятий делаем акцент на выполнении упражнений, которые формируют правильную осанку, учат правильному дыханию и чувствовать своё тело во время движения. Это: поза дерева, поза война, поза горы, поза змеи, поза лука, поза рыбы, героя, покоя. Каждая из поз имеет конкретную цель и чёткие инструкции по её выполнению. Следует отметить, что большую роль в организации работы в рамках детской йоги имеет профессиональный уровень человека, возглавляющего деятельность детей. Поэтому, использование даже элементов йоги должно осуществляться специалистом, имеющим педагогическое (или медицинское) образование в области физической культуры и владеющего знаниями специфики развития детского организма. Также следует отметить, что системный подход в оздоровлении детей, сочетающий в себе и плановые мероприятия детского сада по закаливанию и профилактике заболеваний детей, и применение звуковой гимнастики воспитателями групп, и использование элементов дыхательной гимнастики Стрельникова на занятиях, музыки, будет усиливать положительный эффект в деле укрепления и оздоровления воспитанников. О чем свидетельствует снижение уровня заболеваемости воспитанников детского сада и повышение, ежегодно измеряемого индекса здоровья. Так же, привлечение внимания родительской аудитории детского сада к процессу оздоровления посредством открытых просмотров организованной учебной деятельности по физической культуре с элементами йоги, проведение консультаций и лекториев по вопросам оздоровление дошкольников в домашних условиях, оформление раздаточной и стендовой информации в приёмных групп, по вопросам формирования здорового образа жизни, увеличивает результативность работы по укреплению и сохранению здоровья детей и заставляет родителей увидеть преимущества двигательной активности ребенка перед пассивным времяпрепровождением перед телевизором, компьютером или ноутбуком.
Выводы:
Из всего вышеизложенного следует, что регулярные занятия йогой (или .систематическое использование элементов йоги) способствует укреплению позвоночника и мышц детей, развитию гибкости, формированию правильной осанки. Дошкольники, которые занимаются йогой, меньше болеют, более стрессоустойчивы и спокойны, чем их сверстники, находятся в хорошей физической форме, что, является немаловажными факторами, способствующие дальнейшей быстрой адаптации к новым условиям школы или мини-центра, после завершения обучения и воспитания в стенах детского сада.
Список использованных источников:
1. Рюшпол Е. Йога для женщин. Перевод с бол. И.В. Милюковой. - М.: Издательство Эксмо; СПб. : Сова, 2003.- 160 с.
2. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 104 с.
Рекомендуем посмотреть:
Проект в старшей и подготовительной группе детского сада
Йога в детском саду для детей старшей подготовительной группы
Асаны йоги
Звуковая гимнастика в детском саду